Империя Нового Рима и ее граждане
Η Αυτοκρατορία της Νέας Ρώμης και οι πολίτες της
Πρωτοπρεσβύτερος Γεώργιος Δ. Μεταλληνός
Καθηγητής Θεολογικής Σχολής Παναπιστημίου Αθηνών
Протопресвитер Георгий Д. Металлинос (+2020)
Профессор, Богословский факультет , Афинский университет

1.Пролог
Около двадцати лет назад я преподавал в аудитории нашего факультета студентам первого курса. С высоты стула я мог видеть группу студентов на первых местах, которые не были похожи на греков. В конце урока я подошел к ним и спросил об их месте происхождения. Один из них, который, как оказалось, лучше владел греческим языком, ответил мне: «Мы римляне с Ближнего Востока» (Ливан, Сирия, Палестина и т. д.). Признаюсь, я был удивлен таким ответом, которого не ожидал. «Итак, я перешел ко второму вопросу: «Почему вы римляне?» И затем последовал еще более удивительный ответ: «Потому что наш император был в Новом Риме, Константинополе, а наш первый православный патриарх — архиепископ Константинополя — Нового Рима»!
Затем я понял, что на Ближнем Востоке все еще есть православные, которые осознают свою идентичность и историю, в отличие от многих из нас, современных греков, которые [под влиянием пропагандистских лозунгов европейцев, в основном XVIII/XIX веков] полностью отдалились от этих концепций [в нашей непобедимой мании мы отождествляем их с (Западной) Европой (=европеизацией)]. Они были проанализированы с использованием убедительной документации покойным отцом. Иоаннис Романидис1, выдающийся православный догматист и историк (†2001), и я также преподаю их (в своих лекциях и на занятиях)². Потому что, изучая источники, которые он тщательно исследовал, я обнаружил чудовищную фальсификацию средневекового периода нашей истории, завершившуюся установлением (1562) западной наукой несуществующего (как государства) названия ВИЗАНТИЯ [и нашим рабским принятием и использованием его]. Империя, в которой мы, ее православные граждане, жили и развивались, имела иное название, а ее единство имело иные основы, чем те, которых искали для себя в последние столетия государственно-национальные образования, возникшие в ходе новейших исторических и политических событий.
Эти вопросы будут обсуждаться на следующих страницах с единственной целью — осознать реальности, которые сегодня остаются незамеченными, и понять объединяющие узы всех православных граждан нашей общей — некогда — Империи для их сохранения в чисто духовных рамках в наше время. [Ибо никогда Православие (Апостолов и всех наших святых) не подвергалось большей угрозе, чем в эпоху глобализации (NEW AGE) и военно-политического рычага ее насаждения и экспансии, Нового порядка вещей, с искомым и постепенно реализуемым, уравнивающе-целостным слиянием всего и всеобщей вестернизацией, с тем, что это влечет за собой для нашей общей православной культуры3].
Я благодарю древний Иерусалимский Патриархат и особенно Его Блаженнство и Божественного Патриарха г-на Феофила за предоставленную мне возможность обратиться на языке любви и искренности к моим православным братьям и сестрам Ближнего и Среднего Востока, которые ответами моих бывших студентов не только открыли мне свою сохранившуюся римскую совесть, но и помогли мне вновь обрести, по милости Божией, нашу непреходящую православную идентичность и единство.
Πηγή: Εκκλησιαστικόν Περιοδικόν Σύγγραμμα: Νέα Σιών
Έκδοσις Ιερού κοινού του Παναγίου Τάφου

А. Империя: общий исторический и государственный контекст
Часть А
В IV веке нашей эры в истории появилось совершенно новое государство, а вместе с ним и новый мир — Империя НОВЫЙ РИМ или РОМАНИЯ4. 11 мая 330 года император Константин Великий (280-337) открыл новую столицу, которая с честью носила имя своего основателя (КОНСТАНТИНОПОЛЬ), не утрачивая при этом своего первого и основного названия (НОВЫЙ РИМ). КОНСТАНТИНОПОЛЬ — исторически правильное и полное название, которое Вселенский Патриарх (Константинопольский — Нового Рима) сохраняет по сей день в своем титуле. Позднее развитие националистического (и по сути расового) сознания больше акцентировало Константинополь или оставалось в нем, как это происходит сегодня, в то время как Город (Urbs, как Город par excellence) изначально ассоциировался с Translatio Urbis, то есть с переносом на Восток старой столицы (Старого Рима), и завершением через Константина Великого обновления империи (Renovatio Imperii), начатого императором Диоклетианом (285-305). Св. Константин Великий, последний император Старого Рима, привёл Римскую империю к её превращению в «город, названный в честь Христа» (), то есть в христианское государство Новый Рим.
