Ники Николау, богослов
Использование стволовых клеток и этическая проблема Православной Церкви
Η χρήση βλαστοκυττάρων και ο ηθικός προβληματισμός της Ορθόδοξης Εκκλησίας
7. Взгляды архимандрита Макариоса Гриниезакиса
В этом разделе мы начнем с изложения позиции Церкви по вопросу о стволовых клетках согласно взглядам архимандрита Макариоса Гриниезакиса. Как и биоэтика, исследования и использование стволовых клеток возникли в 1960-х годах.
Ранее говорилось, что стволовые клетки помогают лечить неизлечимые заболевания. Так обстоит дело с цитотерапией, процессом, похожим на трансплантацию (клетки имплантируются вместо органов), и в котором стволовые клетки могут быть использованы для производства здоровых функционально специализированных клеток, которые затем могут заменить больные или дисфункциональные клетки »[597]. ].
Ожидается, что эта процедура окажет желаемое воздействие на травмы спинного мозга, ревматоидный артрит, рак, диабет I типа, болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона, а также рассеянный склероз, потерю слуха и потерю слуха, ожоги, инсульты. Сегодня их применяют при лейкемии, старых и новых инфарктах миокарда. Есть также возможности понять механизмы развития плода, а также аномальную пролиферацию клеток, проявляющуюся при раке. Кроме того, можно будет протестировать новые лекарства и их эффекты, прежде чем они будут введены для использования людьми.
Серьезные этические размышления о стволовых клетках были подняты в 1988 году, когда исследования были распространены на эмбриональные стволовые клетки человека. Начались исследования образования стволовых клеток из эмбрионов на ранних этапах их эволюции. Следует отметить, что источниками эмбрионов являются «избыточные» эмбрионы оплодотворения in vitro, эмбрионы абортов и эмбрионы, созданные для этой цели методом репродуктивного клонирования [598]. Во всех случаях плодам от пяти до семи дней, то есть на стадии бластоцисты.
Очевидно, что этически проблемы возникают в следствие использования человеческих эмбрионов в исследовательских и терапевтических целях. Таким образом, возникают две диаметрально противоположные точки зрения. Первая поддерживает использование стволовых клеток как возможность лечения неизлечимых болезней, а также возможность открытия регенеративной генетики. Согласно второй точке зрения, использование стволовых клеток запрещено, потому что эмбрионы, как человеческие существа, имеют право на защиту. Исследования связаны с принципом жизни. В первой главе произведения упоминалось, что человек как психосоматическая сущность создается с момента зачатия. Поэтому этические дилеммы, возникающие при использовании стволовых клеток, становятся для православных все более острыми.
Церковь, по словам Гриниезакиса, без труда занимает отрицательную позицию в этом вопросе. Это потому, что она руководствуется этикой Евангелия, согласно которой аморальный поступок не может быть оправдан и противоречит светской этике, которая позволяет оправдать действие, если ожидается положительный результат. Однако Церковь не отрицательно относится к прогрессу и науке. Каждое научное достижение основано на том факте, что Бог дал человеку все необходимое, чтобы он мог развивать свои навыки и трудиться во благо.
Однако предварительным условием является то, что стволовые клетки не происходят от эмбрионов, жизненный путь которых был прерван. Гринезакис подчеркивает, что Церковь могла принять в качестве источника стволовых клеток молекулу, находящуюся на стадии развития плода до стадии бластоцисты, которая состоит из твердой сферы из шестнадцати-тридцати клеток. Более того, доказано, что молекула может противостоять удалению некоторых клеток, не являясь препятствием для дальнейшего развития плода. В настоящее время ведутся исследования по перепрограммированию взрослых клеток в эмбриональные стволовые клетки, что принято церковью, поскольку это не разрушает жизнь, не создает эмбрионы для конкретной пользовательской цели и будет иметь терапевтическое применение.
Обобщая вопрос о стволовых клетках применительно к православной вере, мы заключаем, что Церковь не возражает против использования стволовых клеток до тех пор, пока не будут совершаться действия, которые разрушает плод. Согласно Евангелию, человек не имеет права спасать или улучшать одну жизнь, разрушая другую, если это не делается через нашу личную жертву и дар нашей собственной жизни. [599] Церковь надеется, что исследования взрослых клеток принесут плоды, демонстрируя уважение к человеческой жизни и не поднимая моральных дилемм.
[597] Πέτρος Παναγιωτόπουλος, Βλαστοκύτταρα – Χρήσεις και Βιοηθικοί Προβληματισμοί [1], ό.π.
[598] Μακάριος Γρινιεζάκης, Έρευνα και χρήση βλαστικών κυττάρων- Θεολογική και βιοηθική προσέγγιση, ό.π., σ. 20
[599] Στο ίδιο, σ. 24
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2021г.