Готовы ли христиане к соединению православных и католиков?
«Είναι έτοιμοι οι Χριστιανοί για την ένωση ορθοδόξων και ρωμαιοκαθολικών;»
Ираклис Реракис, профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля
Президент Всегреческого союза богословов
« Готовы ли христиане к соединению православных и католиков? »
Нам очень важно осознавать, что различия в вере, разделяющие людей и нации, нелегко сгладить. Однако Православная Церковь постоянно молится «о мире всего мира», мире и единстве веры, о чем молился Сам Христос во время Своей Первосвященнической молитвы, прося Своего Отца и Отца всех людей и особенно христиан, чтобы они соединились в одном теле, одном стаде и одной вере: «да будут все едины, как и Ты, Отче, во Мне, и Я в тебе» (Ин. 17, 21). О «Единстве веры и причастии Святаго Духа» молится и Церковь в своем Богослужении.
Однако мы знаем, что с 1054 года существует Раскол между христианами Востока и Запада и что одним из главных препятствий на пути их объединения является то, что некоторые из них стремились и стремятся к Единству, в большей степени антропоцентричному, нежели богоцентричному, поскольку они не ставят в основу послушание воле Божией и в том, что относится веры в Него, но, кажется, предпринимают объединяющие усилия или создают движения, имеющие антропоцентрический и дипломатический характер, и светской любви.
Фактически, судя по некоторой информации, ряд влиятельных людей, похоже, рассматривают вопрос будущего Единства христиан, связывая его со своими геополитическими планами, поскольку они заинтересованы и способствуют любому организационному или объединяющему элементу, который мог бы содействовать организации глобального государства.
Таким образом, процессы создания Единства христиан, по всей видимости, включают в себя, явно или скрыто, некоторые светские ухищрения, которые, как обычно, сопровождаются давлением или побуждениями светских чиновников, искусственно желающих десакрализировать и секуляризировать вопрос единства веры и оторвать его, насколько это возможно, от ее христианской цели.
В этом контексте представляется, что некоторые факторы, влиявшие в прошлом или влияющие в наше время на направление и содержание современного богословского диалога, в большей степени вкладываются в чувства, вызванные стремлением к человеческому миру и любви, и в меньшей степени в мир который сходит свыше, который исходит из любви Божией и веры в личность и истину Христа, как она переживается в Церкви и как она выражена в соборном и вселенском этосе ее Святых Отцов Православной Традиции.
Таким образом, при обсуждении вопроса о Соединении мы не видим учтенных, как можно было бы ожидать, условий единства во Христе, то есть искреннего покаяния и стремления восстановить их в правильной и угодной Богу вере.
С точки зрения Православных Церквей ясно, что единство христиан и диалог в этом направлении есть вопрос богословского – и только – диалога в вере и истине, как это определено богословским Духовным Преданием Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью Христовой.
Однако диалоги Православной Церкви с христианскими конфессиями никогда не прекращались и не прекратятся, потому что долг и миссия православных христиан – благовествовать истину Христову всем людям, поскольку только «кто верует и крестится тот спасен будет».
С другой стороны, повторная евангелизация считается необходимой и важной для христиан, когда они осознают, что истина и жизнь их веры изменены, так как без нее, по указанию Священного Писания, их спасение находится под угрозой: " познайте истину, и истина сделает вас свободными».
Православная Церковь поэтому в любом случае должна двигаться в настоящем и будущем, основываясь на своей Истине. Священное предание по этой причине правомерно должно рассматриваться как некая формальная прочность, устойчивость в догматическом наследии Православия, а как полную и глубокую веру в постоянное явление Святого Духа, постоянно присутствующего в жизни членов Православия. Церкви, чтобы они могли Своими дарами пройти три стадии Совершенства и Спасения во Христе: Очищение, Просвещение и Обожение.
Вот почему, когда говорят о Единстве христиан, необходимо осознавать, что Раскол, как отделение и отдаление от спасительной истины, излечивается не светскими и не церковными встречами, беседами и любовными разговорами, а подлинным диалогом истины и любви, а также реальным и истинное покаянием и исправлением со стороны тех, кто отклонился и уклонился от пути и истины Христовой, нарушая единство веры.
Таким образом, очевидно, что, если богословские причины, приведшие к отделению от Истины Христовой и Святых Отцов, не исчезнут, то бесполезно обеим сторонам далее двигаться к Единству, ибо это, если оно будет достигнуто, по другим светским критериям, будет непостоянным и уязвимым, в результате чего, как это случалось в прошлом, оно станет ложным, условным и иллюзорным.
Диалоги направленные на соединение Церквей велись и после 1054 года, их было множество, но они были безрезультатны, хотя они продолжаются и в наше время. Это продолжение диалогов, когда они, конечно, ведутся в истине и любви, является актом созидания, поскольку обеим сторонам предоставляется возможность дискутировать на основе соборных и святоотеческих текстов, и чтобы удовлетворять опыту Святых Отцов, что, возможно, подействует положительно на возвращение отделившихся к Истине Христовой.
Однако было бы трагической ошибкой использовать или связывать богословский диалог о Единстве с мирскими планами и геополитическими устремлениями, поскольку любой небогословский подход к Единству приведет не к достижению истинного и богословского Единства, а к заключению условного сговора, с определениями, условиями и результатами, не имеющими отношения к христианской истине и жизни.
Что касается христиан, исторический опыт учит, что христиане не должны повторять ошибку предыдущих диалогов, в которых они были вынуждены уступить политическим движениям или давлениям, что не исцелило, а увековечило раскол, с решениями псевдосоюзов, которые послужили, исключительно, нечестивым ожиданиям, а не истине Евангелия.
Ведь исторически известен результат таких действий, поскольку, когда предпринимались попытки принять лжеунию, с принятием православными представителями римско-католических вероучительных отклонений, они впоследствии аннулировались православным народом.
Вероучительные отклонения и различия выделялись, указывались Святыми, такие как святой Марк Евгеник: «Много лет тому назад (Римская Церковь) отделилась от общества четырех Святейших Патриархов , отделилась от морали и догматов Кафолической Церкви и Православных и внесла чуждые» .
Св. Иустин Попович также фиксирует свою позицию в отношении папских нечестивых учений: «Православное учение было отвергнуто и заменено латинской еретической пандоктриной о первенстве и непогрешимости папы. И из-за это всеереси родились и продолжают рождаться другие ереси: Filioque, отвержение эпиклезы, использование опресноков, введение учение о тварности божественной благодати, учение о чистилищном огне, сокровищницы преизбыточных добродетелей и т. д. » .
Из вышеизложенного кажется, что в движениях, направленных на соединение, которые должны принять и понять, что отколовшиеся от Церкви, которые имеют расположение вернуться к истине через покаяние, никто в них до сих пор для этого ничего не делает. Поэтому необходимо уделить большое внимание вопросу богословского подхода к диалогу Востока-Запада, чтобы не рождались большие ожидания относительно прогресса в достижении истинного Единства и, следовательно, в истинном Единстве веры христиан.
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2025г.
Источник: https://www.inewsgr.com/0/einai-etoimoi-oi-christianoi-gia-tin-enosi-orthodoxon-kai-romaiokatholikon.htm