В некотором смысле империя выступает как продолжение Вселенского государства Древнего Рима с теми же границами. И. Златоуст, говоря о границах империи, определяет их точно: «Ныне те обширные пространства, где светит солнце, от Тигра до Британских островов, вся Африка, Египет и Палестина, и все остальное, что принадлежит Римской империи, живут в мире»5. Однако вскоре станет очевидным, что с новым сознанием, сформированным христианской мыслью, сущность границ становится духовной, а не географической. Так произошло объединение античного мира, начавшееся с Александра Великого и завершившееся Древним Римом. Однако вскоре будет доказано, что все преобразуется и изменяется в несотворенной Троической Благодати. Александр Великий объединил мир цивилизацией, Древний Рим — завоеванием с помощью оружия. Христианская Римская империя объединила все с верой во Христа, как Православие, продолжив на другом уровне и в другом качестве дело Александра Великого 6.
Все великие византинисты единодушно признают, что существовало три основы, на которых базировалась эта новая политическая формация: а) Римская Ойкумена с ее обновлением Константином Великим, б) Христианство в его духовной чистоте, как апостольское и святоотеческое Православие и в) Эллинизм, как культура, язык, средство общения и образования.
Сочетание католицизма и христианской веры придало империи новый характер и значение. Была сформирована новая государственная идеология7 как новая имперская идея8, ведущая к преодолению статичного понимания границ и универсального сознания ее граждан. Империя возникла как вселенская не из-за своих территориальных размеров, а потому, что ее целью с самого начала было постепенное приобщение всех народов мира к христианской/православной вере, согласно словам Святого Христа: «Итак идите, научите все народы» (Матфея 28:19). Глубокий смысл этого изречения истолковывает великий христианский поэт и гимнограф Роман Сладкопевец, родом из Сирии, в своем Кондаке святым апостолам: «научите (=христианизируйте) народы и царей». Другими словами, каждая этническая группа призвана объединиться со всей своей политической структурой в единую христианскую Империю! Единая христианская вера, единый христианский мир, единая христианская империя. Великий христианский писатель Ориген (II век) интерпретирует эту новую реальность христологически: Бог решил послать Своего Сына в мир, когда Рим принес единство и мир, чтобы Евангелие могло распространяться без препятствий. И историк Евсевий Кесарийский(IV в.) приходит к точно такому же выводу, который вошел и в богослужение нашей Церкви с известным «тропарем-догматиком» гимнографа инокини Кассии (IX в.): «Августу, единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста (прекратил) ,/ и тебе вочеловечуся от Чистыя (Девы), многобожие идолов упразднися./ Под единым царством мирским гради быша, и в едино Владычество Божества языцы вероваша»9.
Таким образом, становится ясно, что с течением времени утрата территорий и территориальное сокращение не изменили идею империи и ее универсальности. «Румыния (т. е. «Византия») есть страна и государство римлян, независимо от ее площади и численности ее граждан»10. Только смена веры отдалила от единства этой христианской политической идеи. Сознание этого единства было выражено высказыванием моего ученика в Амфитеатре, которое мы видели в начале: «наш император...». «Император — действительно — был более важным составным элементом империи, чем географическое пространство, потому что ему была дарована Богом полнота царской власти и заповедь на ее осуществление по всей Вселенной=Оукумене»11.
Основными территориями империи были Передняя Азия, Понт, Сирия, Палестина, Эгейский полуостров, Северная Африка и т. д. Этническим ядром империи был греко-римский мир, в который входили различные этносы/народы как равноправные члены мирового сообщества. Конечно, греческое ядро, главный этнологический элемент в многонациональной амальгаме империи, всегда оставался стабильным, и это объясняет эллинизацию структур империи с IV века и администрации от Юстиниана (VI век) до Ираклия (VII век). Это широкое национальное происхождение никогда не становилось разделяющим элементом, потому что все граждане были объединены общей верой и вселенской церковью (=собранием) народов вокруг Святого Престола Святой Софии (Нового Рима).
