Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Введение во храм Богородицы

Τὰ Εἰσόδια τῆς Θεοτόκου

Иоанн Фундулис, почетный профессор Фессалоникского университета (+)

Введение во храм Пресвятой Богородицы - Радио ВЕРА

 

Наша Церковь 21 ноября (по Юлианскому календарю или 4 декабря по гражданскому) торжественно празднует Введение во Храм Богородицы, или как обстоятельно об этом пишет Синаксарий дня «памяти во храм введения Богоматери» (τὴν μνήμην τς ν τ να εσόδου τς Θεομήτορος). Во время праздника Успения у нас была возможность говорить о влиянии евангельских апокрифов на составление и развитие богородичных праздников. В данном случае у нас перед лицом находится характерные примеры этого влияния. Жизнь Богоматери, разве кроме оставленном повествовании авторитетных Евангелий о благовещении, посещении Ей Елизаветы и других отдельных случаев из Ее жизни, которые непосредственно связаны с жизнью и делом Господа, нам не известна, но только известна апокрифическим сказаниям, которые взяли на себя некий груз восполнить имеющуюся пустоту. Введение во храм Богоматери, который празднуем, в больших деталях описывается в так называемом Первоевангелии Иакова. Бездетные родители Иоаким и Анна обретают благодаря божественному провозвещению дитя, Марию, а теперь, будучи трех лет, она посвящается в храм Соломона в Иерусалиме, согласно их обещанию, что бы Она там воспитывалась и чтобы она там прислуживала. Ее принимает первосвященник Захария, в последствии отец Иоанна Предтечи, и пророка, знающего о божественном предназначении девочки, вводит Ее в качестве уникального исключения во Святая Святых, где она получает пищу, которую Ей приносят ангелы. Именно эти события являются содержанием и предметом нынешнего праздника. Итак мы это видим запечатленным на иконах праздника и об этом мы слышим как поется в священной гимнографии праздника.

Огромный храм в честь Богоматери построил император Юстиниан на месте древнего иудейского Иерусалимского храма на горе Мориа. Его открытие произошло 21 ноября 543г. Этот храм назывался «Святая Мария Новая» (Ἁγία Μαρία ἡ Νέα) или «Новая Церковь» (Νέα Ἐκκλησία). Благодаря тому, где был сооружен храм, там где ранее была «святая святых» , было легко связать его и с повествованием Первоевангелия. Так праздник открытия этого храма связали с этим повествованием, и он был распространен в христианском мире как праздник, и вовсе не как открытие «Новой Церкви», который имел чисто местный характер, но как память введение Пресвятой Девы во святая святых, как «Введение Богородицы». Нечто подобное, как мы видели, произошло и с праздником Успения Богородицы, который оказался и занял место в эортологии день открытия храма в Гефсимании, когда он был построен на Ее гробе.

 

cardo-drawing храм Богоматери Новая Церковь в Иерусалиме, реконструкция.

Тематика сегодняшего праздника раскрывается как параллель и встреча между храмом Ветхого Завета и Новым храмом. Древней скинии с Божией с Новой. Он был храмом единственного истинного Бога. Его Скиния между людьми. Незапятнанный, святой, чистый храм. В нем совершалось таинство духовного явления Бога в Его народе. Тот, которого не могло вместить небо небес, жил в священном храме. Соломон очень характерно подчеркивает в молитве, которую он произнес в великий день открытия храма: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают тебя, тем менее сей храм, который я построил имени твоему чтобы Бог воистину обитал с людьми на земле?»[1]. И все же неизменный Бог любил и избрал это место. «Сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и», поет о Сионе священный творец 131 псалма. Только в этот храм приходил Израиль и приносил единственное поклонение, приемлемое и угодное Богу. Это был единственный храм единственного истинного Бога.

Теперь же в этот храм приносится Дева. Этот трехлетний ребенок был принесен в жертву Богу как чистая и невинная жертва человеческого рода, точно так же, как начальник рода Авраам принес Богу трехлетнюю телицу [2]. И эта словесная живая жертва принимается Богом и вносится во Святое Святых, в святилище Божие. Земное жилище всемогущего Бога становится жилищем для самого прекрасного и чистейшего существа, когда-либо созданного человечеством. Это торжественно воспевается в хвалитной стихире 2-го сласа на «Славу» утрени праздника, творении Льва магистра:

Дне́сь въ хра́мъ приво́дится Всенепоро́чная Дѣ́ва, во оби́телище Всецаря́ Бо́га и всея́ жи́зни на́шея Пита́теля; днесь Чистѣ́йшая Святы́ня, я́ко трилѣ́тствующая Юница, во свята́я святы́хъ вво́дится; То́й возопіи́мъ, я́ко а́нгелъ: ра́дуйся, Eди́на въ жена́хъ Благослове́нная.

