Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Письменная проповедь: Сила имени

Святая Митрополия Нафпакта и Святого Власия

 

Сила имени

Ἡ δύναμη τοῦ Ὀνόματος

 

DSC_5689

 

 

«Узрев же Иисуса, и возопив, препаде к Нему, и гласом велием рече: что мне и тебе, Иисусе Сыне Бога Всевышняго?»

Лук. 8:28

 

Дорогие братья,

 

Человек, бесноватый из Гадары вскрикнул, пал к ногам Христа и сказал: Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога, Живого? (Луки 8, 28). Для бесов, живших внутри этого несчастного человека, присутствие Христа было ужасным. Этой же великой силой также обладает имя Иисуса, которое заявляет о Его присутствии, поэтому святые Отцы часто рекомендуют нам часто молиться «молитвой» Иисусовой, чтобы освободиться от эксплуатации и гнета диавола.

Однако необходимо понять значение, свойства и природу Имени Иисуса. Евангелист Иоанн пишет в конце своего Евангелия: «Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». (Иоан. 20, 31). А апостол Павел пишет: «Посему Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено, небесных, земных и преисподних...» (Флп. 2, ст. 9-10). Мы можем увидеть явление силы имени Иисуса в том, что мы напишем далее.

Бог, Который по своей Сущности неименуем и непознаваем, по Своим действованиям-энергиям познаваем и «именуем». Из Священного Писания мы знаем, что Бог последовательно открывал Себя людям посредством Имен. Каждое откровение нового Имени Пророкам означало откровение о действии Бога. Имя имело двоякое значение, по свидетельству святого Софрония Святогорца. С одной стороны, оно являло присутствие, явление Бога Живого, с другой — давало познания о Нем. Таким образом, имя «Иисус» показывает присутствие, явление Бога как Спасителя и что Он также является Спасением, а также показывает, что Бог принял нашу собственную природу, и поэтому нам возможно стать детьми Божьими.

Это чувствуют святые, которые, призывая это Имя, исполняются присутствием Христа. Так, призывая это Имя, люди изгоняют злого демона, обретают истинную жизнь, которая является познанием Бога. Молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» есть, как пишет святой Симеон Солунский, «молитва и обетование и исповедание веры, подательница Святого Духа и Божественных даров, очищения сердца, изгнания бесов, является обиталищем Иисуса Христа, источником духовных понятий и божественных помыслов, оставлением грехов, врачеванием, неприкосновенным убежищем душ и тел, подателем божественного просвещения, источником божественного милосердия, даром откровения тайн Божиих».

  

современная икона свт. Симеона Солунского в храме Святой Софии в Фессалониках

Христос спросил бесноватого, как его зовут, и те, кто был внутри него, ответили: «Легион, потому что много бесов вошло в него» (Луки 8:30). Это указывает на разрушительную, изнурительную и тираническую энергию-действование дьявола.

 

Святой Максим Исповедник пишет, что человек постоянно находится под влиянием и воинственной яростью демонов. Весь человек (душа и тело) находятся под воздействием сатанинского влияния и находятся в его плену. Демоны действуют во всех частях души и тела. Одни бесы через чувства вводят человека в яму греха и неведения, другие действуют страстными помыслами, третьи телом разжигают в душе страсти и творят нечистые фантазии.

Поэтому демоны всегда действуют через мысли, желания и страсти, но иногда они также овладевают человеческим мозгом, и таким образом человек полностью демонизируется. Тогда говорит не человек, а за него говорит сам дьявол. Мы видим это в случае, описанном в сегодняшнем Евангельском чтении. Как только Христос приблизился к бесноватому, бесы заговорили и в то же время умоляли Христа разрешить им войти в свиней и не приказывать вести их в бездну.

 

Великую истину нам открывает апостол Павел, он пишет: «И духи пророческие повинуются пророкам» (1 Кор. 14, 32). То есть Святой Дух, когда дело касается человека, не отнимает у него свободы. Пророк переживает великие состояния посещения и действия Благодати, не теряя человеческой природы, своей логики, своей свободы. Таким образом, Святой Дух говорил Евангелистам о том, что они будут писать, и в то же время как они это будут писать, и это было делом каждого Евангелиста.

Однако этого не происходит в случае с нечистыми духами. Когда они охватывают человека, они лишают его свободы и говорят через него. Человек становится немым и глухим. Мы видим это в бесноватых, которых мы и сегодня встречаем в святых местах христианского паломничества. По тому, как они говорят, и по содержанию их слов, кажется, что внутри них есть кто-то еще, кто вынуждает их делать то, чего они сами не хотят.

Наконец, диавол, как мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении, снимает с человека одеяние, т.е. одеяние Крещения, выводит его из дома, т.е. из Церкви, заставляет оставаться жить в гробницах, т.е. совершать мертвые дела греха и отчуждает его от самого себя. Христос делает человека «одетым и здравомыслящим»[1], пребывающим в Церкви.

 

Поэтому давайте всею силою нашей души творить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй грешнаго»!

 

Митрополит

+ Навпактский и Святого Власия Иерофей

 

©перевод интренет-содружества «Православный Апологет»2022г.

Источник: http://parembasis.gr/index.php/el/7495-2022-314-11

 

[1] ἱματισμένον καί σωφρονοῦντα – в славянском тексте перевод «оболчена и смысляща»



Подписка на новости

Последние обновления

События