Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Ересь Ария и I Вселенский собор


Ирина Артеми

дипломированный богослов-филолог Афинского университета
Магистр богословия Афинского университета


Η ΑΙΡΕΣΗ ΤΟΥ ΑΡΕΙΟΥ ΚΑΙ Η Α΄ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΗ ΣΥΝΟΔΟΣ

Ειρήνης Αρτέμη

Πτ. Θεολογίας -Φιλολογία Πανεπιστημίου Αθηνών
Mphil Θεολογίας Πανεπιστημίου Αθηνών
υπ. διδάκτορος Θεολογίας  Πανεπιστημίου Αθηνών

В IV веке после окончания гонений на христианство для официальной христианской религии возникла первая большая догматическая угроза. Им стало учение Ария [1]. Проблема, которая мучила Ария - это вечное рождение Божественного Слова. Итак, он учил, что Сын по природе и по сущности Своей не есть истинный Бог [2]. Он был сотворен Богом Отцом в конкретное время "во времени" («ἐνχρόνω») [3]. По этой причине Он не может быть охарактеризован как нерожденный (ἀγέννητος), или как часть нерожденного. Поэтому Он был простым творением Божиим [4]. Итак, как творение, Сын и Слово Божие не не собезначален (συνάναρχος) и не совечен (συνάναρχος) Отцу, [5], но создан непосредственно "волей" Отца [6], в то время как другие творения были созданы Богом через Его Сына. Характеристической фразой, которая суммирует арианское учение о Сыне было «был тогда, когда не был» (ἦνποτέὅτεοὐκἦν) [7].

Совместное создание мира Богом и Сыном не означает, что последний причастен природе или сущности Бога, и что Он по природе истинным Богом [8]. Арий утверждал учение об абсолютной монархии божества и принимал одного нерожденного Бога и безначального. Следовательно, прежде творения Сына была абсолютная "монархия" только нерожденного Бога, поэтому истинный Бог не был Отцом, пока не был сотворен Сын, а Сын не существовал до Своего создания Отцом, « да замечаем, что был одни, не было двух, прежде существующих. Теперь же хотя есть Сын, но он не есть Бог Отец» («σύνεςὅτιἡμονάςἦν, ἡδυάςδεοὐκἦν, πρὶνὑπάρξη. ἈυτίκαγοῦνὙιούμηὄντοςὁΠατήρΘεόςἔστι») [ 9].

Основание его учения о подчиненности Сына по отношении к Отцу базировалось на широко распространенном мнении о subordinatio. Последнее составляло основу и фундамент его злочестия. Очевидно, что Арий использует богословские понятие отцовство и сыновство лишь как метафоры и по аналогии к человеческой жизни, согласно которой отец по времени предшествует сыну. Итак, он предпринимает попытку дать объяснение на основании человеческих отношений отношениям между Лицами Святой Троицы.

Арий и преданные ему его сторонники используют строго историко-грамматический метод герменевтики Антиохийской школы для того, чтобы доказать учение об абсолютной монархии Бога - Отца, тварную природу Сына - Слова и создание Его Отцом, несовершенное знание Отца и нравственное боготворение Сына. Еретическое учение Ария взялся опровергать Патриарх Александрийский Александр с помощью свт. Афанасия Великого. В действительности свт. Афанасий Великий был уникальным богословом противником Ария, однако он не наставлял последнего.

Необходимо было созвать Собор, на котором могли бы защищаться епископы, мыслящие по - ариански и сам Арий. Далее будет предоставлена возможность для верного изложения учения Церкви о вечности, совершенстве сыновства и божества Сына и Слова, второго Лица Святой Троицы. Вначале этот собор был подготовлен как один из поместных соборов, но на нем приняли участие, как епископы Запада, так и Востока, поскольку богословская основа Троичного догмата преподнесена была на Соборе как учение вселенского характера. Этот собор является I Вселенским Собором Церкви Христовой, который состоялся в 325г. в Никеее Вифинской.

В то время престол Римской империи занимал Константин (306-337), позже названный Великий, сын Констанция Хлора. Константин стал благосклонным к христианству. В течение многих лет он боролся с донатистами в Северной Африке и мелетианами в Египте. Но теперь он встал против ереси ради сплочения империи. Эта ересь родилась из догматических ошибок Ария.

Император справедливо стремился к воцарению религиозного мира в империи, не понимая, доктринальных различий арианства от православного учения, пытался умиротворить дух своих богословских противников. Константин Великий не мог вникнуть в глубинный смысл предвечного рождения Сына. По этой причине и призвал Ария и епископа Александра к мирно сосуществованию, несмотря на различия в их учении о Триедином Боге. Об огромной богословской опасности, которая тогда возникла, рассказал и объяснил императору свт. Осия Кордубский. Последний призвал Константина приступить к созыву собора для разрешения богословских споров.