 

Этот законный храм был прообразом Девы Марии, пророчески изображающий и прообразующий сверхъестественное таинство, которое свершится во чреве чистой девочки. Потому что только в Ней обитал Бог. Ее материнская утроба стала Святое Святых, в которой вселился Сын Божий и Слово. Она восприяла истинную скинию Божественного свидетельства, , земным и неразрушимым Его храмом, одушевленным и и неложным кивотом завета Божия. Ее поразительным образом образом прообразовал кувшин с манной, ангельским хлебом, который ели люди в Ветхом Завете, и высохший жезл Аарона, который пророс чтобы обозначить божественное избрание и предпочтение ветхозаветного священства, священные предметы, хранящиеся в ковчеге завета, как свидетели завета Бога с Его народом Израилем. [3] Именно поэтому

это Дева Мария изображена в восточных воротах храма, которые пророк Иезекииль видел в своем видении. Врата, через которые Бог вошел в мир, и которые всегда оставались «закрытыми»[4]. Пророчески Ее символизировала завеса храма, которая висела между Богом и людьми и разделяла, но также объединяла святых еврейского храма со святая святых [5]. Именно эти пророческие образы использовал гимнограф Георгий, чтобы воспеть славу Богородицы и восхвалять чистую Деву, высшую из всех творений. Поются два характерных тропаря 9 песни первого канона праздника, ирмос и третий тропарь. Предлагаются и два мегалинария-величания (το μεγαλυνάριο), которые вводят к тропарям этой песни:

 

Ангели, вхожде́ніе Всечи́стыя зря́ще, удиви́шася: ка́ко со сла́вою вни́де во свята́я святы́хъ?

Яко одушевле́нному Бо́жію киво́ту да ника́коже ко́снется рука́ скве́рныхъ, устнѣ́ же вѣ́рныхъ Богоро́дицѣ немо́лчно, гла́съ а́нгела воспѣва́юще, съ ра́достію да вопію́тъ: и́стинно вы́шши всѣ́хъ еси́, Дѣ́во Чи́стая

Ангели и человѣ́цы, Дѣ́вы вхожде́ніе почти́мъ, я́ко со сла́вою вни́де во свята́я святы́хъ.

Пресла́вно прообразова́ше, Чи́стая, зако́нъ Тя́ ски́нію и Боже́ственную ста́мну, стра́ненъ киво́тъ, и катапета́сму, и же́злъ, хра́мъ неразруши́мый и две́рь Бо́жію. Тѣ́мже науча́ютъ Тебѣ́ зва́ти: и́стинно вы́шши всѣ́хъ еси́, Дѣ́во Чи́стая.

 

Итак, Богородица это «чистейший храм», «скиния небесная». В этом богословский смысл и значение сегодняшнего праздника. Это не просто воспоминание апокрифического повествования, а нечто более глубокое и существенное. Возвеличивание богоматеринской особенности Марии. Подчеркивание догмата V Вселенского Собора. Празднование и литургическое прославление Богородицы, Девы Марии, живого храма и непорочного жилища Божия. «Скинии Божией с человеками» [6].

 Но этот праздник имеет и богословско-экклезиологическое измерение. Богородица также является прообразом Церкви. Нового народа Божия, в котором Бог обитает и ходит. [7] Все мы, которые воплощением Слова Божьего в Ней и через Нее стали храмами живого Бога, по благодати земными селениями  и нерукотворными жилищами пренебесного Бога. Апостол Павел прямо пишет об этом к коринфянам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? …ибо храм Божий святы; а этот храм - вы»[8].

Источник: ΙΩΑΝΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ, Καθηγητοῦ Παν/μίου Θεσσαλονίκης. ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ. Έκδοση Τρίτη. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΔΙΑΚΟΝΙΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. 1997, σελ.299-305

 

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г.



Подписка на новости

Последние обновления

События