Папа Лев XIV и Православие
Георгий Н. Папафанасопулос
После избрания нового Папы Льва XIV и его первых речей и выступлений по международным вопросам в международных СМИ было опубликовано множество прогнозов и аналитических материалов. Однако у православных христиан, знающих историю Церкви, возникли вполне обоснованные опасения относительно курса нового Папы. Причина - это выбор им своего имени и его заявление о том, что он хочет, чтобы его папство напоминало папство Льва XIII (1878-1903). Действительно, Папа, о котором идет речь, в трудные для Папской Церкви времена был очень энергичен и политически эффективен в борьбе с «заблуждениями тогдашних современных политических и социальных теорий социализма, коммунизма и нигилизма». Он морально и материально поддерживал создание «христианских» союзов и политических партий, эффективно выступал против масонства и в пользу семьи — против разводов.
Негативным моментом для православных было то, что Папа XIII, начиная с XI века , провокационно активизировал усилия Ватикана по подчинению их своей гегемонии. Провокационная пропагандистская атака, которую он начал после публикации своего соответствующего циркуляра, вызвала резкую реакцию со стороны Вселенского Патриархата. В своей резкой критике Папы Римского, энциклике, опубликованной в патриаршем журнале «Церковная правда» 29 сентября 1895 г. (№ Fol. 31), осуждается следующее:
«В последнее время лукавый отделил целые народы Запада от Православной Церкви Христовой, внушив епископам Рима мысли чрезмерного высокомерия, различные нововведения еретические и антиевангельские… Итак, нынешний Блаженнейший Папа Римский Лев XIII… приглашает всех нас, Православную, Соборную и Апостольскую Церковь Христову, к союзу с папским престолом, понимая это соединение возможным только через признание его как последнего первосвященника и верховного духовного и светского правителя всей Церкви и единственного представителя Христа на земле и раздаятеля всякой благодати».
Синод о Вселенском Патриархе Анфиме также осуждает следующее: «Однако, поскольку с некоторого времени папская Церковь, оставив путь убеждения и рассуждения, к всеобщему удивлению и изумлению, начала соблазнять совесть самых простых православных христиан посредством обольстителей, выдавая себя за апостолов Христовых, посылая на Восток священнослужителей под одеждой и плащом православных священников (Примечание: речь идет об униатах) и разными другими обманчиво придуманными средствами для достижения своих прозелитических целей, мы отклоняем сие патриаршее и синодальное послание о сторожевой башне православной веры и благочестия…»
В энциклике далее выражается сожаление Патриарха и окружающих его синодальных иерархов, которые видят, что «папская церковь высокомерно упорствует в этом и тихо способствует священной цели объединения, отвергая эти еретические нововведения и возвращаясь к древнему устройству единой, святой, соборной и апостольской Церкви Христовой, частью которой она тогда была».
Святой Нектарий, тогда, в 1895 году, директор Афинской духовной школы Ризарион, также отреагировал на папскую энциклику. Он опубликовал ответ-тезис в официальном публицистическом органе Элладской Церкви «Священная лига», который был перепечатан в Патриаршем журнале в выпуске № 41 (8 декабря 1895 г.). Святой упоминает, среди прочего:
«Характер человека показывается в его словах», — сказал один из древних мудрецов… Об этой истине свидетельствуют и две ранее изданные энциклики папы, а также настоятельная энциклика Вселенского престола, обращенная к священнослужителям и всей благочестивой и православной полноте Святейшего Апостольского и Патриаршего престола Константинопольского… Во всем разница полная. Энциклики Его Блаженства Папы Римского ясно изображают характер Пап и описывают тип человека, который история изображала на протяжении веков, в то время как энциклика Вселенского Патриарха изображает истинный характер Православных Патриархов... В энцикликах Папы раскрываются эгоизм и высокомерие, надменность и величавость, равнодушие к догматическим вопросам, к первенству, власти и славе, и такое рвение, и борьба, и жертвенность, и споры, и историческая неточность, и презрение к истине, и претензии, и требования, и нелепые союзы, и кажущиеся уступки, и притворная любовь, и скрытые цели, и так много других сходств, которые исчезнут со временем...
…Посредством энциклики Папа считает своим долгом пригласить посредством возвышенной проповеди все народы земли отдать дань уважения ее высокой и святой вершине, говоря:
«Правители и народы мира, Лев XIII посылает вам благословение и мир в Господе и приглашает вас поклониться золотому истукану, которого он поставил на подошве своей ноги, и если вы падете и поклонитесь, то будете спасены, но если нет, то вы будете брошены в раскаленную огненную печь, в вечный огонь, уготованный дьяволу и его ангелам».
И святитель Нектарий выбирает: «Серьезная и скромная, искренняя и ясная, отеческая и увещательная энциклика Патриарха действительно является надлежащим ответом на две гордые энциклики Его Блаженства Папы. Только изучение обеих может сообщить читателю о духе, который дышит в них, говорит ли в них дух истины или неизвестный дух в Единой Соборной и Апостольской Церкви».
Отмечается, что из двух дополнительных планов папы Льва XIII в отношении Греции один оказался успешным. Он основал «Леонтиев лицей», но не смог осуществить свой план возведения великолепной церкви в Патрах, в память, как он заявил, о победе (западных) христиан над турками в 1571 году во время морского сражения при Нафпактосе...
Есть надежда, что модель управления Ватиканом и находящейся в его ведении Церковью, которой будет следовать Папа Лев XIV, не будет предполагать подчинения им Православия. Первые признаки не являются положительными. В одной из своих первых речей новый Папа обратился к лидерам восточных папских государств (марониты, униаты и т. д.), находившихся под его руководством, и заявил, что он продолжит политику Льва XIII! То есть то, что вызвало в свое время резкую реакцию Вселенского Патриархата! Учитывая, что нынешнее церковное руководство Вселенского Патриархата не придерживается того подхода к Папской Церкви, который был у Патриарха Анфима и окружавшего его Синода, возникают реальные опасения относительно результатов отношений Фанара и Ватикана.
Для справки в истории упоминаются синодальные митрополиты, подписавшие циркуляр против высокомерного поведения папы по отношению к православным: Никодим Кизикский, Филофей Никомидийский, Иероним Никейский, Нафанаил Прусский, Василий Смирнский, Стефан Филадельфийский, Афанасий Лемносский, Виссарий Диррахийский, Дорофей Белградский, Никодим Элассонский, Софроний Карпатосский и Касосский и Дионисий Элефтеропольский.
P.S. Папа Римский в своем обращении к главам папских церквей Востока говорил о ее духовности, которая выражается в покаянии и осознании грехов. В этом месте своей речи он употребил слово «пентос» (примечание: написано по-гречески), которое, по его словам, «было именем греческого мифического бога, олицетворявшего скорбь и дар слез». По мнению филологов, бог «Пентос» в греческой мифологии не существовал.
Источник: https://aktines-blogspot-com.