Почему Критский собор – еретический (краткий обзор)
Монах Серафим (Зисис)
(для газеты «Столп Православия»)
(ΠΗΓΗ: «Στῦλος Ὀρθοδοξίας», 14 Ὀκτωβρίου 2017)
Примерно полтора года назад (в июне 2016 года) в местечке Колимбари на о. Крит состоялся так называемый «Святой и Великий Собор», который планировался задолго до его проведения, и этот собор вызвал величайшее разделение среди полноты Церкви. Причина разделения заключается в том, что собор официально узаконил и одобрил еретические взгляды, особенно имеющие отношение к православной экклезиологии (учению о Церкви), а именно взгляды экуменистов.
В ограниченных рамках газетной статьи я постараюсь составить краткое резюме, предназначенное для широкого круга читателей, обобщающее некоторые доказательства того, что этот собор (в дальнейшем я буду называть его «Критским собором») совершил предательское отклонение от православной веры.
Под термином «экуменизм» подразумевается (все)ересь, которая стремится к искусственному, внешнему объединению различных религиозных верований и не имеет своей целью возвращение еретиков в Православную Церковь (Единую и Единственную Церковь Символа веры). Напротив, объединение совершается путем взаимных богословских уступок, как со стороны Православия, так и со стороны еретических христианских конфессий (а позднее – и представителей других религий), чтобы все они пришли к некоему «общему знаменателю», приемлемому для всех – насколько это возможно – в плане веры и религиозной практики. Эта ересь внедряется под предлогом так называемых «богословских диалогов».
Прежде всего необходимо прояснить, что «ересью» в области христианской веры является любое, даже малейшее отклонение от православных догматов, а не только отклонение от основных догматов «Символа веры», как утверждают экуменисты (например, митрополит Пергамский Иоанн). Святой Иоанн Дамаскин говорит, например, что «кто не верует согласно с преданием Кафолической [т.е. Православной] Церкви, тот неверный» (PG, т. 94, 1128a), а византийский свод законов, «Канонический синопсис», обобщая воедино точку зрения всех Святых Отцов, гласит, что «еретик – это тот, кто даже немного уклоняется от православной веры»[1] (изд-е Ралли-Потли, т. 1, 261).
- Критский собор постановил, что термином «Церковь» можно называть и еретиков
Спорный документ Критского собора («Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром») называет «Церквами» еретические сообщества, имеющие самоназвание «христианских церквей»: «Православная Церковь признает историческое наименование других не находящихся в общении с ней инославных христианских церквей и конфессий» (п. 6). Это прямо противоречит Символу веры, где исповедуется наша вера «во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». В Символе веры считается само собой разумеющимся, в соответствии со Священным Писанием и Преданием, что в нашей Единой и Единственной Церкви − «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф. 4, 5). Напротив, догматы тех, которых Критский Собор назвал «Церквами» (монофизиты, паписты, протестанты и т. д.), были осуждены нашей Церковью как еретические уже многие века назад, с 451 по 879 годы, а также в 1895 году (раньше еретиков называли «иноверцами», что еще раз свидетельствует о том, что они имеют иные догматы, иную веру, и наша с ними вера не является единой). Кроме того, и крещение у них совершается иначе (окропление, «мысленное уведомление» о получении дара «Духа Святого»[2] и др.).
Экуменисты предусмотрительно заручились оправданием, что слово «Церковь» в данном случае употребляется «из вежливости» или как «технический термин», и что оно якобы не используется здесь в прямом значении. Но это неверно. Святые Отцы указали нам, что мы должны искать значение, скрытое еретиками за двусмысленной или поверхностно правильной терминологией (например, св. Афанасий Великий, PG, т. 25, 545c, 560ab). Остальные решения Критского собора (как мы покажем ниже) свидетельствуют о том, что его участники считают, будто и еретические сообщества ведут ко спасению, поэтому-то они и рассматривают их не как еретические организации, а как «Церкви», только имеющие «некоторые отличия» или «несколько неполные».
Кроме того, даже если мы согласимся с тем, чтобы термин «Церковь» использовался как «вежливое обращение» или как «технический термин», это тоже является злоупотреблением и, опять же, свидетельствует о еретическом мышлении, потому что Святые Отцы предупреждают, что еретики пытаются использовать «размытую» терминологию, в то время как православные христиане всегда стараются прояснить ситуацию, чтобы все было однозначно и четко, дабы не были введены в заблуждение люди, несведущие в вере (Св. Афанасий Великий, PG, т. 25, 561a и PG, т. 26, 773d-776a).
