Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Иеродиакон Рафаил Мисиаулис, богослов

Первое воскресенье Великого поста: Воскресенье Православия

Hierodeacon Rafael Misiaoulis, Theologian

The First Sunday in Lent: Sunday of Orthodoxy

 

В первое воскресенье Великого поста, обычно именуемое Воскресеньем Православия, наша Церковь чтит и признает святые подвиги и победу Православия, восторжествовавшего над всеми ересями с момента их первого появления в самые древние времена христианства. Сегодня мы провозглашаем не только победу Церкви в иконоборческой полемике, но и над всеми прочими ересями, появлявшимися на протяжении веков, навязывавшими лжехриста, отличного от истинного Христа Церкви. Главная победа, на которую мы сегодня ориентируемся, — это победа в битве за иконы, за их почитание. Борьба и конфликты вокруг икон длились более двухсот лет.

 

Первое воскресенье Великого поста: Воскресенье Православия, изображение №1

 

Иконоборцы были внутренними врагами Церкви. Они всегда представляли опасность, поскольку многие из них занимали руководящие посты в светском государстве или в церкви. Для иконоборцев иконы были настоящими идолами, потому что они видели только дерево и краску. Они не могли возвыситься до созерцания живых существ, бессмертных душ, которых изображали.

Что такое Православие? Это подлинное продолжение Церкви Христовой. Это духовная среда, где должным образом преподается содержание божественной истины через откровение. Это место, где переживается непрерывное настоящее нашего спасения и где мы и мир преображаемся. Православие означает истинную веру и истинное восхваление Бога. Эта истинная вера приводит нас к истинному прославлению Триединого Бога. Если вера ошибочна, то и воздаяние почтения Богу, Его прославление тоже будут ошибочными. Если вера неверна, то у падших людей нет шанса исцелиться. Мы не можем быть приведены от идолопоклонства страстей к истинному поклонению истинному Богу и к общению с Ним.

Со времен Пято- Шетого Вселенского Собора Церковь считала икону Христа выражением и доказательством истинного воплощения Сына и Слова Божия, Его Страстей и Воскресения. Святой Иоанн Дамаскин (8-9 вв.), один из самых ревностных защитников почитания святых икон, замечает, что, с одной стороны, божественная природа не поддается описанию, а с другой, после воплощения Сына, наш неописуемый Бог стал описуем. А икона Христа представляет именно этот нерушимый союз двух природ, божественной и человеческой, в лице Иисуса Христа.

7-й Вселенский Собор (787г.) богословски определил вопрос о почитании святых на иконах и, между прочим, постановил, что, поскольку Сын Божий воплотился во плоти и костях, мы можем изображать Его и поклоняться Ему. . Мы также изображаем Пресвятую Богородицу, Богородицу и всех святых и уважаем и почитаем их. Когда мы почитаем святые иконы, мы почитаем не куски дерева, а образы, изображенные на них. Так что мы не идолопоклонники, так как честь, которую мы воздаем святым иконам, принадлежит изображенным лицам, а не материалам, из которых сделаны иконы. ( И тем более не изображением языческих богов-демонов, прим. переводчика. В священном писании термин идол - ililim относится исключительно к языческим богам-демонам, их статуям)

Как о. Георгий Флоровский учил, что мы должны принять традицию Церкви прямо в сердце, не задумываясь над ней. Потому что, «если мы начнем строить Церковь и допустим небольшое нововведение, ошибку, все постепенно рухнет», как напоминает нам святой Иоанн Дамаскин.

Через сегодняшнее евангельское чтение Церковь желает осветить дело апостолов Филиппа и Нафанаила как пример веры и исповедания в Триединого Бога. Господь призвал Филиппа на служение Апостола («Следуй за Мною»), потому что видел, что он постоянен в своей вере, имеет упование на личность Божию и уверенность в том, что Его пророчества сбудутся. Филипп также пытался передать свою радость и веру Нафанаилу, говоря ему: «Иди и смотри».

Филипп с радостью принял приглашение Господа и с энтузиазмом помчался искать кого-то еще, кого можно было бы привести ко Христу. Он чувствовал потребность передать другим людям пламень радости Господней. Он позвал своего друга Нафанаила, человека с такими же желаниями, такими же интересами, человека, ожидавшего пришествия Мессии.

/images/st/5114/img_5114_bacdaae3fe43afcaf9d49aebae419c46.jpg

Первое воскресенье Великого поста: Воскресенье Православия, изображение №2

 

Апостол Филипп – это пример, который всем нам следует подражать, чтобы мы могли привести нашу семью, друзей и знакомых ко Христу и Церкви. Мы обязаны ободрять и направлять других, чтобы они стали учениками Господа.

Великая честь быть и называться православными христианами. Однако в то же время мы также несем большую ответственность за то, чтобы это имя вошло в нашу жизнь. Православие — сокровищница за пределами мечтаний корыстолюбия. Мы обязаны защищать его изо всех сил, а также применять его в нашей повседневной жизни. От «ортодоксии» (правильной веры) мы перейдем к «ортопраксии» (правильным действиям), к живому присутствию Господа нашего Иисуса Христа в нашем внутреннем мире.

перевод выполнен интеренет-содружеством "Православный Апологет"2023г.



Подписка на новости

Последние обновления

События