Толкование Божественной литургии
Высшее Таинство Церкви
Ερμηνευτική στη Θεία Λειτουργία
Η κορυφαία Μύηση τής Εκκλησίας
Σεβ. Μητροπ. Πισιδίας Σωτηρίου
Преосвященнейший. Митрополит Писидийский Сотирий
Цикл проповедей Высокопреосвященнейшего Митрополита Писидийского Сотирия, сказанных в воскресные дни, в период с октября 2021 г.
Беседа 1-я
1. Необходимо понимать Божественную литургию
Величайшим благим событием в жизни человечества является,несомненно, явление на земле Господа нашего Иисуса Христа и Его спасительное дело. Многие из нас завидуют людям, жившим тогда в Галилее и Иудее и имевшим привилегию увидеть своими глазами Господа нашего Иисуса Христа, Самого Бога, слушать Его изумительные спасительные слова, которые умиротворяли души, Ему радовались больные, которые могли к Нему приблизиться. Даже имеющие неисцелимые болезни получали от Него исцеления; освобождались одержимые демонами, освобождались от грехов и испытывали великую радость от зрения божественного Лика Иисуса! В самом деле, как было бы хорошо, если бы мы жили там тогда и видели Христа своими глазами!
Но задумаемся глубже: неужели Сын Божий оставил Небеса и сошел на землю, чтобы подарить эту радость Своего Явления только людям, живавшим в течение этих трех лет Его общественного служения в небольшой области Палестины? Если Христос пришел, для всего мира, для всех веков, «для нас, людей, ради нашего спасения», (как мы исповедуем в Символе веры), то как же можно было ограничить Его благотворное присутствие и явление только людьми, которые жили в узких географической границ маленькой страны, в течение этих трех лет! Не будет ли это предубеждением со стороны Бога в пользу тех немногих? Но непогрешимое слово Божие заверяет нас, что Бог не делает различия: «Бог нелицеприятен» (Деян. 10:34); Люди, которые уверовали бы во Христа, к какому бы они народу не принадлежали, в какое бы они историческое бы время не жили, они принимают в равной мере от Бога те же благодеяния, ибо, как открывает нам апостол Павел, «Иисус Христос , вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (ср. Евр. 13:8).
То есть можем ли мы, живущие сегодня, спустя две тысячи лет, встретить Христа, услышать Его, поговорить с Ним и получить Его благословения, как и люди, жившие в годы земной жизни Христа?
Церковь официально и убедительно отвечает – да, можем. Те из нас, кто уверовал во Христа как Бога, крестился и остается органически соединенным со Христом и Его Церковью, имеют те же привилегии, что и те, кто первым последовал за Христом! Но это потрясающе! Как это может быть?
Ограниченным человеческим разумом человек не может понять, как такое может произойти такое, ибо это выходит за пределы человеческого разума и достигает области Тайны. Обычно мы, люди, когда не можем объяснить что-то, что произошло в нашей повседневной жизни, мы это расцениваем как тайну! Многое другое, что является явлениями сверхъестественного порядка, не может быть объяснено человеческим разумом, ибо они связанны с божественными энергиями. Это Божественные Тайны, а для того, чтобы приблизиться к ним и извлечь из них пользу, мы не будем использовать наши пять чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Эти чувства сообщают нам только о материальных вещах. Чтобы приблизиться к Тайнам Божиим, нужно другое чувство, вера. Но пусть никто не думает, что эта вера исходит из человеческого воображения и является чем-то смутным, неопределенным и гипотетическим! Христианская вера основывается на реальной личности, Иисусе Христе, Сыне Божьем, Который открыл нам все, что нам нужно знать, чтобы достичь конечной нашей цели. И история Церкви за эти 2000 лет подтверждает, что истины Христовы ежедневно проверяются на деле. Действительно, верно то, что сказал Господь: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). А что говорил нам Христос, когда был еще на земле? «И Я с вами во вся дни до скончания века». ( Матф.8.20)
Но кто-то скажет: после того, как Иисус, после этих слов, вознесся на небо, как такое может случиться? Да, Он вознесся; и как Бог, как Отец и Святой Дух, как мы все знаем, «вездесущи и всесовершенны», как мы ежедневно говорим в нашей молитве, начинающейся словами «Царю Небесный…». Но, кроме того, Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере установил особую связь в Его общении со всеми людьми, всех веков и всеми народами земли. Конечно, людям достаточно захотеть уверовать в Евангелие Христово, креститься во имя Святой Троицы, стремиться жить по Его воле, как членам Его Церкви, и сердцем своим желать иметь общение с Ним.
Некоторые, которые когда услышат эти слова впервые, несомненно, они воскликнут:
-Все это мне кажется тинственным!
Да, по сути все они составляют одно Таинство. Это то, что на церковном языке мы называем «Священное Таинство Божественной Евхаристии». Это Таинство Божественное причащения и соединения каждого верующего со Христом, великое , высочайшее Таинство, которое установил Сам Господь, вечером в Великий Четверг, незадолго до Его взятия под стражу и Его распятия, для того, чтобы удостоить непрерывного постоянного общения Своего со всеми Его учениками всех веков.
Когда это таинство было установлено, мы все христиане об этом знаем из священного Евангелия и 1-го послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 11, 23-28). Это величайшее таинство, как знает каждый из нас, было совершается во время Божественной литургии.
Однако именно в этом и заключается сложность и трудность для верующих. Поскольку речь идет о Таинстве, имеющем весьма глубокие духовные смыслы, со многими событиями и фактами, которые концентрируются в единое целое в течение примерно часа, на одном языке, часто символичном, который не понимается многим. Поэтому все это духовное богатство Божественной литургии нуждается в раскрытии и тщательном истолковании, дабы каждый верующий мог бы участвовать в совершении Таинства Божественной Евхаристии, которое совершается во время каждой Божественной литургии, всем своим сердцем и всем своим разумением.
Продолжение следует…
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.