Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Толкование Божественной литургии

Высшее Таинство Церкви

Ερμηνευτική στη Θεία Λειτουργία

Η κορυφαία Μύηση τής Εκκλησίας

 

Σεβ. Μητροπ. Πισιδίας Σωτηρίου

Преосвященнейший. Митрополит Писидийский Сотирий

 

Цикл проповедей Высокопреосвященнейшего Митрополита Писидийского Сотирия, сказанных в воскресные дни, во время октября месяца 2021 г.

Беседа 6-я

6. Евхаристия есть плод Воспоминания об Иисусе Христе.

 

В наших предыдущих проповедях мы видели, что Господь наш Иисус Христос в ночь Великого Четверга установил Таинство Евхаристии, которое с тех пор совершается на каждой Божественной литургии. Так Господь через божественное Причащение Святых Своих Тела и Крови соединяется с верующими, очищает их от грехов и освящает. В то же время Таинство Евхаристии обеспечивает единство членов Церкви и оживотворяет ее.

 

Но кроме того, в установительных словах Таинства Евхаристии, Господь добавляет, что Его Кровь, проливаемая для прощения грехов всех и предлагаемая для питья верным, запечатлевает Новый Завет (Мф. 26, 28).

Но что такое «новый завет», который Господь скрепляет Своей Кровью!

Слово «новый завет» подразумевает существование ветхого завета. Все мы в точности знаем, что на горе Синай Бог заключил Завет с пророком Моисеем, который признал Его волю, и израильтяне должны были принять его и соблюдать. Фактически, Бог написал краткое изложение Своих заповедей на двух каменных скрижалях и передал их Моисею для хранения. Для большего скрепления ветхий завет был скреплен кровью. «Ибо Моисей, произнесши с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ. Говоря: «это кровь завета, который заповедал вам Бог» (Евр. 9:19-20).

 

Господь во время Тайной Вечере, скрепляет Свой Новый Завет с Ветхим, утвержденным Моисеем кровью тельцов и козлов, подчеркивает, что Его Новый Завет с Его верным народом утвержден, скрепленный Его собственной Кровью, один имеет силу очистить от грехов. Апостол Павел особо подчеркивает это: «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4).

Так Господь Таинством Божественной Евхаристии, среди прочих благодеяний, запечатлевает и скрепляет все Свое учение. Из этого учения Господа, как мы знаем, часть записана в Святых Евангелиях, а другая большая часть была передана нам в истолковании с книгами Учеников Господа. Все вместе составляет хорошо известный текст Нового Завета.

Последние учредительные слова Господа при передаче Таинства Евхаристии цитирует апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (11:25): «Всякий раз, когда будете пить чашу сию, творите в Мое воспоминание» Эта фраза очень объемна и нуждается в достоверном истолковании, которое могут дать нам только просвещенные Отцы нашей Церкви. Посмотрим же, хотя бы вкратце, что говорят нам о «воспоминании» святые отцы?

Евхаристия это литургическое воспоминание о той первой трапезе Тайной Вечери, но также и обо всем, что Господь сделал от начала творения ради нас. Божественную Евхаристию мы священнодействуем совершаем в точности так, как ее священнодействовал Господь Христос. Возносим Святое возношение воспоминания[1] совершая воспоминание о Его смерти и Воскресении: «Сие творите в Мое воспоминание: елижды бо аще ясте Хлеб сей и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете», говориться в молитвы анафоры перед возглашением священника «Твоя от твоих, тебе приносящее о всех и за вся...». При литургическом воспоминании мы не просто думаем о жертве Христа, но живем ею.

 

Более того, воспоминание о всех благодеяниях нашего Господа ниспосланным  нам, умножает нашу благодарность и нашу признательность Ему. Можно сказать, что Евхаристия - это плод воспоминания о Христе, когда Им была дана заповедь совершать, священнодействововать в воспоминание Его: да не будем оставаться в неведении, и тем самым мы не потеряем Его божественных даров. Воспоминание о благодеяниях возвеличивает Евхаристию, а Евхаристия приближает нас ко Христу. И мы, чтобы быть со Христом, должны благодарить «всегда и за всех Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа». (Еф. 5:20).

 

Прежде чем мы начнем изучать и изъяснять то, что говорится и делается во время Божественной литургии, необходимо рассмотреть важный вопрос:

 

Кто является настоящим служителем Божественной Литургии?

 

Все мы знаем, что для совершения Божественной литургии нужен хотя бы один епископ или священник. Но настоящим служителем Божественной Литургии каждый раз является Сам Христос. Тот, Кто совершил Божественную Евхаристию на Тайной Вечере, Он совершает и это Таинство ныне и всегда.

Епископы и священники занимают положение служителей. Он, Христос, Сам изменяет, прелагает и освящает. Христос – это Тот, кто освещает Своим присутствием Тайную Вечерю и Вечерю Евхаристии. Итак, в Божественной литургии в лице служителя мы видим Самого Христа. Когда твой священник передает тебе Святое Причастие, не думай, что это делает священник, но верь, что простертая рука принадлежит Христу. Священник просто предоставляет свой язык Христу и предлагает Ему свою руку, как это видно в молитве читаемой во время Херувимской песни: «Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

продолжение следует...

перевод интернет-содружества "Православный Апологет"2022г.

 

[1] Αγία αναφορά ανάμνησιν 



Подписка на новости

Последние обновления

События