Народы империи отодвинули свое происхождение (расовый критерий) на второй план и создали новое единство в рамках единого церковного тела. И это справедливо по сей день в православных отношениях, где доминируют, конечно, духовные, а не расово-националистические критерии. Это церковное единство сохранялось, несмотря на все конфликты, которые время от времени возникали с политической властью или лично императором. В конце концов, истинными лидерами, обладающими неисчислимой властью и влиянием на народ, были не императоры и не политические правители, а духовные отцы, святые и харизматичные старцы, даже если они были простыми монахами. Более того, высшим идеалом членов империи была не политическая власть или мирская мудрость, а святость, как обожествление.
Греческое начало, как язык, образование и культура, было сердцем империи. Но оно также определило идентичность государства Рим, Старого и Нового. Древний Рим уже в IV в. до н.э. Ученик Платона Гераклид Понтийский называл его «греческим городом»12, поскольку его происхождение было преимущественно греческим. Древние римляне произошли от слияния коренных жителей (АБОРИГЕНОВ) Италии с древнегреческими, пеласгическими племенами, которые обосновались на полуострове до троянцев. К ним присоединились аркадские греки, пеласги, сабиняне из Лакедемона и троянские беженцы под предводительством Энея после завоевания Трои ахейцами. В этом первом слиянии царств именно Латин укрепил единство всех этих групп разного происхождения, но в основном греческого, выдав замуж свою дочь Лавинию за Энея13. По другой версии (традиции), Эней женился на дочери Одиссея (от Калипсо) в Риме.14Однако название Рим греческое и означает: сила, мощь, смелость.
С Новым Римом и обновлением империи достигается также преодоление падшего разделения мира на «нации», вызванного грехом. И это при их наднациональном объединении, в рамках Православия, во вселенскую «нацию», «святой народ» (1 Пет. 2:9), в теономический и братский «род римлян», православных граждан империи, имеющих надрасовый характер (ср. Гал. 3:28 - Кол. 3:11). Со временем эта экуменическая нация оформилась в христианское содружество15, в котором православие стало гражданством всех граждан. Равенство (IV в. до н. э.). Трансцендентность расы в надрасовом сознании посредством культуры и образования и их практического применения М. Александером была завершена в «гостинице» (Лк. 10:24) Церкви как Тела Христова и во Христе Причастия. Так образовалось новое родство — всеродство во Христе граждан Нового Рима. Если бы мы искали параллель в нашем времени, то, конечно, соблюдая пропорции, мы могли бы выбрать Соединенные Штаты Америки (США), что в какой-то степени помогает понять сосуществование народов империи Северного Рима и их единство через Веру и их единую культуру. Это наглядно резюмировал великий британский византинист Стивен Рансимен: «Гражданин империи сознательно оставался наиболее цивилизованным представителем человеческого рода, сознательно римлянином, сознательно православным, сознательно наследником греческой утонченности... У «византийцев» было исключительно мало расовых предрассудков (их кровь была очень смешанной). Они принимали любого как своего согражданина, если только тот был православным и говорил по-гречески»16. Именно так граждане империи понимали ошибочное преодоление разделения на нации, живя своим единством в Теле Христовом. И вот что мы, православные, поем в кондаке праздника Пятидесятницы: «Егда (когда Ты) снишед, языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим всесвятаго Духа».
,Гений императора Константина великого, ведомый благодатью Триединого Бога. Константин основал концепцию «Генос» (Нация - Γένους), новой семьи ВСЕХ православных граждан империи, которая будет действовать через единое вселенское сознание до второго падения Нового Рима (1453 г.), с некоторым ослаблением из-за появления ранних национализмов после первого завевания франками (1204 г.). Концепция Геноса продолжится в Османской империи в рамках этнархии. Это единое экуменическое сознание православных будет сначала разрушено франками на Западе, а с середины XIX века франкская пропаганда на «нашем Востоке» ослабнет с созданием разделяющих течений и движений за нашу полную вестернизацию. Мы переживаем последствия этого развития, с точки зрения нашего семейного сознания, сегодня, когда националистические критерии, а по сути расистские, ограничивают или разрушают наше православное единство. Но мы вернемся к этому.
Вопрос языка (и языков) Империи важен. Главной характеристикой Румынии было двуязычие. Она была двуязычной. Прежде всего следует отметить, что проблема «священных языков» никогда не возникала в Новой Римской империи. Подобная проблема возникла в западном, франкском и папском обществе в IX веке. Затем были определены три священно-христианских языка (не без доли расизма). Те, то есть на которых была сделана надпись на Кресте Христа во время Его распятия: греческие, римские (латинские) и еврейские (Лк. 23:28): «Письменами греческими, римскими и иудейскими»17.
