Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Ники Николау, богослов

Νίκη Νικολάου, Θεολόγος

Святотеческая антропология как основа православной биоэтики

Η πατερική ανθρωπολογία ως βάση της Ορθόδοξης Βιοηθικής

 

Изучение взглядов профессора Никоса Койоса по вопросам биоэтики в исследовании богослова Ники Николау о связи с богословской антропологией и биоэтикой (предыдущая публикация: http://bitly.com/229SCkF) продолжается цитированием центральных и основных концепций профессора.

Еще один фактор, помогающий решать проблемы биоэтики, - это молитва. Молитва соединяет человеческую энергию с божественной энергией и восстанавливает отношения человека с Богом и его собратьями. «Понимание человеком конечности существования и обращение к несозданному Творцу через молитву делает его последним необходимым проводником в каждой попытке сформировать и создать жизнь» [572].

bible open on a table with candle

Механистическая концепция человека, представленная биологическими и медицинскими науками, противоречит Церкви. Для Церкви, как уже говорилось, каждый человек - уникальная и неиссякаемая личность. Она никогда не могла рассматривать человека как выжившего по гену. Биоэтика выдвинула на первый план проблемы, выходящие за рамки классической этики и обращающиеся к онтологии. Онтология - один из важнейших сторон специфики православия и, прежде всего, христианской этики, потому что последняя онтологична. Именно в этом свете современная биология, биотехнология, генная технология и инженерия могут оцениваться с этической точки зрения. [573] Следовательно, критерием оценки Церковью проблем биоэтики является Православная святоотеческая антропология.

Как упоминалось в предыдущей главе, цель человеческого существования - уподобиться Богу. Биоэтика ставит в сторону цель человеческой жизни и дезориентирует человека от достижения его цели. Церковь стремится переориентировать цель человеческого существования, указывая в первую очередь цель, к которой он был призван, а не на временное удовольствие, благополучие которое обещает генетическая наука. С помощью святоотеческой письменности можно определить, обозначить те стороны, которые вызовут серьезную озабоченность в связи с проблемами биоэтики.

Связь и отношения тела и души вызвали размышления и дискуссии относительно экспериментов, проводимых на эмбрионах, генетического тестирования, пренатальной диагностики и клонирования [574]. Уникальность человеческого лица связана с такими вопросами, как права человека, сохранение индивидуальности личности, уважение к человеку, а также к его личным данным [575]. Возвращаясь к вопросу о кожаных ризах[1], отметим, что Койос считает этот факт вдвойне важным для православной биоэтики. С одной стороны, это «показывает, что человеческое существование не исчерпывается биологической жизнью» [576]. Биологическая жизнь уступает первоначальному образу человеческого существования, что понимается иначе, чем наука, которая пытается убедить человека улучшить свое состояние в контексте его биологического существования [577]. С другой стороны, через кожаные ризы Бог позволил человеку вернуться к первому состоянию через духовную борьбу, подвиг.

Картирование генома человека не представляет этических проблем. Это считается научным исследованием и относится к свободе человека. Результаты исследований позволили выявить некоторые особенности и сделать некоторые выводы. Во-первых, «последовательности генетического кода у всех людей примерно одинаковы» [578]. Это подкрепляет учение Церкви о том, что все люди равны перед Богом и человеком. Второй вывод заключается в том, что ядро каждой клетки содержит всю информацию о составе человека. [579] Целый организм может воспроизводиться из одной клетки. Это означает, что каждый потомок Адама может считаться его отпечатком, копией (αντίγραφό), и поэтому человек может включать в себя каждое человеческое существо от сотворения Адама до конца света. [580] Третий момент заключается в том, что человеческая ДНК может оставаться нетронутой в течение миллионов лет после смерти человека. Это связано с позицией Церкви относительно сохранения останков человек после его смерти.

Что касается вопросов пренатальной и предимплантационной диагностики, при диагностировании заболевания наукой предлагается два решения: либо аборт, либо рождение ребенка. То, как поступить с двумя вышеупомянутыми диагнозами, зависит от важности, которую они придают моральному статусу эмбриона-плода. Как мы видели ранее, согласно православному учению, человеческая жизнь начинается с момента зачатия плода и продолжается до достижения им богоподобия. Возникает вопрос: «Поскольку в настоящее время нет лечения на предимплантационном и пренатальном уровнях, какова реальная цель диагноза?» [581]. Аборт - это не излечение от болезни, а убийство. Следовательно при предложении аборта в случае генетически больного ребенка биоэтика неоправданна.

[Συνεχίζεται]

[572] Στο ίδιο, σ. 265

[573] Στο ίδιο, σ. 271

[574] Στο ίδιο, σ. 275

[575] Στο ίδιο, σ. 275

[576] Στο ίδιο, σ. 280

[577] Στο ίδιο, σ. 281

[578] Στο ίδιο, σ. 292

[579] Στο ίδιο, σ. 293

[580] Στο ίδιο, σ. 293

[581] Στο ίδιο, σ. 298

https://www.pemptousia.gr/2016/03/121906/

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2021г.

 

[1] Учение Церкви, основанное на библейском повествовании о падении человека, говорит нам о том, что после преступления заповеди а раю первые люди качественно изменились и были одеты в т.н. «кожаные ризы», то есть тело огрубело, утратило нетление и бессметрность. Примечание переводчиков



Подписка на новости

Последние обновления

События