В спорном документе Критского собора («Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром») в хвалебном тоне говорится о «Торонтской декларации», документе, который был согласован в 1950 году православными и другими членами так называемого «Всемирного Совета Церквей» (или ВСЦ, который был создан в 1948 году и в котором участвуют православные, протестанты, монофизиты). В этом документе Критского собора (п. 19) говорится, что «Православные Церкви — члены ВСЦ [...] глубоко убеждены, что экклезиологические предпосылки Торонтской декларации [...] имеют основополагающее значение для участия православных в Совете», т.е. в ВСЦ.
Несмотря на то, что в «Торонтской декларации» даны некоторые правильные объяснения с точки зрения экклезиологии, среди прочего, там говорится, что: «Церкви-члены сознают, что их членство в Церкви Христовой более всеобъемлюще, чем членство в их собственных Церквах» (гл. 4, п. 3). Таким образом, в соответствии с «Торонтской декларацией», «Церковь Христова» не ограничивается Православием, но существует Церковь (т.е. спасение) и за пределами Православия – там, где находится ересь.
- Критский собор узаконил ереси, сформулированные на Ассамблеях ВСЦ в Порту-Алегри, Пусане, Баламанде и др.
В том же документе, упомянутом выше («Отношения...»), Критский собор восхваляет проходившие до сих пор богословские диалоги православных и еретиков, а также «положительно оценивает документы богословского характера, изданные Комиссией [соответствующей Комиссией ВСЦ «Вера и церковное устройство»...], как важный шаг в экуменическом движении на пути к сближению христиан» (п. 211).
Эта фраза косвенно узаконивает еретические документы: несмотря на то, что их конкретные положения не перечисляются по одному, они принимаются и узакониваются все вместе, скопом. Это вполне возможно: достаточно вспомнить, как Пято-Шестой (2-е Правило) и Седьмой (1-е Правило) Вселенские Соборы наделили вселенским авторитетом священные Правила Поместных Соборов, не вдаваясь в их детальное описание.
При тщательном рассмотрении становится видно, насколько неприемлемые и, к сожалению, еретические высказывания присутствуют в важнейших документах «Богословских диалогов».
В документе, принятом в Порту-Алегри[3] (ВСЦ, Бразилия, 2006) говорится (пп. 6-7), что «каждая церковь – это соборная Церковь, а не просто ее часть. Каждая церковь [будь то православная или протестантская или любая другая из ВСЦ] является соборной, но не представляет ее полноту. Каждая церковь обладает соборностью, когда она находится в общении с другими церквами [...]. Разделенные друг от друга, мы нищаем», и что (п. 5) «возможны разные формулировки веры Церкви», то есть явное различие и искажение догматов не несет в себе ничего плохого!
Документ, подписанный в Пусане (ВСЦ, Южная Корея, 2013), утверждает, что среди многих других заблуждений мы «сокрушаемся по поводу разделений между нашими церквами и внутри них», что подрывает «свидетельство о благовестии Христовом» (п. 14). Другими словами, мы раскаиваемся в том, что Святые Отцы спасли нас от ересей и отсекли их от Церкви!
Баламандское соглашение (Ливан, 1993) между православными и еретиками-папистами гласит (пп. 13-14): «Как с одной, так и с другой стороны признается то, что все, что Христос доверил Своей Церкви [...], не может рассматриваться как исключительная собственность одной из наших Церквей. В таком контексте очевидно, что всякое перекрещивание исключено». Также там говорится, что: «Церковь Католическая и Церковь Православная взаимно признают друг друга в качестве Церквей Сестер, совместно сохраняющих Церковь Божию в верности ее божественному предназначению, особенно же в отношении единства». В другом пункте провозглашается (п. 30), что «ошибки разделения сказывались на обеих сторонах», т.е. ответственность за них должны нести и православные, и паписты![4]
Кроме того, Критский собор (как и подобает настоящему еретическому собору) сделал неверное и вводящее в заблуждение заявление, будто «Диалоги, которые ведёт Православная Церковь, никогда не означали, не означают, и не будут означать какого бы то ни было компромисса в вопросах веры. Эти диалоги есть свидетельство о Православии» (Окружное послание, VII, п. 20).
- Критский собор отклонил православные поправки к проектам документов
Его Преосвященство Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос), который участвовал в Критском соборе, но не подписал вышеупомянутый проблемный документ[5], в своем анализе под названием «Решения Архиерейского собора Элладской Церкви о «Святом и Великом соборе» и их упразднение» свидетельствует о том, что на Крите[6] были отклонены (внимание!) следующие православные поправки Элладской Церкви:
(1) Православная Церковь отвергает действительность таинств у инославных (еретиков), независимо от способа их принятия в Церковь, если они обращаются в Православие.