Романия отвергла такую позицию в лице великих просветителей славян Центральной Европы, святых Мефодия (†885 г. н. э.) и Кирилла (†869 г. н. э.), греческих братьев, которые под руководством своего учителя Патриарха Фотия Великого (†891 г.) не только приняли славянский язык и проповедовали на нем, но и работали над его распространением и развитием, создав его первую азбуку и переведя (в основном Мефодий и его ученики) Священное Писание и богослужебные книги, как основу славянской филологии. Дух Православия воплощался в этом движении Святых Фессалоникийских братьев, исключая любую концепцию (расистской) дискриминации между языками Империи. Каждый язык был принят в качестве церковного (богослужения): албанский (или арванитский), арабский, турецкий, армянский, сирийский, коптский (египетский), грузинский, греческий, латинский и т. д.
Чтобы понять двуязычие Империи, можно снова обратиться к примеру США, конечно, учитывая пропорции. Английский (американский) является официальным языком государства в общественной жизни. Однако и сегодня многие семьи или общины используют язык своей страны происхождения (немецкий, французский, греческий, арабский и т. д., а для тех, кто приезжает из испаноязычных регионов, особенно испанский).
В этом контексте следует выделить еще одну важную особенность Романии. Использование того или иного языка не означало разницы в «национальном сознании» или, лучше сказать, «государстве» (state). В Новой Римской империи отождествление языка с национальностью было неизвестно. Это было навязано западными европейцами в XIX веке (каждая языковая единица населения понималась как отдельное государство/нация) и в основном применялось к разделению народов Румынии. Однако на самом Западе это не получило широкого распространения, типичным примером являются швейцарцы, которые говорят на трех языках: французском, немецком и итальянском, но не являются ни французами, ни немцами, ни итальянцами, а (в национальном плане) франкоговорящими или италоговорящими швейцарцами. Таким образом, в Румынии национальная идентичность была единой и общей для всех, несмотря на любые языковые различия. Римский язык, как общий язык империи, обеспечивал ее единство, подобно английскому (американскому) языку в многонациональном государстве Соединенные Штаты.
Б. Имена
Понятно, что многочисленные народы/этнические группы, составлявшие единую Империю, имели каждое свое название, указывающее на их происхождение и родословную. Нечто подобное происходит сегодня в США. и с «империей» Советского Союза (Советской). Однако, как и сегодня, так и тогда отдельные национальные названия не указывали на раздробленность, а входили в единое государство, которое также имело это название. Когда мы сегодня называем кого-то греко-американского происхождения этим именем, мы все знаем, что первое имя указывает на его происхождение и происхождение, а второе — на его национальную принадлежность. Так понимаются составные названия: немецко-американский, ирландско-американский, франко-американский и т. д. Проблема возникает в понимании названий Империи Нового Рима, поскольку сегодня доминирует национальная идея, а отдельные этносы Империи сегодня образуют независимые государства, не имея больше государственного единства между собой. Но давайте разберемся по порядку и начнем с названия самой Империи.
1. Романия - Ρωμανία
Империя (наша), как нас учили в школе, называлась «ВИЗАНТИЙСКОЙ», по названию небольшого города, который был построен мегарянами, Византий в VII веке до нашей эры и носил это название (Византия). Это место было выбрано императором Констнатином Великим из-за его стратегической важности, чтобы построить новую столицу государства, Новый Рим-Константинополь, как мы видели. Однако государства, официально именуемого «Византия», никогда не существовало. Сколько бы мы ни исследовали источники, греческие и иностранные, мы будем тщетно искать этот термин. И вполне естественно: термины «Византийский» и «византийская история» в смысле жителя и истории государства, столицей которого был Константинополь, старая Византия, не существуют. Никогда его жители, несмотря на существование Боспорского государства, не употребляли прилагательное «византийский» по отношению к себе, своему государству и его истории. Они называли себя только римлянами, их империя была «Римской», а их столица — Новый Рим». Таковы наблюдения великого византинолога Иоанниса Карагианнопулоса18 и единодушное признание всех исследователей «византийской» истории. Новая столица древней Римской империи называлась НОВЫМ РИМОМ, и от этого ныне христианская империя, ее естественное продолжение, называлась РЩМАНИЕЙ19 и никогда Византией. Свт.Афанасий Великий в середине IV века пишет в одной из своих миссий: «...Рим — метрополия Романии ..Μητρόπολις εστίν η Ρώμη της Ρωμανίας»20.
