Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Наша православная вера о Боге

Η ΠΕΡΙ ΘΕΟΥ ΟΡΘΟΔΟΞΗ ΠΙΣΤΗ ΜΑΣ

    ЛАМБРУ К. СКОНЗУ Богослов – профессор

   ΛΑΜΠΡΟΥ Κ. ΣΚΟΝΤΖΟΥ Θεολόγου - Καθηγητού

 

 

Святая Троица

икона Святой Троицы письма прп. Андрея Рублева (1422-27)

 

       Праздник Святого Духа – это особое событие в календаре нашей Православной Церкви. В этот святой день мы чтим и поклоняемся Святому Духу, Который накануне, как «разделении языцы яко огненни» (Деян. 2:2), сошел на горницу в Иерусалиме и просветил святых Апостолов и с тех пор пребывает в Церкви и в мире вплоть до конца истории, как спаситель человечества и всего творения. Но вместе со Святым Духом мы поклоняемся всей Святой Троице, потому что Бог, по нашей православной христианской вере, неделим в своей сущности.

       Наша Святая Церковь, опираясь на Священное Писание и Священное Предание, являющееся по сути эмпирическим пониманием Священного Писания во Святом Духе, сформилировало догматы, то есть Свое учение. Историческая необходимость побудила Церковь выразить Свою веру и опыт с помощью святых поместных и Вселенских Соборов. В них святые отцы, руководимые и ведомые Святым Духом, в полной мере точно определили веру и ее начетали против разноименных еретиков, которые устремились фальсифицировать истину ложью и заблуждением.

       Мы, как верующие, обязаны, поскольку хотим быть членами Церкви и спастись, без всякого отклонения принимать догматы нашей Церкви так, как они сформулированы в Символе веры, который мы читаем и исповедуем на Божественной литургии, чтобы причащаться Чаши Жизни, Святого Причастия.

      Самым основным догматом, учением нашей Церкви является наша правильная вера в Триединого Бога. Впрочем, различные еретики на протяжении веков и до сегодняшнего дня хотели бы фальсифицировать именно этот догмат.

      Почти все религии молятся некоему богу или богам, если они политеистичны. Многие совершают серьезную ошибку, отождествляя истинного Бога Православного христианства с богом или богами еретиков или других религий. Это большое заблуждение, потому что мы приравниваем богооткровенную истину о Боге к различным человеческим вероучительным заблуждениям. Христианский Триединый Бог не имеет ничего общего с единым Богом иудаизма, ислама, лжесвидетелей Иеговы, мормонов и т. д. Он также не имеет ничего общего с множественными божествами индуизма, даосизма, синтоизма и наших современных неополитеистов. Мы не верим в одного и того же Бога, потому что наша собственная вера основана на Божественном Откровении, те же - на произвольных человеческих представлениях. Святой псалмопевец упоминает, что «боги народов (есть) бесы» (Пс. 94:5).

Согласно нашей христианской вере, человеку недостаточно постичь понятие о Боге, и потому сам Бог открывается людям. Апостол Павел говорит нам, что Бог «не переставал свидетельствовать о Себе» (Деяния 14:17). Священное Писание является Его основным каналом откровения миру. В Ветхом Завете мы имеем завуалированное откровение о Боге, потому что духовная незрелость дохристианского мира не допускала дальнейшего откровения о Боге. Наоборот, в Новом Завете Бог раскрывается полнее, насколько это необходимо человеку и насколько он может понять. Откровение Бога в новом веке благодати было соершено через Воплотившегося Сына и Слово Божье, нашего Господа Иисуса Христа. «Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (исповедал, возвестил)» о Боге (Ин. 1:18). В Своем богочеловеческом лице Он носил все Божество, потому и Сам сказал, что «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Его божественное учении пронизано откровением об образе существования Бога.

        Наша святая Церковь просвещением Всесвятого Духа и своим коллективным опытом определила свою веру в Бога и меру человеческого знания о Нем. Это сформулировано в так называемых «Крещенских Символах» древней Церкви, а позже и, конечно, в ныне используемом нашем Символе Веры, о котором мы уже упоминали.

        Согласно нашей Православной Кафолической Церкви, сохраняющей христианскую веру в неприкосновенности и чистоте, она учит, что Бог не может по своей сущности и природе стать предметом познания для относительного и конечного человеческого разума. Наоборот, человек может знать действия Бога. Святой Иоанн Дамаскин подчеркивает, что «мы знаем существование и явленные свойства и действия Бога. Его природа и сущность остаются для нас совершенно непостижимыми и неизвестными» (P.G. 94,797). Западное схоластическое богословие, не делавшая этого различия, зашла в ужасные тупики и злоключения.

         Божественное Откровение свидетельствует о том, что Бог существует одновременно как единство, монада и как троица. По Своей сущности и природе Он един. Но Он существует и проявляет себя тремя различными способами бытия, как Отец, как Сын и как Святой Дух. В единой и неделимой божественной сущности существуют три отдельные Божественные Личности как воипостасные сущности. Один Бог три лица. Божественные Лица отличаются друг от друга своими особыми ипостасными особенностями. Отец нерожден, Сын рожден от Отца и Дух Святой исходит от Отца.

Наша Православная вера в Святую Троицу стоит между двумя одинаково серьезными нечестивыми учениями (κακοδοξίες), строгим монотеизмом одного лица и многобожием многих лиц. Монотеизм одного лица (иудаизм, ислам, лжесвидетели Иеговы) учит непричастном и внемирному Богу. Они обвиняют христианство в политеизме из-за веры в Троицу. Современный многогранный политеизм, представленный различными восточными религиями и современными нам неополитеистами, обвиняет христианство в том, что оно является порождением еврейского монотеистического заблуждения. Василий Великий писал, что «иудаизм борется с эллинизмом и одновременно с христианством» (PG 31,600).

        Мы отвечаем едино личному монотеизму, что мы не политеисты, потому что три Божественных Лица — это не три разных бога с отдельной природой, как отстаивают политеисты, но мы верим в одну божественную природу и, следовательно, в одного Бога. Мы также отвечаем многобожникам, что мы верим не в единоличного, непричастного и не от мира сего бога, а в общение Божественных Лиц.

         Есть некоторые из наших собратьев, которые, соблазнившись еретическими и нечестивыми учениями, придерживаются странных верований о Боге. Одни отождествляют Бога с материальным миром (пантеизм), другие не признают присутствия Бога в мире (деизм), третьи и, к сожалению, многие христиане, характеризуют Бога как расплывчатую и безличную «высшую силу». Мы сообщаем вам, что ошибочная вера в Бога имеет очень серьезные последствия для духовного пути и, в конечном счете, для спасения человека. Если мы не верим в Святую Троицу, в любовное общение Божественных Лиц, в любовь Отца, в богочеловечность Сына и в освящающую и спасительную роль Святого Духа, наше спасение невозможно, по учению нашей Церкви.

       Мы имеем нужду в том, чтобы иметь доверие к нашей Церкви и принимать Ее божественное учение без отступлений. В этом наш реальный интерес для нашего духовного пути, нашей личной реализации и, прежде всего, для нашего спасения. Без нашего полного включения в спасительное церковное тело мы не сможем спастись, потому что, по словам святителя Киприана, «вне Церкви нет спасения»! Наша правильная вера в Бога должна быть высшим выражением нашего доверия к Церкви и нашего сознательного органического существования в церковном теле.

http://aktines.blogspot.com/2023/06/blog-post_88.html

© перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2023г.



Подписка на новости

Последние обновления

События