Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ΒΥΖΑΝΤΙΝΩΝ ΙΣΤΟΡΙΚΑ

 

Византийский Крымский полуостров

Η βυζαντινή Χερσωνα της Κριμαίας

  1. Создание фемы Херсонес

1. Η ίδρυση του θέματος Χερσώνος

 

 

 

Папагеоргиу Ангелики, «Фема Херсонес (Климаты)», 2008 г.,

Энциклопедия Великого Эллинизма, Черноморье

Παπαγεωργίου Αγγελική, «Χερσώνος θέμα (Κλίματα)», 2008,

Εγκυκλοπαίδεια Μείζονος Ελληνισμού, Εύξεινος Πόντος

 

αναδημοσίευση απο την Εγκυκλοπαίδεια Μείζονος Ελληνισμού

 

переиздано из Энциклопедии Великого Эллинизма

 

 

 

 

 

С конца VII и по первые десятилетия IX века город Херсонес и соседние области (известные как климататы - κλίματα)1 поддерживали свободную связь с Константинополем. Обычно они были частью Византийской империи, но на самом деле преобладал режим относительной автономии, и власть в различных городах, находящихся под контролем Византии, осуществлялась местными архонтами. Например, высшей властью в городе Херсонесе были протевон-ο πρωτεύων  и так называемые отцы города (οι πατέρες της πόλεως), которые избирались на местах, хотя обычно получали императорские титулы 2.

 

              Включение Херсона и юго-западного Крыма в структуру Византийских фем стало результатом цепи событий, начавшихся с 839 (3) года, когда хазары, старые союзники Византии, направили в Константинополь посольство с просьбой к императору Феофилу (829-842 гг.) о том, чтобы он оказал им помощь в создании военных фортификационных сооружений в нижнем течении реки Дон, для того, чтобы предотвратить набеги Русов (των Ρως) 4. Император ответил на этот призыв, посылая группу инженеров под руководством спафарокандидата Петроны Каматира (σπαθαροκανδιδάτο Πετρωνά Καματηρό). После успешного завершения экспедиции ее руководитель доложил императору, что в интересах империи передать Херсонес (через который прошла экспедиция) и его область под прямое управление Византии. Соглашаясь с оценками своего посланника, Феофил решил несколько позже (около 840 г.) 5 объединить Херсонес и соседние области в фему, первым стратигом которой был назначен сам Петронас Каматирос, как знаток местных проблем 6.

           Как видно из некоторых письменных источников и остатков печатей, первоначальное название новой административной области было фема Климаты (θέμα Κλιμάτων) 7. Однако, поскольку столицей фемы и важнейшим городом области был Херсонес, это не заставило себя долго ждать,  чтобы название Херсонеса было официально установлено для этой фемы уже до 860 г., если не раньше 8.

 

 

2. Организация фемы Херсонес

 

            Мы располагаем небольшими сведениями о размерах территорий и внутренней организации новой фемы. По-видимому, Климаты византийской администрации базировались в городах южного Крыма и контролировали прилегающие территории, так называемые климаты (τα λεγόμενα κλίματα). О существовании Готского турмарха  (ενός τουρμάρχη Γοτθίας) нам известно по печати конца X — начала XI века 9. Это свидетельство позволяет заключить, что организация Херсонской фемы не отличалась от организации других византийских фем.  Это также показывает, что, по крайней мере, к началу XI века, если не раньше, византийская власть распространилась на юго-западный Крым. Помимо местных архонтов и военных чиновников фемы, в этом районе также засвидетельствовано существование служащих хозяйственного управления, так называемых коммерциариев (в основном по останкам печатей)10.

            Однако стоит отметить, что, несмотря на то, что власть теперь осуществлял назначенный из Константинополя военачальник и несмотря на присутствие в Херсонесе чиновников центрального управления, рассматриваемые города в значительной степени сохраняли автономию, если судить по наличию местных архонтов в Херсонесе и после 840 г.11, а также по продолжающейся деятельности городского монетного двора 12.

             Из свидетельства императора Константина Багрянородного (середина X века) мы знаем, что в это время центральная администрация выплачивала местным властям Херсонеса ежегодное пособие в размере 10 литров золота и еще два литра в качестве договора. Опасность отступничества была всегда видна, как известно, это произошло около 896-897 годов, когда жители Херсонеса восстали и убили стратига Симеона. Константин Багрянородный в сочинении «К собственному сыну Романону- Προς τον ίδιον υιόν Ρωμανόν» перечисляет ряд мер, которые следует предпринять в таком случае, и советует стратигу фемы прекратить уплату ежегодного попечительства, покинуть Херсон и поселиться в одном из других  городов-своей фемы 13.