Никея была вполне пригодна для проведения работы собора, так как она гарантировала епископам Египта и Запада более легкое прибытие в нее. Однако в то же время этот город позволил и самому Константину принять участие в работе собора. Собор начал работу 20 мая 325 [10] и завершил ее 25 августа того же года. Сам император открыл заседание Собора, продемонстрировав тем самым, насколько была важной эта встреча для него самого и для внутреннего мира империи. В нем приняли участие 318 отцов, число символическое, соответствующее числу мужчин, которые использовали Авраама для противостояния своим врагам[11]). Деяния Собора не сохранились. Это подтверждается и трудом свт. Афанасия Великого, в котором святитель обращается к своей памяти для того, чтобы описать происходившие на Соборе события, слова, которые были высказаны защитниками и критиками Ария. Председателем Собора считается Евстафий Антиохийский, но много раз утверждалось, что им был епископ Никомидийский Евсевий или Константин Великий, и т. д.
Собор осудил Ария, обучение, его учение, и три церковных раскола: новацианский, Павла Самосатского и мелетианский, которые в течение многих лет сотрясали внутренний церковный мир. Было принято 20 правил и Никейский Символ веры, в котором говорится, что Сын единосущен Отцу (οὙιόςεἶναιὁμοούσιοςτοῦΠατρός), то есть совечен Отцу и Он истинный Бог. Термин единосущный (ὁμοούσιος) используется сам Константин, чтобы описать отношения Сына с Отцом. Включение этого термина в предварительный Символ указывает в то же время и на осуждение арианства. Профессор К. Скутерис [12] относительно спорного термина единосущный замечает: «свт. Афанасий в своем труде о Никейском соборе отметил о работе собора, что на нем присутствовала всецелая скептичность и на общем пути следования Собора для принятия определения. Во-первых, нельзя отрицать, по словам свт. Афанасия, что термин этот выражает мысль Священного Писания, будучи в церковной традиции. Члены собора восприняли богословие, которое выражает определение «выше»ином "выше, несмотря что и подле них» (άνωθενπαράτωνπροαυτών). Вместе с тем, этот не записанный термин подтверждался из многих мест Священного Писания, которые были приняты во внимание и записаны Отцами Собора. "Посему поскольку Сын родился от Отца, но другое рождение по человеческой природе, и не только не подобное, но и неотделима суть от сущности Отца и Он есть суть одно со Отцом (Ин,10, 30), как Он и говорил, присно во отце суть слово и Отце в Слове (Ин 10,38; 14.20.), как сияние света света (Евр. 1,3) — это и означает слово, поэтому то Собор так правильно мыслил слово единосущный, его вписал, дабы отвергнуть и изгнать еретиков богоборных иначе мыслящих о рожденном Слове". Ариане вместо того, чтобы искать «смысл» Священного Писания, имели «растленный ум» и были неспособны постигнуть, что с помощью термина «единосущный» (ὁμοούσιος») было выражено учение Священного Писания. В завершении Никейский Символ веры стал содержать семь первых членов (параграфов) Символа веры[13].

Важно отметить, что на Соборе в Никее было явлено много чудес святыми богоносными Отцами. Особенными были чудеса, совершенные свт. Спиридона, свт. Экумением и свт. Ахиллой. Стоит упомянуть и об инциденте между Св. Николаем Чудотворцем и Арием. Первый не в состоянии обуздать свое возмущение относительно того, что утверждал Арий, его ударил. Император Константин Великий наказал свт. Николая и заключил в тюрьму. Но в тюрьме произошло чудо, указывающее на святость свт. Николая и заблуждение Ария.

Сноски
 [1] «Арий подвергся большому влиянию иудейского монотеизма, философского взгляда об абсолютном превосходстве и о неподвижности Бога, космологических дуалистических взглядов и прежде всего Филона Александрийского о тварности Логоса-Слова, через которое Бог создал мир», Σ. Παπαδοπούλου,Πατρολογία Β´,  Ἀθήνα, 1990, σ. 114.

[2] Ἀθανασίου Ἀλεξανδρείας, Κατά Ἀρειανῶν, I, E΄, 4, M. Tetz, Athanasius Werke, τ. 1, Ι, publ. De Gruyter, Berlin 1940, σ. 11415-18 (=PG 26, 21ΑB): ««Ἦν γάρ», φησί, «μόνος ὁ Θεὸς, καὶ οὔπω ἦν ὁ Λόγος καὶ ἡ σοφία. Εἶτα θελήσας ἡμᾶς δημιουργῆσαι, τότε δὴ πεποίηκεν ἕνα τινά, καὶ ὠνόμασεν αὐτὸν Λόγον, καὶ Σοφίαν καὶ Υἱὸν, ἵνα ἡμᾶς δι̉ αὐτοῦ δημιουργήσῃ»». (ОДИН БЫЛ Бог, говорит Арий, и не было еще Слова и Премудрости. Потом, восхотев создать нас, сотворил Единаго некоего и наименовал Его Словом, Премудростию и Сыном, чтобы посредством Его создать нас).

