Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Архимандрит Афанасий Митиленеу

 

НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНИЕ) СВЯТЫХ ОТЦОВ IV ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА[1]

ΚΥΡΙΑΚΗ ΤΩΝ ΑΓΙΩΝ ΠΑΤΕΡΩΝ ΤΗΣ Δ΄ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΗΣ ΣΥΝΟΔΟΥ

Произнесена в монастыре Комнину в Ларисе 18-7-1999

Расшифрованная магнитозапись беседы старца Афанасия Митиленеуса на тему:

ТОЧНОСТЬ В ВЕРЕ И НРАВСТВЕННОСТИ

«Η ΑΚΡΙΒΕΙΑ ΣΤΗΝ ΠΙΣΤΗ ΚΑΙ ΣΤΟ ΗΘΟΣ»

 

Вселенские соборы

фреска с изображением IV Вселенского собора. Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Нартекс (притвор)

Сегодня, мои возлюбленные, Церковь чтит память Отцов IV Вселенского собора. Характерной чертой Отцов, будь то в Соборе или вне Собора, всегда была точность в формулировании терминов веры и нравственности. И это потому, что они знали ценность и важность точности. Хорошо известен случай со свт. Афанасием Великим в отношении терминов «единосущный» (μοούσιος) и «подобосущный» (μοιούσιος). Настоящая битва. Но это был настоящий бой. Одно дело «подобосущный» (μοιούσιος) то есть Сын в отношении Отца, а другое – «единосущный» (ὁμοούσιος). Одно дело сказать «серебро», другое — «цинк». Разве это то же самое? Итак, отцы всегда придерживались точности. Они были требовательны к точности. А точность в догматах дает точность в нравственности, духовной жизни. Вот почему наша Церковь сегодня, в Неделю своих Святых Отцов, как я говорил вам, Четвертого Вселенского Собора, избрала подходящий отрывок из Евангелия, как мы слышали, чтобы подчеркнуть ценность точности.

Господь Иисус сказал это знаменательное слово: «Иистинно (аминь) говорю вам (уверяю вас), доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта г=не прейдет из закона, пока не исполнится все». (Мф. 12, 18) И все это означает точность пророчества для его исполнения во всем, что касалось личности Иисуса Христа, но также и Его закона и, следовательно, точность как буквы, так и духа Священного Писания. «йота-ἰῶτα», или «ἰοδ», или «йод» — самая маленькая буква еврейского алфавита. Вы знаете, что этот йод, как мы его называем, мы используем его как мнимое число в алгебре. Вы это знаете. Это йод, который мы называем в алгебре. Что-то похожее на греческий знак. То есть что-то очень маленькое. Черта, о которой Господь сказал «не прейдет ни одна йота или ни одна черта, она не погибнет, но все исполнится» - это знак еврейского алфавита, как апостроф, как запятая или в греческом алфавите это тон (ο τόνος). Что-то очень маленькое, что-то весьма маленькое. И он хочет выразить минимум Священного Писания с помощью того, что в нем содержится. Священное Писание требует от нас, чтобы мы обратили на это внимание. С точностью. Потому что отсутствие точности приводит к ошибкам, иногда буквально внушительным.

Что означает «точность» (ακρίβεια)? Внимание к деталям. Верность всему объему вопросов, предметов, которые должны осуществляться с точностью. Точность в выражении, формулировках, букве и духе, чтобы не способствовать неправильному толкованию. Поэтому точность это как ясность. Великое дело... Я читал вчера вечером... Я что-то искал в Ветхом Завете, и Бог говорит там: «Запишите Закон на скрижалях ясно - слушай: - немедленно». Невероятная ясность. И четко написано и формулировки и все должно быть точным. Как я вам сказал, об этом говорит сам Бог.

 

Даже точными должный быть перевод и толкование. Также должна быть безупречная проверка. Точность всегда. Говорит Геродот, наш историк, наш Геродот. Он говорит о точности, что это «означает точно видеть». Точно знать. «Необходимо обдумывать». Необходимо хорошо знать. «Замечать, понимать». Это все. То есть он делает акцент на том, что он будет говорить, на образе того, что именно он будет говорить.

 

Наши Отцы Церкви, дорогие мои, любили точность в словах. Вот почему мы находим такие выражения, как у Геласия, который говорит: «Точность апостольских учений». Как  и святой Иоанн Дамаскин, который говорит: «Я был точен в том, что я говорил о Господе». «Я говорил, — говорит он, —с  точностью, что касается моего Господа». Святитель Златоуст говорит: «Точность в жительстве». Точность везде, точность (строгость). А в послании Варнавы, древний текст: «Нам необходимо быть точными в отношении нашего спасения». «Мы должны, — говорит он, — быть точными». Давайте будем точными. А Аммоний говорит: «Точность веры». А Епифаний Кипрский говорит: «Точность в проповеди».

