Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Ники Хассапи, богослов магистр богословия

Церковь и православная традиция

Εκκλησία και Ορθόδοξη Παράδοση

 

Вопрос о характере экклесиологии занимал и продолжает занимать богословов и исследователей. Сложность этого конкретного вопроса неудивительна. Природа Церкви и ее определение не есть факт, который можно точно определить, так как это тайна.

 

Проблема обостряется, когда мы пытаемся прояснить отношения между экклесиологией, триадологией, христологией и пневматологией. Развитие догматики и схоластика, по сути, разделение на отдельные разветвления усугубляло проблему, поскольку создавало впечатление, что каждая ветвь автономна и независима от другой. Таким образом, были созданы разные экклесиологические подходы, где каждый ограничивался той ветвью, от которой зависел его взгляд. Со временем возникли два доминирующих течения. Одно развивалось в Западной церкви и преувеличивало ее христологический характер, а другое — в протестантизме, где преувеличивался пневматологический аспект. В последние годы проблема обозначилась и в Православной Церкви, поскольку и там, к сожалению, сформировались подобные односторонние подходы.

В данной статье мы кратко коснемся этого вопроса. В первой главе мы рассмотрим православную экклесиологию на основе ее триадологических, христологических и пневматологических аспектов. Во второй главе мы исследуем, в частности, проблему приоритета христологии и пневматологии в контексте римско-католической и протестантской экклезиологии, а также то, как новейшая православная богословская мысль отреагировала на христомонизм Западной церкви. В главе 3 мы рассмотрим ту богословскую мысль, которая не попала в ловушку односторонней экклесиологической теории и которая находится в русле библейского свидетельства и православного святоотеческого сознания, мысли.

  

 

 

ТРИАДОЛОГИЧЕСКИЕ, ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЭККЛЕСИОЛОГИИ

 

Триадологический аспект.

 

Уже у апостола Павла Церковь характеризуется как «таинство» (μυστήριον). Этот факт создает особые трудности в рассуждениях о Церкви, то есть об экклезиологии. Церковь есть богочеловеческое событие, основанное на ипостасном соединении двух природ Христа[1]. В этом смысле факт воплощения дает аргумент для некоторых догматистов считать его началом Церкви. С другой стороны, принимая во внимание работу Святого Духа в субъективном приобщении к объективному спасению, которое Христос предложил Своим искупительным делом[2], в ряде пособий по догматике день рождения Церкви упоминается как день Пятидесятницы. Однако существует также мнение, что ее начало можно проследить до состояния до сотворения мира, как предвечной воли Божией[3].

Церковь не начала свое существование ни с момента воплощения, ни со дня Пятидесятницы, несмотря на истину, что эти два события имели решающее значение для ее осуществления. Воплощение — это не ее начало, а ее формирование в теле Христовом[4]. Святой Дух в день Пятидесятницы впервые делает возможным субъективное приобщение к спасению людей, первых верующих, которые по своему свободному согласию принимают и пользуются Его дарами[5]. День Пятидесятницы может рассматриваться в качества дня рождения Церкви только через призму вхождения в нее человека.

Факт Церкви основан на существовании Триединого Бога, поскольку «у Отца и Сына и Святого Духа один дар, и одна власть…что присвояется, по-видимому, Отцу, тоже самое оказывается принадлежащим и Сыну, и Святому Духу»[6]. Бог извечно возжелал сотворения Церкви, Сын воплотился, чтобы стать телом Христовым, а Святой Дух своими дарами продолжает в ней человеческое лицо.

Фактом является то, что многие библейские отрывки свидетельствуют в пользу предвечности Церкви. У апостола Павла Церковь есть «тайна, сокрытая от веков и родов, ныне же открытую святым Его» [7], а ее художник и творец — Сам Бог [8]. Такого же мнения придерживаются и Отцы Церкви. По словам свт. Афанасия Великого, Церковь «сначала была создана, потом рождена от Бога» [9]. Как характерно отмечает и св. Николай Кавасила, Божественная литургия имеет своим началом и отправной точкой три ипостаси одного Бога[10], которые, несмотря на свое единство, каждая по-своему содействовала тайне Церкви[11].