[3] Αὐτόθι, M. Tetz, Athanasius Werke, τ. 1, Ι, σσ. 11420-23, 11810-115 (=PG 26, 21B, 24Α).

[4] Ἀθανασίου, Περί τῆς ἐν Νικαίᾳ Συνόδου, 26, 1-5 καί 28, 1-2, H.G. Opitz, De decretis Nicaenae synodi, Athanasius Werke,τ. 2, Ι,publ. De Gruyter, Berlin 1940, σ. 38, (=PG 25, 461D-464A, 468AB): «Ὅτι δὲ οὐ ποίημα οὐδὲ κτίσμα ὁ τοῦ θεοῦ λόγος, ἀλλὰ ἴδιον τῆς τοῦ πατρὸς οὐσίας γέννημα ἀδιαίρετόν ἐστιν» (что Слово Божие - не произведение, ни тварь, напротив же того, собственное, неотлучное рождение Отчей сущности) и «Ἀμέλει τῶν λεξειδίων αὐτῶν δειχθέντων τότε φαύλων καὶ ἀεὶ δὲ εὐελέγκτων ὄντων ὡς ἀσεβῶν ἐχρήσαντο παρ̉ Ἑλλήνων λοιπὸν τὴν λέξιν τοῦ ἀγενήτου, ἵνα προφάσει καὶ τούτου τοῦ ὀνόματος ἐν τοῖς γενητοῖς πάλιν καὶ τοῖς κτίσμασι συναριθμῶσι τὸν τοῦ θεοῦ λόγον, δι̉ οὗ αὐτὰ τὰ γενητὰ γέγονεν· οὕτως εἰσὶ πρὸς ἀσέβειαν ἀναίσχυντοι καὶ πρὸς τὰς τοῦ κυρίου βλασφημίας φιλόνεικοι». (Поелику несомненно было доказано тогда, что их речения негодны и всегда могут быть обличены, как нечестивые; то воспользовались заимствованным у греков речением : несозданный , чтобы под предлогом сего наименования Божие Слово, Которым все созданное получило бытие, сопричислить к созданиям и тварям. Так они безстыдны в нечестии, так упорны в хулах на Господа.)

[5] Τοῦ ἰδίου, Περί τῶν γενομένων ἐν τῇ Ἀριμινίῳ τῆς Ἰταλίας καί ἐν Σελευκείᾳ τῆς Ἰσαυρίας Συνόδων, 15, 3, H.G. Opitz, De synodis Arimini in Italia et Seleuciae in Isauria, Athanasius Werke,τ. 2, VII, σ, 24216-18 (PG 26, 708Α).

[6] Αὐτόθι.

[7] «эта фраза циркулировала со времени Дионисия Римского (259-268) (βλ. ἀπόσπασμα 2: PG 25, 461C)», Σ. Παπαδοπούλου, Πατρολογία Β´,Ἀθήνα 1990,σ. 115.

[8] Ἀθανασίου, Κατά Ἀρειανῶν, Ι, Ε΄ καί Ι, ΚΣΤ΄, M. Tetz, Athanasius Werke, τ. 1, Ι, σσ. 11415-23, 1351-4 (=PG 26, 21Β, 65Α)

[9] Ἀθανασίου Ἀλεξανδρείας, Περί τῶν γενομένων ἐν τῇ Ἀριμινίῳ τῆς Ἰταλίας καί ἐν Σελευκείᾳ τῆς Ἰσαυρίας Συνόδων, 15, 3, H.G. Opitz, De synodis Arimini in Italia et Seleuciae in Isauria, Athanasius Werkevol. 2.1, 15.321-22 (=PG 26, 688B).

[10] Σωκράτους, Ἐκκλησιαστική Ἱστορία 1, 13: «Καὶ ὁ χρόνος δὲ τῆς Συνόδου, ὡς ἐν παρασημειώσεσιν εὕρομεν, ὑπατείας Παυλίνου καί Ἰουλιανοῦ, τῇ εἰκάδι τοῦ Μαΐου μηνὸς· τοῦτο δὲ ἦν ἑξακοσιοστόν τριακοστόν ἕκτον ἔτος, ἀπὸ τῆς Ἀλεξάνδρου τοῦ Μακεδόνος βασιλείας». (Что же касается до времени собора, то сама повестка его показывает, что он состоялся в консульство Павлина и Юлиана, в двадцатый день месяца мая; а это был 636 год от Александра Македонского.)