Дорогие мои, это то, о чем я проявляю заботу, и вам говорю. В проповеди должна быть точность. Но и ясность. И точность и ясность. Слава Богу, мы греки, по крайней мере, мы те у которых есть наш греческий язык, язык точности. И действительно так, что мы удивляемся точности выражения в греческом языке. Другой церковный писатель говорит: «Ты прежде согрешил и не совсем покаялся». Тот, кто согрешил прежде, обязательно должен покаяться. И, наконец, Климент Александрийский говорит нам: «Должна быть большая точность».

 

     Конечно, по правде говоря, когда мы должны остановиться на важных вопросах и говорить точно, мы должны говорить в течение всей нашей жизни и в течение всех 24 часов точно. Люди, сказал нам однажды наш профессор, знаете, почему они спорят? Потому что нет точности в их выражениях. Другой человек плохо понимает, не подразумевает этого, и, в конце концов, люди спорят. Нет, мои дорогие. Мы также должны привыкнуть быть с другими людьми, в нашей повседневной речи о повседневных вещах, конечно, чтобы оставаться в этой точности. И давайте научимся выражаться точно.

Эта точность в вере и нравственности является заповедью, но она также видна на протяжении всего Священного Писания. Было бы ясно то, о чем мы говорили все это время, если бы мы прочитали «Деяния», где Лука пишет, в 18-й главе следующее: Читаю вам это наскоро:: « Некто иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый( неточный перевод фразы νρ λγιος: ученый человек, образованный),… пришел в Ефес (: прибыл в Ефес), сведущий в Писаниях (δυνατς ν ν τας γραφας: сильный в писаниях. Он был наставлен в начатках пути Господня и, ) этот был научен пути Господню, и, горя духом, говорил и учил о Господне правильно (δδασκεν κριβς τ περ το Κυρου учил о Господи точно), веруя только в крещение Иоанново, - он не знал о крещении Христовом, а крещение Иоанново, безусловно предшествовавшее ему во времени, - начал смело говорить в синагоге (:οτς τε ρξατο παρρησιζεσθαι ν τ συναγωγ стал приходить в синагогу и беседовать - Образованный. Он говорил точно); но, услышав его, Акила и Прискилла - та чудесная семейная пара, Акила и Прискилла, которые были из Понта, но они были евреями – приняли его (: они взяли его, они слушали его в первый раз,  взяли его в частности, Аполлоса- слушай :) и точнее объяснили ему путь Господень (κα κριβστερον ατ ξθεντο τν δν το Θεοῦ - и точнее изложили, проанализировали и раскрыли путь Божий)». То есть они говорили точно, и поэтому здесь мы имеем точность  большей степени. Чтобы понять, как важна, мои дорогие, точность, особенно в духовных, доктринальных и нравственных вопросах. И здесь мы видим самого точного из точных.

 

Как напишет  к Фессалоникийцам апостол Павел: «Ибо вы точно знаете (:Ατο γρ κριβς οδατε «Вы, — говорит, — точно знаете»), что день Господень грядет, как тать ночью» . Вы точно знаете. И, конечно же, это относится к концу времен, который является частью веры в конец времен.  Вы знаете, какой сегодня идет день. Смотрите, что прошло 4 июля. Где те, кто пустословил, говоря что конец света настал и открывают двери Нострадамуса и говорят, говорят и лепечут... И только Нострадамус? И так много других лжепророков... Вы видели чтобы что-то происходило? Вы видели что-нибудь? В тот день было пасмурно. Я слышал это по радио, и было пасмурно. И там журналист разговорился с женщиной. Он ушел из Церкви. Он говорит: «Как ты думаешь?» «Разве ты не видишь, — говорит она ему, — как затянулся облаками и подходит к концу мир?» Конец света из-за облачности? Что-то случилось? Теперь ждем где-то после 21-22 июля, ждут еще чего-то, что сказали те, кто сказал и т.д. и т.п. У меня нет времени, чтобы с вами продолжать анализ всего. Иными словами, они не придерживаются точности Священного Писания, а того, что сходит в их ум. То есть что есть у них во чреве, по народному выражению, то они и высказывают. Это неправильно. Вот почему я говорю вам об этом сегодня, чтобы мы поняли, что мы должны оставаться точными.

Но если говорить о последних временах требуется в точности, то необходимо говорить и о нравственности, о которой мы должны говорить точно. Апостол Павел пишет Ефесянам следующее: «Итак, смотрите, поступайте осторожно»  («Βλέπετε οὖν πῶς ἀκριβῶς περιπατεῖτε» Славянский перевод более точен: «Блюдите убо, како опасно ходите», но все они не передают точность и смысл греческого подлинника – «смотрите, насколько верно, точно вы ходите»). «Смотрите», скажет, будьте внимательны. «Ходите» (Περιπατετε) скажет «жительствуйте». Проводите ваше жительство во всех отношениях нравственности внимательную. «Точно» (κριβς). Смотрите ли вы? «Не будьте неразумными» (μ ς σοφοι) (то есть не будьте как немудрые люди), но «как мудрые» (λλ᾿ ς σοφοί : не но как мудрый)...но познавайте что есть воля Божия (συνιέντες τί τὸ θέλημα τοῦ Κυρίου)». Поэтому точность в вере, точность и в нравственности, за которые боролись отцы на Соборах, но и в своих личных учениях и писаниях, не есть некая дотошность, на которую мы расходуем наше время, как нечто бесплодное и неэффективное. Но это потребность, как я уже вам говорил, очень важная.