 

 

3. Стратегическая роль фемы Херсонес (9-10 вв.)

 

          Несмотря на включение Херсона и других крымских городов в систему фем Византии, византийское военное присутствие в регионе не было сильным: из источников следует, что войска фемы в основном комплектовались из местных рекрутов, находившихся под контролем местных начальников, т.е. своего рода ополчение.14 Другими словами, направленность фемы была чисто оборонительной и опиралась на города-крепости региона, как видно из того, что с середины IX в. фортификационные сооружения Херсона систематически укреплялись. Также договорами 944 и 971 гг. русские обязались не вмешиваться в фему Херсона и защищать его от набегов волжских болгар15.

          Поскольку Византия не могла выставлять военную силу в Крыму, стратегическая роль Херсонеса стала еще более важной, как признает Константин Багрянородный во многих частях своих работ. Фема Херсонеса была по сути оплотом византийской власти и центром дипломатической деятельности Константинополя по отношению к народам региона. Ее учреждение было связано с установлением  дипломатических связей с хазарами, а в X веке, после распада государства Хазаров, их место заняли печенеги и русские 16. Характерной для стратегического значения фемы является деятельность местных полководцев-стратигов в условиях войн против болгар: в 914 г. херсонский стратиг Иоанн Вогас, как представитель Константинополя заключил союз с печенегами против болгар, а около 967 г. Калокирис Дельфинас, вероятно, сын местного херсонского архонта, был отправлен с дипломатической миссией к русским с той же целью. Важна была роль Херсонеса и в переговорах с русскими при Василии II, что окончательно привело к христианизации русских около 988 года.

 

4. Фема Херсонеса в XI-XIII веках.

          Занятие Херсонеса руссами (Ρως) в 988 году, хотя и временное, вызвало частичную дезорганизацию фемы. Однако восстановление территории, если судить по археологическим данным, не заставило себя долго ждать: в конце X или начале XI века в Херсонесском порту были построены новые стены 17, о чем свидетельствует надпись 1059 г. об обновлении ворот укрепленного ограждения и командного пункта. Надпись важна еще по одной причине: она относится к стратигу Херсонеса и Сугдеи, показывая, что в середине XI века территория фемы простиралась и на восток.18 Время присоединение юго-восточного Крыма (Сугдеи и прилегающих территорий) с достоверностью неизвестно, но предполагается, что это было следствием разгрома хазар нанесенного им византийцами в 1016 г.

              Спустя несколько лет, по-видимому, организация фемы претерпела изменения, так как около 1066 года в русской летописи упоминается архонт города, носивший ныне титул катапан.19 В конце XI в. восточные части фемы оказываются под контролем половцев. В этот же период были отремонтированы укрепления Херсонского порта.

            Об истории фемы Херсона в XII веке нам почти ничего не известно. Из молчания источников можно сделать вывод, что существенных изменений в его структуре и стратегической роли не произошло. Последнее упоминание о феме Херсонеса и старых византийских территориях Крыма в византийском источнике связано с нападением сельджуков около 1222 г. и показывает, что после 1204 г. территория старой фемы Херсона теперь принадлежала сфере влияния Трапезундской империи.20

 

СНОСКИ

1.О значении географического термина климаты применительно к районам юго-западного Крыма см. Цукерман, К.,. Zuckerman, C., “Two notes on the early history of the thema of Cherson”, Byzantine and Modern Greek Studies 21 (1997), σελ. 217-220.


2. Константин Багрянородный Κωνσταντίνος Πορφυρογέννητος, Προς τον ίδιον υιόν Ρωμανόν, Moravcsik, G. – Jenkins, R.J.H. (επιμ.), Constantine Porphyrogenitus, De Administrando Imperio2 (Corpus Fontium Historiae Byzantinae 1, Washington 1967), 42.44-47: «Μέχρι γὰρ Θεοφίλου τοῦ βασιλέως οὐκ ἦν στρατηγὸς ἀπὸ τῶν ἐντεῦθεν ἀποστελλόμενος, ἀλλ’ ἦν ὁ τὰ πάντα διοικῶν ὁ λεγόμενος πρωτεύων μετὰ καὶ τῶν ἐπονομαζομένων πατέρων τῆς πόλεως». Ο Treadgold, W.T., The Byzantine Revival 780-842 (Stanford 1988), σελ. 17, говоря о Херсонесе в конце 8 столетия, назывет его архогтией αρχοντία, ошибочно полагая, что он был включен а административную систему Византийской империи, имел гарнизон регулярной армии и губернатор города были назначены из Константинополя.
3. Источники датируют хазарское посольство годом после отречения патриарха Иоанна Грамматика, правильная датировка которого (апрель 838 г.) принадлежит Тредголду У.Т Treadgold W.T., “The Chronological Accuracy of the Chronicle of Symeon the Logothete for the Years 813-845”, Dumbarton Oaks Papers 33 (1979), σελ. 178-179.
4., События, касающиеся хазарского посольства и строительства форта Саркел, повествуются Константином Багрянородным «Προς τον ίδιον υιόν Ρωμανόν», Moravcsik, G. – Jenkins, R.J.H. (επιμ.), Constantine Porphyrogenitus, De Administrando Imperio2 (Corpus Fontium Historiae Byzantinae 1, Washington 1967), 42.22-55. Ο Wozniak, F.E., “Byzantine Policy on the Black Sea or Russian Steppe in the Late 830s”, Byzantine Studies/Etudes byzantines 2 (1975), σελ. 58-59, объясняет конструкцию Саркела необходимостью защиты от венгров, но его точка зрения не получила широкого признания.