[11] Γεν. 14,14

[12] Κ. Σκουτέρη, Ἱστορία Δογμάτων Β΄, Ἀθήνα 2004, σ 307.

[13]Συνοπτική παράθεση των ιερών Κανόνων (Свод священных правил):
Κανών Α': Καταδικάζεται ἡ συνήθεια τοῦ οἰκοιοθελοῦς εὐνουχισμοῦ καί ἀπαγορεύεται ἡ χειροτονία εὐνουχισμένων, πλήν ὅσων ἐξετμήθησαν γιά ἰατρικούς λόγους ἤ λόγω βασανιστηρίων.
Κανών Β': Ἀπαγορεύεται ἡ χειροτονία ὡς κληρικῶν στούς νεοεισερχομένους τῆς ἐκκλησίας.
Κανών Γ': Καταδικάζεται ἡ συνήθεια τῶν κληρικῶν ὅλων τῶν βαθμῶν νά συζοῦν ἤ νά συγκατοικοῦν μέ νεαρές γυναίκες τίς ὁποίες δέν εἶχαν παντρευτεῖ (συνείσακτοι).
Κανών Δ' - Ε': Εισάγεται τό «μητροπολιτικό σύστημα», τό ὁποῖο ἵσχυε στήν ὀργάνωση τῆς Ρωμαϊκῆς αὐτοκρατορίας. Καθορίζεται ὁ ρόλος τῆς ἐπαρχιακῆς συνόδου στή χειροτονία τῶν ἐπισκόπων.
Κανών ΣΤ': Ἀναγνωρίζεται κατ̉  ἐξαίρεση τό ἀρχαῖο ἔθος τῆς συγκεντρωτικῆς δικαιοδοσίας τοῦ ἐπισκόπου τῆς Ἀλεξάνδρειας στίς ἐκκλησίες τῆς Αἰγύπτου, Λιβύης καί Πενταπόλεως -ὅπως συνέβαινε καί μέ τήν ἐκκλησία τῆς Ρώμης-, ἐνῶ ἐξαιρεῖται ἡ Ρώμη καί ἡ Ἀντιόχεια ἀπό τό γενικό μέτρο τοῦ μητροπολιτικοῦ συστήματος.
Κανών Ζ': Ὁρίζεται ὅτι ὁ ἐπίσκοπος Αἰλίας (δηλ. ὁ Ἱερουσαλήμ) νά εἶναι ὁ ἑπόμενος στή σειρά ἀπόδοσης τιμῶν.
Κανών Η': Ὁρίζεται ὁ τρόπος ἐπιστροφῆς τῶν λεγόμενων «Καθαρῶν» (Μελιτιανό σχίσμα).
στήν ἐκκλησία τῆς Αἰγύπτου .

Κανών Θ': Ἀναφέρεται στήν τότε  συνήθη περίπτωση χειροτονίας πρεσβυτέρων τῶν ὁποίων δέν ἐξετάστηκαν τά προσόντα ἤ οἱ ὁποῖοι δεν παραμένουν ἄμεμπτοι.
Κανών Ι': Καταδικάζεται ἡ χειροτονία τῶν πεπτοκότων.
Κανών ΙΑ' - ΙΒ': Καθορίζεται η μετάνοια των πεπτωκότων, με αυστηρότερα κριτήρια.
Κανών ΙΓ': Δέχεται ὅτι εἶναι δυνατόν νά λάβει κάποιος τή Θεία Ευχαριστία ἐπί τῆς ἐπιθανατίου κλίνης.
Κανών ΙΔ': Ὁρίζεται ὁ τρόπος τῆς μετάνοιας τῶν πεπτωκότων κατηχουμένων.
Κανών ΙΕ' - ΙΣΤ': Καταδικάζεται ἡ ἐπιδίωξη κληρικῶν γιά μετάθεση σέ ἄλλες ἐκκλησίες.
Κανών ΙΖ': Καταδικάζεται ἡ πλεονεξία καί ἡ αἰσχροκέρδεια τῶν κληρικῶν πού προέρχεται ἀπό τόν ἐντοκο δανεισμό.
Κανών ΙΗ': Ἀπαγορεύεται  στούςς διακόνους νά μεταδίδουν καί νά ἀγγίζουν τή Θεία Εὐχαριστία πρίν ἀπό τούς πρεσβυτέρους, καί δέν ἐπιτρέπεται τό νά κάθονται μεταξύ τῶν πρεσβυτέρων.
Κανών Κ': Ἀπαγορεύεται ἡ γονυκλισία στή Θεία Λειτουργία τῆς Κυριακῆς καί τήν ἡμέρα τῆς Πεντηκοστῆς.

Перевод “Православного Апологета”. 2011 г.

При полном или частичном использовании статьи ссылка на apologet.spb.ru обязательна



Подписка на новости

Последние обновления

События