«Общая Пасха» православных и католиков: совпадение или выбор?
«Общая Пасха» православных и католиков:
Совпадение или выбор?
Димитрис Кацурас , богослов -политолог
С начала этого года открыта дискуссия по общему определению великого христианского праздника Пасхи и, как следствие, по его совместному празднованию православными и католиками, а в более широком смысле — всеми христианами мира.
Поводом для этой дискуссии послужило, с одной стороны, совпадение в этом году (2025) сроков празднования Пасхи на Востоке и Западе (православными и католиками), а с другой стороны, заявление Вселенского Патриарха Варфоломея о том, что раздельное празднование Пасхи христианами Востока и Запада является «соблазном» , подразумевающим необходимость его немедленного урегулирования.
Фактически, между Патриархом и Папой было объявлено о неформальном соглашении, основанном на их заявлениях, о переходе к общему определению Пасхи, чтобы христиане Востока и Запада теперь могли постоянно праздновать этот великий праздник в один и тот же день , по случаю (и) годовщины в этом году (2025) 1700-летия со дня созыва Первого Вселенского Собора, который своим «Оросом-вероопределением» установил празднование Пасхи для членов Церкви.
Прежде чем обратиться к актуальной в настоящее время теме «Общей Пасхи», необходимо и полезно для понимания предмета кратко остановиться на истории вопроса, которая начинается с созыва первого Вселенского Собора в далеком 325 году нашей эры.
Первый Вселенский Собор, среди прочих серьезных вопросов, рассматривал и проблему различного по времени и дате празднования Пасхи в тогда еще едином христианском мире . В частности, в ряде поместных церквях Пасха праздновалась в день с иудейской Пасхи (первый день весеннего полнолуния), а в других — в первое воскресенье после весеннего полнолуния.
Эта проблема была урегулирована специальным Соборным «Оросом-вероопределением» (Неизменным решением) , согласно которому все верующие во всем мире должны праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния и после весеннего равноденствия и всегда после иудейской Пасхи по историческим причинам (так как Христос воскрес после иудейской Пасхи).
Вышеуказанное решение, при соборном авторитете, а тем более Вселенского собора, принесло единство и согласие во всей Церкви и тогдашней христианской Римской империи при Константине Великом. Даже после великого раскола Востока и Запада (XI век ) все соблюдали Орос Первого Вселенского Собора, и существовало, по крайней мере, е совпадение в датировке празднования Пасхи.
Однако в XVI веке Папа Григорий XIII ввел для членов своей церкви новый календарь (так называемый «григорианский»), который наряду с фиксированными праздниками также ввел празднование переходящего праздника Пасхи. Таким образом, Запад нарушил «Орос» Первого Вселенского Собора, расстроил праздничное единообразие с Востоком , дойдя даже до того, что стал праздновать Пасху одновременно с иудейской Пасхой или даже раньше нее, несмотря на строгие канонические запреты на это.
На Востоке изначально и на протяжении 4 столетий Григорианский календарь не принимался (его введение было осуждено Константинопольскими соборами 16 столетия и наложены анафемы - прим. переводчика), несмотря на призывы и давление Запада, главным образом из-за запретительного правила Первого Вселенского собора. Однако это отношение изменилось в начале XX века в связи с развившимся в то время «экуменическим движением», целью которого было так называемое «объединение церквей».
Однако, хотя в то время некоторые Поместные Православные Церкви (их меньшинство) приняли изменение календаря (юлианского, к которому адаптирован церковный календарь событий), изменение Пасхалии не было принято. Таким образом, по сей день, то есть уже 1700 лет, все православные христиане празднуют Пасху по канону Первого Вселенского Собора и по юлианскому календарю.
Вопрос о так называемой «общей Пасхе», то есть об общем определении празднования Пасхи Православной Церковью и Римско-католической Церковью, присутствовал в планах вышеупомянутого «экуменического движения», но он обострился после так называемого «снятия анафем» между Константинополем и Ватиканом в 1965 году, и особенно в последние десятилетия , в связи с системным подходом Фанара и Ватикана.
Задача эта не простая и не легкая, поскольку для ее достижения должна быть реализована одна из трех возможностей : либо католики вернутся к традиционному исчислению празднования Пасхи, от которого они отказались в XVI веке , либо православные будут следовать исчислению празднования на основе Григорианского календаря , либо появится третье (новое) общее определение , которое изменит для обоих нынешнее определение празднования Пасхи, которому они следуют по сей день. Все три варианта весьма трудно, если не невозможно, осуществить.
Не будем забывать, что незначительное изменение календаря в 1924 году нанесло тяжелый удар по Православному Востоку, который и по сей день остается открытой раной, породив календарный вопрос и разделение верующих на новостильников и старостильников.
Кроме того, нынешняя ситуация не способствует единогласному решению вопроса о совместном праздновании «общей Пасхи» православными и католиками, во-первых, потому что содержательное и богословски реальное совместное празднование происходит только после согласия в вере и богослужении , которых в данном случае не существует, во-вторых, потому что одно лишь совпадение во времени не обеспечивает истинного единства в рамках «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви», как мы видим в подобных случаях, когда мы можем праздновать Пасху в один и тот же день, но оставаться разделенными, например: с коптскими (монофизитскими) христианами Египта и т. д. и, в-третьих, потому что светский или политический подход к таким деликатным вопросам, вероятно, создает больше проблем в церковной сфере.
Наконец, учитывая спор между Константинопольским Патриархатом первого уровня и самой многочисленной Православной Церковью, Московским Патриархатом (который, как и Российский Патриархат, в настоящее время поддерживается 10 из 14 поместных Православных Церквей в так называемом «украинском вопросе»), поспешные и односторонние действия первого по этому вопросу, скорее всего, приведут к созданию новой и серьезной проблемы, даже расколу на Православном Востоке. Не будет преувеличением сказать, что совсем не исключено возникновение соответствующих геополитических побочных эффектов и последствий.
Будем надеяться, что Воскресение Богочеловека озарит всех Своим вечным Светом, критериями и ориентирами любви, исправления-прощения и Истины, которые составляют основы и крепкие устои всякого истинного и богоугодного единства, дабы было истинное празднование Его для всех христиан!
Счастливого Воскресения!
Источник: https://aktines.blogspot.com/2025/04/blog-post_800.html#more