Поэтому империя никогда не называла себя ВИЗАНТИЙСКОЙ, и ее не называли так другие. Название государства «Византия» имеет франкское происхождение и впервые появилось в 1562 году (Иероним Вольф) в Германии. Страна и государство римлян (старых и новых) назывались РОМАНИЕЙ как ее гражданами, так и иностранцами. До осени 1453 года и даже после нее речь шла о РОМАНИИ. Так, народные песни оплакивают падение не несуществующего Византийского государства, а Романии: «Турки... разграбили Город Романии - Οι Τούρκ' ... εκούρσευσαν την Πόλ' τη Ρωμανίαν». И это не единственный пример21.
Поэтому неудивительно, что исламские источники называют империю таким же образом, ведь она была известна именно под этим именем. «Билат-эр-Рум»22, земля римлян/римлян, — таков этот термин. Часто, ввиду более узкой точки зрения, термин Романия используется для описания Малой Азии или ее побережий. Однако существует и соответствующий термин — Румели, который относится к свободным областям империи и означает то же самое: римлян, включая Константинополь и европейскую часть Османской империи23. Однако арабы также использовали это название на протяжении столетий: Билат-эр-Рум, для обозначения свободной Романии, включая Итальянскую Романию (=Итальянский полуостров) с X века.
В этом контексте следует также сказать, что исторически так называемая «Византийская империя» никогда не отличалась от Римской империи, поскольку является ее естественным продолжением. Франки, придумав для империи ложное название «Византия», приучили нас верить, что Константин Великий, перенеся столицу на Восток, основал новую империю, «Византийскую», и из римлянина стал «византийцем»! Эта мифология и по сей день оказывает на нас сильное влияние, особенно на греков. Но наши предки знали только то, что они были гражданами государства под названием Романия, которое простиралось от императора Константина Великого, по всей исторической территории, которая сегодня охватывает Англию, Португалию, Испанию, Францию, Швейцарию, Италию, Австрию, Балканы, всю Северную Африку, Ливан, Сирию, Палестину, Турцию и российское побережье Черного моря.
Когда Империя с основанием новой столицы переместила свой центр на Восток, она не изменила свою политическую структуру и название. Ее по по-прежнему называли «романский», хотя в конечном итоге преобладающим языком был греческий. Римская империя теперь была известна и принята всем миром того времени, как внутри нее, так и за ее пределами. Изменить название было невозможно, а его принятие другим государственным образованием привело бы к путанице и нестабильности. Но даже когда государство было разделено на две части, восточную и западную (395 г. н.э.), для облегчения управления, название было тоже, поскольку обе части были частями одного и того же единого государства
2. Римляне - ромеи/ромии
Ρωμαίος -Ρωμαίοι/Ρωμηοί
Подданные Римской империи и несуществующего государства «Византия», следовательно, как граждане РОМАНИИ, именовались государственно-политически РИМЛЯНАМИ, или, в последующие века, просто РОМИИ24. Ведь с 212 года н.э. по указу императора Каракаллы (Constituito Antoniniana) все граждане огромного Римского государства получили наименование римлян-ромеев. Поэтому еще до переноса столицы на Восток имя «Роман» означало гражданина Рима, где бы он ни жил. Граждане Римского государства, говорящие на греческом языке, назывались РИМЛЯНАМИ, а говорящие на латинском языке — РОМАНИ. Поскольку и Старый, и Новый Рим действовали в рамках «города-государства», подобно древнегреческим городам, «римлянином» считался не только житель столицы, но и каждый подданный по всей империи. Падение западной части Империи под натиском варварских племен в 476 году н.э. и тогда он не создал отдельного государства, но порабощенные провинции, оставаясь в единстве с восточной частью Римского государства, ждали своего освобождения и воссоединения. Это в определенной степени осуществилось при Юстиниане (527-565).