(2) «Объединение церквей» Православие понимает, как возвращение других в Православие, собрание (греч. έπισυναγωγή).
(3) Православная Церковь не считает себя частью «разделенного христианского мира», то есть фрагментом некоей единой смеси, состоящей их Православия и ересей.
Отклонение всех приведенных выше пояснений «проливает свет» на то, что на самом деле имеет в виду Критский собор, называя «Церквами» инославных-еретиков. Он считает их «Церковью», как и православных.
В том же документе Критского собора написано, что следует проводить диалоги, в то же самое время «исключая всякую практику прозелитизма, униатства или иных провокационных проявлений межконфессионального антагонизма» (п. 23).
Обратим внимание на то, что здесь не идет речь о «насильственном обращении» ("forcible conversion"), но имеется в виду даже простое стремление привлечь кого-то к Православной вере. Добавление фразы «всякую практику прозелитизма», ясно дает понять, то мы вообще отказываемся от нашей обязанности вести к Православной вере и наших ближних, разоблачая вредоносные ереси и т.д.!
Напротив, богодухновенные Каноны утверждают, что епископ, который не прилагает усердия к обращению еретиков в Православие, подлежит наказанию (Карф. 131 и 132).
- Критский собор отверг православное полемическое богословие последнего тысячелетия
Св. Афанасий Великий, являющийся «столпом Православия», считает проблематичным любой Собор, который не способствует либо решению какого-либо срочного литургического вопроса, либо осуждению какой-либо ереси, и добавляет: «А составляемые ими ныне Соборы какую имеют основательную причину? Если явилась какая новая ересь [...], то пусть скажут в точных словах, что вымышлено сею ересью и кто ее изобретатели?» (PG, т 26, 689a). Критский собор не имел ни любви, ни просвещения, чтобы решить проблему со старым и новым стилем, и не осудил ереси папизма и протестантизма, а тем паче – ересь экуменизма, который включает в себя и оправдывает все ереси: в частности, он не утвердил и не принял в качестве Восьмого и Девятого Вселенских соборов предыдущие Соборы 879-880 гг. и середины 14-го века, соответственно (т.н. «Исихастские соборы»). Как нельзя кстати звучат по этому поводу слова св. Афанасия Великого: «Отвергающие Собор, бывший против этой ереси (а таков Собор Никейский), чего иного хотят, как не того, чтобы возобладало ариево учение? И чего достойны таковые, не того ли, чтобы именоваться им арианами и понести одно с ними наказание?» (PG, т. 26,1032a).
Эти слова свидетельствуют о том, что и в его историческую эпоху, и в наше время еретики не стремились публично осудить Первый Вселенский православный Собор, состоявшийся в Никее, но желали молчаливо обойти его стороной и заменить этот собор и его Символ веры другим, еретическим собором и двусмысленным символом веры (Св. Афанасий Великий, PG, т. 25, 549ac и PG, т. 26, 808d). И сейчас точно так же Критский собор не только старательно избегал осуждения ересей, появившихся в последнее время, но и именовал их «церквами», и поэтому совершенно очевидно, что он равен соборам еретическим!
Из всего вышесказанного становится понятен масштаб ереси Критского собора. Вышеуказанные еретические утверждения звучали и ранее, но теперь произошло их официальное принятие Собором, сопровождающееся началом гонений и угроз против тех, кто их не принимает. Так сбываются слова св. Феодора Студита об усилении ереси: «Как можно говорить, что они не проповедуют и не учат ереси, когда они каждый день учат своими делами тому, что они соборно проповедовали и утвердили, с анафематствованием тех, которые противятся их учению, т.е. снисхождению к еретикам?» (PG, т. 99, 1072b).
[1] Яко еретик есть и еретическим подлежит законам, аще и мало что уклоняяся от православныя веры, http://krestovayapustin.cerkov.ru/2015/10/12/oblichenie-eretikov-kanonami-pravoslavnoj-cerkvi/
[2] В протестантизме (напр. у неопятидесятников, - прим. переводчика) существует точка зрения, что уверовавшие получают внутреннее «уведомление» (= уверенность), что на них снизошел Святой Дух, в тот момент, когда они решают стать христианами, без какого-либо внешнего проявления этого изменения и без соответствующего обряда, - прим. авт.
[3] https://apologet.spb.ru/ru/%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C/90-dokumenty-vsts/3062-prizvannye-byt-edinoj-tserkovyu-v-utverzhdjonnoj-redaktsii.html
[5] «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»
[6] «Теодромия», вып. 18, 3.4 [июль-декабрь 2016 г.] стр. 416-436