Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

«О, род неверный и развращенный...» (Воскресенье, Матфея 10)

 

Арх. Павлос Димитракопулос, 

Богослов-писатель Свяшенной Митрополии Киферы и Антикиферы

  В Кифере 17 августа 2025 г.

    Сегодня, дорогие братья, десятое воскресенье по Евангелию от Матфея, и Апостольское чтение – отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам, а Евангельское – отрывок из 17-й главы Евангелия от Матфея. В этом отрывке евангелист Матфей описывает всем нам известное чудо исцеления юноши, пораженного лунным недугом, в котором одновременно была бесовская сила. Это чудо Господь совершил в конце Своего общественного служения, сразу после преображения на горе Фавор, описанного всеми тремя синоптическими евангелистами.

    Согласно рассказу евангелиста, страдающий отец приводит своего ребёнка к ученикам Господа, чтобы тот исцелил его. Но они бессильны. Они не могут изгнать беса. В этот момент Господь сходит с Фавора, где Он преобразился, и отец бежит к Нему, падает к Его ногам и, преклонив колени, умоляет исцелить ребёнка. Господь снова обличает беса и исцеляет юношу, но перед бесом Он обличает и укоряет неверие людей Его поколения:  «О, род неверный и развращенный! доколе Мне быть с вами? доколе Мне терпеть вас?»

То есть: О поколение, которое, видев столько чудес, все еще остается в неверии и развращено вашим нечестием, доколе Я буду с вами? Доколе Я буду терпеть вас? Этот контроль Господа очень строг, и Он характеризует людей Своего поколения как неверующих и развращенных. Строгий, но также и очень справедливый. Ибо ни один другой народ в мире не получил столько пользы от Бога, как израильтяне, и ни один другой народ не видел столько великих и удивительных чудес, как эти люди. Они видели, как Господь воскрешал мертвых, исцелял всякие болезни, умножал пять хлебов и две рыбы, ходил по водам озера и повелевал ветрами как абсолютный владыка природы. И все же, сколько было тех, кто уверовал? Очень немногие. Некоторые рыбаки, пастухи, простые фермеры, ведущие натуральное хозяйство, и некоторые женщины. Они уверовали. Остальные? Они не только не верили, но и ненавидели его, оклеветали его страшными злословиями, богохульствовали, подвергали его пыткам и в конце концов пригвоздили его к кресту как преступника.

    Но эти слова, сказанные Христом тогда с великой болью за иудеев своего времени, я думаю, Он сказал бы те же слова и нам, если бы был жив сегодня. Ведь наше поколение, наше нынешнее общество, в подавляющем большинстве своём – это общество неверующее и извращённое. Взгляните на церкви. Сколько людей ходит в церковь и сколько участвует в богослужении и таинствах Церкви? Очень немногие. А из тех, кто ходит в церковь, сколько трудятся и жертвуют, чтобы исполнить волю Божию и умертвить ветхого человека? Ещё меньше.

    Но дело не только в неверии. Наше современное общество характеризуется извращением. Что такое извращение? Представление истины как лжи, а лжи – как истины. Представление безнравственного как нравственного и демонизация морали как обскурантизма, устаревшего и несостоятельного. Называть свет тьмой, а тьму – светом. Называть белое чёрным, а чёрное – белым. Пророк Исаия едко критиковал извращённость людей своего времени. Он пишет в своей вдохновенной книге:  «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом; тьму почитают светом, и свет – тьмою; горькое почитают сладким, и сладкое – горьким»  (Исаия 6:20).

    Мы видим это извращение в современной социальной реальности каждый день во всех аспектах жизни. Приведем несколько примеров: уже несколько лет как у нас на родине, так и в других странах гомосексуальные отношения легализованы с институционализацией однополых браков, и любое сексуальное извращение теперь считается нормальным. Однако Церковь, как мы все знаем, осуждает страсть к гомосексуализму как одну из худших страстей и один из тягчайших грехов, поскольку она представляет собой извращение человеческой онтологии. Кроме того, страшный грех аборта – это ещё одна форма извращения. Преступление хладнокровного убийства невинных и беззащитных людей считается не преступлением, а правом женщины делать со своим телом всё, что она захочет. Другая форма извращения, которая даже была узаконена греческим государством, – это возможность человека сменить пол и стать женщиной и наоборот.

    На духовном уровне мы также сталкиваемся с многочисленными извращениями евангельской истины, совершаемыми различными ересями, сектами и околорелигиозными группами, действующими по всему миру, а также и на нашей родине, и ведущими многие души к духовной гибели. Наиболее опасной и коварной из них является всеересь экуменизма. И это потому, что те, кто её проповедует, якобы представляют себя пастырями, в то время как на самом деле являются  «хищными волками».

    Вопрос в данном случае заключается в следующем: каково качество нашей веры? Глубока ли она, тёплая и практическая, или же она тёплая и поверхностная, не трогающая глубины нашего сердца и не приводящая к преображению нашей души? Конечно, мы, возможно, не были полностью отчуждены от жизни и таинств Церкви, как большинство людей нашего времени, но мы можем гордиться тем, что наша вера настолько сильна и тёпла, что мы способны переносить скорби и лишения, жертвы и гонения, а при необходимости и жизнь свою отдать ради любви ко Христу. Видите ли, когда ученики спросили Господа: «Почему мы не могли изгнать беса?» Он ответил им: «По неверию вашему». А апостолы были неверующими? Здесь Господь характеризует их как неверующих не в смысле полного неверия и отречения от Христа, а в смысле маловерия, в том смысле, что их вера ещё не была с горчичное зерно, чтобы они могли переставлять и горы. Это означает, что вера имеет стадии развития и поэтому должна постоянно возрастать и развиваться. Вот почему в нашей молитве мы должны просить Господа о постоянном укреплении нашей веры, подобно тому, как ученики просили Господа:  «Умножь нашу веру»  (Луки 17:5).

    Также не будем спешить делать вывод, что мы не имеем никакого отношения ко всем этим великим извращениям, о которых мы говорили ранее. Грех по своей природе развращает человека, и всякий раз, когда он грешит и не кается, он страдает от своего рода извращения, которое постепенно и незаметно усиливается, пока не достигает состояния совершенного извращения. Первые люди в раю также страдали от извращения, нарушив заповедь, данную им Богом, потому что вместо того, чтобы просить у Бога прощения за свой грех, они пытались оправдать себя различными извинениями. Великий извращенец наших душ, дьявол, сумел обмануть души первых людей, извратив заповедь, данную им Господом, и убедив их верить, что, нарушив её, они станут богами.

    Поразмыслим, братья мои, над тем, что мы прежде сказали, и постараемся применять это на деле. Постараемся укреплять нашу веру постоянным покаянием, чтобы в час великого искушения она не поколебалась, но мы оставались твердыми и непоколебимыми до самой смерти. Сего желаю всем нам благодатью и милосердием Господа нашего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

https://orthodoxostypos.gr/ὧ-γενεά-ἄπιστος-καί-διεστραμμένη-κ/



Подписка на новости

Последние обновления

События