Таким образом, Ромей - Ρωμαίος был гражданином Нового Рима и православным христианином. Вот почему это имя, не утратив своего государственного значения, со временем стало отождествляться с православием. Роман или Ромиос — православный гражданин Нового Рима. Другими словами, римлянин не отрицает никакого названия происхождения (племени). В составном греческо-римском языке греческий обозначает происхождение, а римский — государственную (или православную) идентичность. Вот что означает это название сегодня: греко-американец, что означает грек по происхождению и гражданин американского государства. Поэтому дилемма, которую ставят некоторые люди, будь то греки или римляне, ложна. Потому что по происхождению человек может быть: греком, сирийцем и кем угодно, а по государству — римлянином, т. е. гражданином Римского государства. В последние столетия культуру Румынии стали называть термином «Ромиосини-- Ρωμηοσύνη25.
Здесь следует отметить, что использование имен учеными или политиками часто приводит к путанице (например, отождествление слова «римлянин» с именем «эллин», использование слова «византиец» и т. д.). Однако народ, свободный от политической целесообразности или архаики ученых, использует эти названия естественно и непринужденно, как показывают его народные песни. Конечно, есть и некоторая идентификация, поскольку название «эллин» как культурное и «римлянин» как государственное в конечном итоге были отождествлены, поскольку римляне стали культурно греками, а греки стали величавыми римлянами. Более того, все народы империи (можно) назвать в культурном отношении греческими, а империю — эллинской. Однако это не означает, что греки по происхождению (расово) являются правителями всех других народов (Империи), а Империя является собственностью греков. Такая путаница (недоразумение) была создана тем фактом, что в 1453 году (второе падение) Город находился в руках греков, вместе с некоторыми его частями на исторической греческой (эллинской) территории. Однако географически это была не ВСЯ Империя. В конце концов, моноэтнической империи не существует. Румынская империя («Византия») была территориально восстановлена и вновь функционировала как «империя» в границах Этнархии, в составе Османской империи, географического продолжения Новой Римской империи. После падения 1453 года Новая Римская империя, как Римская этнархия (Rum-milleti), восстановила свое территориальное и национальное единство («государство в государстве»). Но вернемся к названию Ромей – римляне.
Весьма характерно, что и по сей день в Сирии и Ливане, где проживает более 120 тысяч православных, в силу своих исторических приключений ставших арабоязычными, стихийно заявляют, что они «румские православные», а не сирийцы или ливанцы, поскольку считают себя потомками покоренных «римлян» империи Нового Рима с середины VII века. Другими словами, они заявляют о своей старой государственной идентичности, которая одновременно выражает их веру. Будучи православными, они являются римлянами. Таким образом, они обращаются к иностранному православному (римлянину) с чувством, чтобы показать историческую связь и родство (духовное и политическое) с ним.
Весомым подтверждением широкого использования наименования «ромеи-ромии» является священная книга ислама — Коран. Одной из самых интересных глав (сур) книги является № L (30), на которой написано «Аррум», что означает «Румыния». Арабский историк А. Масуди (X в.) проводит различие между юнанами (язычниками, греками) и румами (римлянами, христианами). Первые стихи главы РУМ следующие:
"РУМ"
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного, Алеф, Лям, Мим». Римляне потерпели поражение в соседней с нами стране. Но через несколько лет они тоже победят. Все, что было до или после, зависит от Бога. В этот день верующие будут радоваться победе, которая будет достигнута с Божьей помощью. Он дарует победу, кому пожелает, ибо Он — Всемогущий, Милосердный».26
Поражение, упомянутое в этом стихе, — это отступление римлян (византийцев) от персов в 619 году и их убежище в Египте. Согласно арабским источникам, победа, о которой здесь говорится в Коране, произошла в 628 году, когда римляне (=византийцы) разгромили персов. Но важно, что «пророк» Мухаммед находится на стороне румов, как христиан, а не на стороне язычников-персов. Эта «сура» является духовной основой греко-арабской дружбы.
3. Греки
Не только коренные греки, но и все граждане Империи интересуются возникновением в средние века (древне)греческого названия Грайкос-Грайкои. Грек (конкретное лицо) произошел, как и грек, от Девкалиона, а по мнению других, он был братом Латина, которого мы видели выше в Италии. Название связано со словом «geraios» и было наименованием пророков (жрецов) оракула Додоны и, чаще всего, селлов (греков, эллинов) (Аристотель, Метеорология I, 14).
Все это свидетельствует о греческом происхождении имен Грайкос и Эллин и о родстве между ними. Поэтому для (нео)греков упоминание этих имен — всего лишь честь. Проблема, однако, заключается в том, почему в средний период нашей истории гражданам (Восточной) Империи на Франкском Западе было навязано название «граикос». Какова, иными словами, была цель этой акции франков?