  • 5. Ο Treadgold, W.T., The Byzantine Revival 780-842 (Stanford 1988), σελ. 313-317, хронологически определяет посольство хазар, сооружение крепостных стне Саркела и учреждение фемы Херсонеса (839),хотя ο Zuckerman, C., “Two notes on the early history of the thema of Cherson”, Byzantine and Modern Greek Studies 21 (1997), σελ. 212-215, помечает посольство хазар 839 годом, построение Саркела 840г. А учреждение новой фемы 84г.1.Некоторые прежние исследователи, но и некоторые новые исследователи время учреждения фемы Херсонеса опредлеяют около 833 или 834г.. Πρβλ. Bury, J.B., A History of the Eastern Roman Empire from the Fall of Irene to the Accession of Basil I (A.D. 802-867) (London 1912), σελ. 417· Vasiliev, A.A., The Goths in the Crimea (Cambridge Mass. 1936), σελ. 108· Obolensky, D., “The Crimea and the North before 1204”, Αρχείον Πόντου 35 (1978), σελ 128· Nesbitt, J.W. – Oikonomides, N., Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art 1: Italy, North of the Balkans, North of the Black Sea (Washington 1991), σελ. 183. Οι Pritsak, O. – Cutler, A., “Cherson”, στο Kazhdan, A. (επιμ.), The Oxford History of Byzantium 1 (New York – Oxford 1991), σελ. 418-419, определяют время учреждение фемы около 832.
    6. Συνεχισταί Θεοφάνους, Χρονογραφία, Bekker, I. (επιμ.), Theophanes Continuatus (Bonn 1838), 123.14-124.3.
    7. Первое упоминание о климате находится в списке администраций империи, датированном около 842 года, так называемом Тактиконе Успенского Τακτικόν Uspenskij, Oikonomidès, N. (επιμ.), Les listes de préséance byzantines des IXe et Xe siècles (Paris 1972), σελ. 49, в то время также сохранилась печать стратига «Πέντε Κλιμάτων», котораяотносится к новому выпуску. См. βλ. Nesbitt, J.W. – Oikonomides, N., Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art 1: Italy, North of the Balkans, North of the Black Sea (Washington 1991), σελ. 182. Ο Baranov, I.A., “Administrativnoe ustrojstvo rannesrednevekovogo Hersona”, στο Aibabin, A. (επιμ.), Materialy po archeologii, istorii I etnografii Tavrii 3 (Sinferopol 1993), σελ. 137-145,при этом не основываясь ни на каких источниках, он считает, что фема Климаты - Κλιμάτων относилась к горой местности, и не имели отношения к Херсону и относилась к гипотетичному городу Климаты в Крыму Κλίματα της Κριμαίας,в то время как поледующая фема Херсона была учреждена в середине 10 столетия