Отец Своей предвечной волей, Сын Своим воплощением и составлением тела Церкви и Святой Дух Своими дарами для ее членов. Следовательно, начало Церкви находится в предвечной воле Триединого Бога, еще до сотворения материального мира, когда, по словам Иоанна Златоуста, творился духовный мир[12].

Триадологический взгляд на Церковь касается не только ее принципа, но и способа ее существования. Эта точка зрения основана как на божественном элементе ее характера, так и на человеческом, то есть двояким образом. Первоначально при косвенном откровении творения как божественного творения, но главным образом с ипостасным воплощением Слова Божия. Это откровение состоит не только в нетварных действиях, но и в бытийном отношении Лиц Троицы[13]. Следовательно, Церковь, как богочеловеческий организм, как по своему божественному происхождению, так и по своей тварной, то есть участии ее верующих, живет троичный образ существования Бога. По этой причине считается, что «Таким образом, Святая Церковь есть, как было сказано, образ Божий, поскольку Она, подобно Богу, осуществляет единение среди верующих; даже если они различаются по своим свойствам, месторождению и образу жизни, тем не менее, обретают в Церкви единство через веру»[14].

 

Продолжение следует…

https://www.pemptousia.gr/2022/12/ekklisia-ke-orthodoxi-paradosi/

СНОСКИ

[1] Α. Αλεβιζάτου, “Περί τῆς φύσεως τῆς Ἐκκλησίας ἐξ ἐπόψεως ὀρθοδόξου” Θεολογία21,1 (1950)28.

[2] Χ. Κρικώνη, Τό μυστήριον τῆς Ἐκκλησίας, Πατερικαί ἀπόψεις 3(Θεσσαλονίκη: Ἐκδοτικός οἴκος Κυρομάνος, 1992)25.

[3] Иоанн Кармирис, академик, профессор «Православная Екклесиология» Ι. Καρμίρη, “ Ὀρθόδοξος Ἐκκλησιολογία”, Θεολογία 39,4 (1968) 510.

[4] Там же Οπ., 369.

[5]Ν. Ματσούκα, Δογματική και Συμβολική Θεολογία ( Θεσσαλονίκη: Εκδόσεις Π. Πουρνάρα, 2003) 411.

[6] свт. Иоанн Златоуст Беседа на Евангелие от Иоанна 86 Ι. Χρυσοστόμου, “ Εἰς Ἰωάννην ὁμιλίαι” P. G.,J. Migne, ἐπιμ. Ἔκδ., τομ. 59, στ. 471.

[7] Кол. 1,26.

[8] Евр. 11,10.

[9] Свт. Афанасий Великий «О вочеловечении Бога Слова и против ариан» Μ. Αθανασίου, “ Περί τῆς ἐνσάρκου ἐπιφανείας τοῦ Θεοῦ Λόγου καί κατά Άρειανῶν” P. G., J. Migne, ἐπιμ. Ἔκδ., τομ. 26, στ. 1004 D.

[10]св. Николай Кавасила «Толкование Божественной литургии» Ν. Καβάσιλα, “ Ἐρμηνεία τῆς θείας λειτουργίας” P. G.,J. Migne, ἐπιμ. Ἔκδ., τομ. 150, στ. 392D.

[11]   Στ. Γιαγκάζογλου, Κοινωνία θεώσεως. Η σύνθεση Χριστολογίας και Πνευματολογίας στη διδασκαλία του Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά,( Αθήνα: εκδ. Δόμος, 2001) 328.

[12]   Κ. Μουρατίδη, “ Ἡ οὐσία τῆς Ἐκκλησίας κατά τήν διδασκαλίαν τοῦ Ἰωάννου τοῦ Χρυσοστόμου” Θεολογία 29, 1 (1958) 371.

[13]  Ι. Ζηζιούλα, “ Το μυστήριο της Εκκλησίας και το μυστήριο της Αγίας Τριάδας”,Sabornost8 (2014) 44-46.

[14]прп. Максим исповедник. Мистагогия Μάξιμου Ομολογητού, “ Μυσταγωγία” P. G.,J. Migne, ἐπιμ. Ἔκδ., τομ. 91, στ. 668 C.

перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2022г.



Подписка на новости

Последние обновления

События