Конечно, древние римляне (латиняне) также называли древних греков греками. Однако в VII/VIII вв. н. э. впервые в истории Римской империи появляется название Граикос (также: Греция) как национально-государственное название ее грекоязычных жителей. Начиная с VII века термины «римляне» и «греки» чередовались, и в конечном итоге преобладающим стал последний. Однако в то же время франки сохранили название «Ромеи-римляне» (Романия) для обозначения западных граждан империи, находившихся под их властью. Более того, начиная с середины VIII века, появляются «странные» произведения с заголовками «contra Graecos», «contra errores Graecorum» (против греков и их заблуждений-ересей). В западных источниках это словоупотребление постепенно распространилось, и свободных римлян по непонятной причине стали называть греками. Что означает это «открытие» имени Грайкос франками?
Тот факт, что с первых «византийских» лет имя Грайкос спорадически появляется в источниках (П. Христу), не отменяет вопроса о том, почему оно в конечном итоге навязывается характеристике восточных римлян, грекоязычных граждан Империи. А это на практике означает: теперь только выходцы с Запада считаются римлянами, то есть настоящими и подлинными гражданами Румынии (Империи). То есть, внезапно восточные римляне были обращены (перекрещены) в греков. Император Нового Рима/Константинополя становится для франков королем греков, а восточная Румыния превращается в Грецию/Грецию, Империум, Грекорум, Терра Грекорум и Империум Константинополитанум (Γραικία/Grecia, Imperium, Graecorum, Terra Graecorum και Imperium Constantinopolitanum). Почему?
Убедительный ответ на этот важнейший исторический вопрос дал покойный о. Иоанн Романидис29. Около 750 года, когда началось создание произведений «Contra Graecos» (754), был задуман и реализован экспансионистский/империалистический план огромной важности и потенциала. Создание империи, которая изначально простиралась по всей Западной Европе вплоть до Италии и Древнего Рима — города мечты для франков. Потому что и в этом случае применима поговорка о Константинополе: кто владеет Городом, тот владеет Государством! Конечно, Древний Рим, несмотря на пересмотр его положения после 11 мая 330 года, не перестал быть столицей Западной империи в политических вопросах. Однако он не представлял всю Империю. Четвертый крестовый поход и падение Константинополя под натиском латинских франков (1204 г.) продемонстрировали, что франкский план включал в себя экспансию на Восток с созданием «Единой Европы» под властью франков. Это первый план франкского объединения Европы, который будет повторяться Наполеоном30 вплоть до наших дней, когда мечта Карла Великого станет реальностью.
Чтобы уменьшить препятствия, франкам VIII века пришлось отрезать римлян Италии и, в более широком смысле, Запада от своего императора, столицы Романии (Константинополя) и римлян той же национальности и веры, что и остальная часть Римской империи (Романии). Они поняли, что переименование восточных римлян в греков будет в значительной степени способствовать дифференциации западных римлян от восточных римлян, отличая грекоязычных римлян от латиноязычных. Однако это было не более чем уловкой и ложью, поскольку, как мы уже говорили, объединенная Романия изначально была двуязычной (грекоязычной и латиноязычной). Кроме того, следует отметить, что латиноязычные отцы до раскола (1054 г.) были римлянами (православными), а после раскола латинянами на Западе стали (еретические) латинские франки.
Однако этот франкский проект, а именно различие между римлянами и греками, не только сработал так, как они ожидали, но и восторжествовал, так что по сей день наука принимает его как «историческую истину»! Вот почему во франкской (французской) историографии Восточная империя именуется «Greque» (греческой), в то время как британские (=нормандские) историки (например, Гиббон, Бьюри) не переставали называть Римскую империю «Византией». Конечно, «Элладцев» отождествляют «греков» с «эллинами», и именно поэтому им приятно, когда их империю и их самих называют греческими, потому что они отождествляют «греков» (франков) с «греками». Однако в мышлении и языке франков названия «грек» и «греческий» относятся к восточной империи и ее гражданам, а не к небольшому греческому государству (с 1830 года), которое было провинцией империи, как Болгария, Ливан, Сирия, Сербия и т. д. На Западе грек или греческий означает византийский и византиец, что является названием Рума на Востоке. Таким образом, когда Ригас Феррайос (=1798) в своих революционных текстах называет планируемую Республику «Эллинской», он имеет в виду греческую «Византийскую» империю географически, но в рамках организационных структур, берущих начало в Западной Европе (Франции) его времени (например, Французская конституция 1793 года). Вот почему он призывает все народы Империи (ныне Османской) к восстанию32. Таким образом, термины «греки» и «Греция» для обозначения восточной части Романии («Византии») до сих пор преобладают в западных источниках.
