Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Толкование Божественной литургии

Высшее Таинство Церкви

Ερμηνευτική στη Θεία Λειτουργία

Η κορυφαία Μύηση τής Εκκλησίας

 

Преосвященнеший Митрополит Писидийский Сотириос

Σεβ. Μητροπ. Πισιδίας Σωτηρίου

 

Беседа 34

Подготовка ко святому Причащению

 Προετοιμασία για τη Θεία Μετάληψη

 

После последнего благословения служителя в конце святой Анафоры: «Да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами», диакон произносит ряд молений-прошений, (некоторые из которых мы уже разъясняли в ряду ектеньи «Исполни», после Великого входа).

Диакон (или иерей) произносит: «Вся святыя помянувшее, паки и паки миром Господу помолимсяя». Другими словами, призовем на помощь всех святых и вновь с миром помолимс ко Господу: «о принесенных и освященных Честных Дарех». Не для того, чтобы принять Честные Дары для освящения, поскольку они уже освещены, но для того, чтобы они смогли бы нам передать освящение. В этом заключен смысл последующего моления-прошения «Яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый …возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа». То есть будем молиться, чтобы и в нас они действовали, а не бездействовали для этой Благодати, как тогда в Палестине, когда это всемогущее Тело Господне не могло творить чудеса в некоторых городах «за неверие их» (Мф. 13:58).

 

Последняя молитва этого ряда: «Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш, Христу Богу предадим». Это еще одно увещевание, перед Божественным Причащением, которое означает: обладая единством веры и находясь в постоянном общении со Святым Духом, мы должны посвятить всю свою жизнь Христу.

 

К этому можно было бы нам добавить, что христианин может быть уверен в своем спасении, если не прельщается пропагандой еретиков, избегает расколов и разделений из-за вероучения инославных и заинтересован в сохранении православной веры в чистоте. Так обеспечивается общение Святого Духа, который есть «Дух истины». И, наконец, постоянным нашим стремлением должно быть, как для себя, так и для других, свои проблемы и всю свою жизнь, все доверить Промыслу Божию.

 

Удивительно, как методично Церковь готовит верующего к тому, чтобы как можно лучше приблизиться к Святой Чаше. Можно было бы ожидать, что после стольких молитв и с тех пор, как Святые Дары освящены и готовы к Божественному Причащению духовенства и народа, следует приступить к преподанию святого Причастия. Но он добавляет еще три особы для того, чтобы удостоиться божественного Причащения, а также молитва Господня, которой нас научил Господь.

В молитве приготовления: «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду» мы подтверждаем то,  о чем мы молились ранее , то есть что мы вверяем себя самих Христу. В продолжении этой молитвы мы просим, чтобы Господь сподобил нас причаститься пренебесных Таинств с чистой совестью, во оставление грехов «во общение Духа Святаго, в наследие царства небеснаго…». ..».

Эта молитва параллельно направлена на то, чтобы научить нас не дерзать произносить имя Отца Господа нашего Иисуса Христа и нашего собственного Отца, если мы не позаботимся о том, чтобы жить так, как хочет от нас Христос.

 

Молитва заканчивается возгласом священника: «И сподоби нас, Владыко, со дезновением неосужденно смети призывати тебе небеснаго Бога и Отца, и глаголати». Эта замечательная горячая молитва произносится как увещевание духовенства и народа читать молитву Господню«Отче наш...».

Как известно, эту молитву Иисус передал Своим ученикам, когда они просили Его научить их молиться. С тех пор, как образец молитвы для каждого христианина, она употребляется каждый день не только во время общественного богослужении Церкви, но и во всякой другой ситуации, когда бы христианин ни молился.

Одна из причин, по которой молитва Господня была включена в этот момент, непосредственно перед святым Причащением, заключается в том, что одна из ее просьб относится к «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Богоносные Отцы учат нас, что под словом «хлеб насущный» Господь разумеет не только пищу, необходимую для нашей жизни, но и Святой Хлеб Божественной Евхаристии, без которого мы не можем иметь духовной жизни.

Ведь и другие просьбы молитвы Господней не лишены отношения к подготовке верующего, так как он просит: «Прости нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим», что является необходимым условием для приближения ко святому Причащению. Но и прошение «избави нас от лукавого», вносит свой вклад в приготовление ко святому Причащению.. Святитель Иоанн Златоуст очень образно говорит: «Как львы, дышащие огнем, мы выходим из храма после Святого Причастия и становимся страшны диаволу, до того, что он не смеет нам досаждать».

 

Еще одна причина, по которой мы торжественно читаем – духовенство и народ – молитву Господню перед святым Причастием, состоит в том, чтобы просить Бога Отца принять нас как Своих детей и дать нам мужество дерзать – несмотря на наше недостоинство, наше непослушание и наши грехи – называть Его нашим Отцом. Так как мы сознаем себя детьми Бога Отца, то в то же время мы становимся по благодати и братьями Единородного Сына Божия. Так мы ярче ощущаем более тесную связь со Христом, Святых Тела и Крови Которого мы готовимся причаститься. Аминь.

http://oodegr.com/oode/biblia/8_leitoyrgia/34.htm

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2022г.



Подписка на новости

Последние обновления

События