  • 8.Эта точка зрения отстаивалась Цукерманом C., “Two notes on the early history of the thema of Cherson”, Byzantine and Modern Greek Studies 21 (1997), σελ. 215-222, и основывается наκ отождествлении Никифора, стратига фемы 860 г. Со стратигом Херсона Никифором, печати которого были опубликованы Seibt, N. – Seibt, W., “Pecati stratigov vizantijskoj femy Herson”, στο Vizantija I Srednevekovyj Krym (Anticnaja drevnost I Srednie Veka 27, Sinferopol 1995), σελ. 92. Η Sokolova, I.V., “Les sceaux byzantines de Cherson”, στο Oikonomides, N. (επιμ.), Studies in Byzantine Sigillography 3 (Washington 1993), σελ. 99,ошибочно утверждая, что название фемы Климаты Κλιμάτων продолжало использоваться на протяжении 10 лет вплоть до 870г
    9. Alekséenko, N.A., “Un tourmarque de Gothie sur un sceau inédit de Cherson”, Revue des Études Byzantines 54 (1996), σελ. 271-275.
    10. Alekseyenko, M., “La douane du thème de Cherson au IXe et au Xe siècle: les sceaux des commerciaires”, στο Aibabin, A. – Ivakin, H. (επιμ.), Kiev – Cherson – Constantinople (Occasional Monographs 1, Kiev – Simferopol – Paris 2007), σελ. 121-164.
    11. Nesbitt, J.W. – Oikonomides, N., Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art 1: Italy, North of the Balkans, North of the Black Sea (Washington 1991), σελ. 183.
    12. Οι αυτόνομες κοπές του τοπικού νομισματοκοπείου χρονολογούνται από το 860 περίπου (βασιλεία Μιχαήλ Γ’) έως τη βασιλεία του Βασιλείου Β’ (976-1025). Πρβλ. Nystazopoulou-Pélékidou, M., “L’administration locale de Cherson à l’époque byzantine (IVe-XIIe s.)”, στο ΕΥΨΥΧΙΑ. Mélanges offerts à Hélène Ahrweiler (Byzantina Sorbonensia 16, Paris 1998), σελ. 577-579.
    13. Κωνσταντίνος Πορφυρογέννητος, Προς τον ίδιον υιόν Ρωμανόν, Moravcsik, G. – Jenkins, R.J.H. (επιμ.), Constantine Porphyrogenitus, De Administrando Imperio2 (Corpus Fontium Historiae Byzantinae 1, Washington 1967), 53.512-535.
    14. Ο Treadgold, W.T., The Byzantine Revival 780-842 (Stanford 1988), σελ. 315-317,не основываясь на каком-либо современном свидетельстве, утверждает, что в новую фему было послано войско числом 2.000 ανδρών.
    15. Smedley, J., “Archaeology and the History of Cherson. A Survey of Some Results and Problems”, Αρχείον Πόντου 35 (1978), σελ 180-183• Obolensky, D., “The Crimea and the North before 1204”, Αρχείον Πόντου 35 (1978), σελ. 130.
    16. Obolensky, D., The Byzantine Commonwealth. Eastern Europe, 500-1453 (London 1971), σελ. 176-179.
    17. Smedley, J., “Archaeology and the History of Cherson. A Survey of Some Results and Problems”, Αρχείον Πόντου 35 (1978), σελ. 176, 183-184.
    18. Latyšev, V., Sbornik grečeskich nadpisej christianskich vremen iz Južnoj Rossii (St. Petersburg 1896), αρ. 8.
    19. Minns, H.E., Scythians and Greeks (Cambridge 1913), σελ. 539. Πρβλ. Honigmann, E., “Studies in Slavic Church History”, Byzantion 17 (1944-1945), σελ. 161-162. Русская летопись сообщает, что катепан  былпобит камнями горожанами за то, что убил русского правителя, за несколько лет до этого занявшего Таматарху (Тмутарокань) на северном побережье Черного моря.
    20. Ιωσήφ Λαζαρόπουλος, Έτι σύνοψις των του αγίου θαυμάτων μερική εκ των πλείστων, Papadopoulos-Kerameus, A. (επιμ.), Fontes Historiae Imperii Trapezuntini 1 (Amsterdam 1965), σελ. 117.10-118.3. Конкретная часть текста сообщает об этом в связи  конфликтом произошедшем между Сельджуками и Трапезундом, о захвате корабля, возвращавшегося из Крыма с ежегодной данью подданного: «обвиняемый в общественных делах Херсона и тамошнем климате Готии и народа архонт Алексий из Пактиариса и архонты некоторых Херсониситов, придя сюда, вы собирали ежегодную дань для царя Гида». «πεφορτισμένη μετὰ τῶν δημοσιακῶν τελεσμάτων τῆς Χερσῶνος καὶ τῶν ἐκεῖσε κλιμάτων Γοτθίας καὶ δημοσιακοῦ ἄρχοντος Ἀλεξίου τοῦ Πακτιάρη καὶ ἀρχόντων τινῶν Χερσωνιτῶν, ἐρχομένη ἐνταῦθα συγκομίσαι τῷ βασιλεῖ Γίδῳ τὰ ἐπέτεια τέλη».

Источник: http://vizantinaistorika.blogspot.com/2015/07/blog-post_20.html

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2023г.



Подписка на новости

Последние обновления

События