По словам о. И. Романидиса, результатом этой линии стало разделение Румынии и ее народов, ассимиляция римлян за пределами Греции их политической и национальной средой и исчезновение романского языка (новогреческого) в Египте, Иерусалиме, Ливане, Сирии, Турции, России, Румынии, Сербии и Албании33. И это потому, что, по его словам, «Румы, или римляне, или ромии этих регионов постепенно привыкли к мысли, что в Греции есть только греки, а не собратья-римляне, которые говорят на римском языке, а не на каком-то иностранном для них греческом»34.
На Ближнем Востоке, под влиянием Запада (французского - английского), рум приписывается «гречеству» франков. Аналогично в Греции греки являются православными, а не арабоязычными греками (православными). В то же время была предпринята попытка охарактеризовать римлян (римско-православных) Константинополя как турецких православных. Все это подтверждает важность имен и их правильного понимания в определении национальной духовной идентичности. Но есть и другая сторона вопроса.
Имя Грайкос подверглось жестокому обращению на Франкском Западе в результате богословско-политического спора между Востоком и Западом, и, поскольку оно приобрело негативный смысл, оно способствовало более радикальному дистанцированию западного христианства от православного Востока. В 754 году на средства, пожертвованные отцом Карла Великого Пипином Младшим (†768), было создано независимое Папское государство со столицей в Старом Риме. Это государство пользовалось поддержкой и защитой франков. Затем была основана Франкская империя во главе с Карлом. Оправданием было то, что греки казались недостойными римского наследия!
Имя Грайкос быстро приобрело значение «еретик», что в то время означало «ложного», «поддельного» римлянина, а значит, нечто совершенно уничижительное. Это подтверждается трудами «Conta (или Adversus) Graecos», направленными против еретиков и, следовательно, «лже» римлян, но и недостойных носить почетное имя римлян. Величайшей ересью греков, по мнению франкских богословов, было их непринятие учения об исхождении Святого Духа «от Сына» (Filioque). Так, позднее из схоластов, сторонников Филиокве, Ансельм Кентерберийский (XI в.) написал свой труд «Contra Graecos», а Фома Аквинский (XIII в.) — труды «Contra Graecos» и «Contra Errores Graecorum». Эти нападения, доходившие до пределов фанатизма, постоянно усиливали ненависть к грекам. Политические конфликты из-за притязаний франков усилили ненависть, и имя Грайкос стало самым страшным вызовом для совести франков. Этот интенсивный мишеллинизм (мизогречество) значительно усилился во франкский период.
Неприязнь и предубеждение франков по отношению к грекам оставили свои следы и по сей день. Согласно признанию П. Христоса: «...я слышал в этой стране (=США) неоднократное использование греческого имени в качестве оскорбления: «Боже, черт возьми, грек» = «Боже, уничтожь грека». И «Ты грек» = «ты, старик»35. Действительно, имя грек (Greek, Grec, Greco т. д.) стало означать, согласно западным словарям, еретика, вора, обманщика, то есть самое ужасное. Извечная антигреческая позиция западной политики имеет свои корни в этом. Именно по этой причине многие греки в США меняют свои фамилии, но также и имена, чтобы не выделяться. Другие — и не только из неоязыческих и античных тенденций — предпочитают эллинское вместо греческого. Однако они забывают, что из-за Империи имя является более широким именем для сегодняшних греков, которое обозначает имя его граждан на Западе, даже с этим сокращением, как Рум (римский или Romios) на Востоке. Греческий и Ромей — наши императорские имена. Эллин в основном указывает на наше национальное происхождение, как и: серб, болгарин, палестинец, ливанский и т. д. для других граждан Империи. Названия народов Империи и особенно их историческое использование являются одной из самых трудных проблем науки...
Продолжение следует...
© перевод интернет-портала "Православный Апологет"2025г.
При частичном или полном использовании перевода статьи обязательна ссылка на интернет-портал "Православный Апологет"