 

Отсутствие этой точности — дело рук дьявола. Но и человеческая лень, апатия. В результате существует большое разнообразие мнений о вере, а также об этике. Этос – это нравственная жизнь. Мы приходим к тому, поскольку мы не уточняем, чтобы иметь наши личные мнения, наши личные позиции. Мы приходим к тому, чтобы сказать, что Евангелие должно приспосабливаться к нашему времени — послушайте, Евангелие должно приспосабливаться к нашему времени… — и к тому, что я хочу, а не я приспосабливаюсь, независимо от времени, в котором живу, к тому что требует вечное Евангелие. Другими словами, каждый из нас создает свое индивидуальное, личное Евангелие по своему вкусу. Я хочу именно так. Другой хочет так. Но Евангелие одно. Не приходит оно в наше время для того, чтобы приспосабливаться к каждому человеку и каждому предмету. Но мы в каждую эпоху и каждый человек должны к нему приспосабливаться.

Не забудем, что, как говорит апостол Павел: «Он есть Христос вчера, сегодня и вовеки тот же». Христос не меняется. Не изменяется. Так что не говорите... Евангелие устарело и нуждается в обновлении. Ты вообще знаешь, что это будет? Секуляризация. Христос сказал то, что мы слышали: «Итак, если кто нарушит одну из заповедей сих, — мы слышали сегодня утром в Евангелии, — малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном» (Мф. 5, 19). Человек, принижаешь Евангелие и проповедуешь его так, как хочешь. Ну, вы тоже будете уничижены. Другими словами, вас будут считать бесполезными. Они говорят: "А что такое пост?" Я говорю. А что такое пост? Что такое пост? Пост – это заповедь. — « Да, но… это не важно». Разве она не важна? Важна ли она или не важна, но это заповедь Божья. И все заповеди Божии, поистине, они велики. Почему; Потому что Бог повелевает. И это показывает, что ты не можешь, человек, варьировать заповеди и говорить: "Это важная заповедь и великая, эта же не великая, она малая". Нет дорогие. Это необузданный эгоизм, который становится судьей Божьих заповедей. Ты призван со смирением, человек, принять то, что Бог говорит тебе. Что ты скажешь? Бог так говорит. Что ты скажешь? Бог так говорит. Ничего больше.

 

Но внутри этого народа Божия, внутри этой Церкви, внутри этого церковного управления господствует борьба между точностью и неточностью, подлинным и искаженным. Догматы, к сожалению, отбрасываются, когда они нам мешают, потому что из них исходит нравственность. Да. Мораль, нравственность проистекает из догматов. Например, когда мы говорим: «Не прелюбодействуй», что это значит? Нравственность, этос. Да, но это исходит из догмата. «Какого догмата?» — спросите вы. Разве апостол Павел не говорит, что наши тела – это храм Святого Духа? Что это собой представляет? Разве это не истина, догмат? Так откуда берется мораль? Что не следует прелюбодействовать? Из учения о том, что ваше тело есть храм Святого Духа. Поэтому, если я испорчу догмат, его переиначу, переделаю, то тем самым обязательно изменится и нравственность. Все это более чем естественно, мои дорогие.

Мы хотим этики, нравственности, возможно, не такой, какой предлагает нам Евангелие, а основанной на философской этике. Не евангельская этика, а философская этика. Известно, что все философские системы имеют свою этику. Все. А материалистическая система имеет свою этику и так далее. Вопрос, как видите, огромный. Потому что он выносит суждение о нашем спасении. Искаженное Евангелие никогда не спасает. Вот почему Отцы нашей Церкви боролись за точность учения на Вселенских и на Поместных Соборах. Да. Я как-то слышал одного очень важного человека,  политического деятеля, уже много лет, более 40 лет, который называл Афанасия Великого, что он дотошный и ограниченный, то есть не обладает широким духом. Этот блаженной памяти политик много лет назад почил. При этом я сказал... - он был рядом со мной, и я услышал его: "Страждущий и бедный человек, неужели ты называешь свт. Афанасия Великого с узким умом? кто ты? Как ты говоришь при своей узколобости о свт. Афанасии Великом?» Это просто прикрытие, поддельное Евангелие, наших слабостей. И это глушитель нашей совести. Мы говорим и думаем, когда мы говорим и говорим о любви, любви, все Евангелие это любовь... Есть и другие вещи, которые выражают любовь. Мы не хотим обобщать их сами в других вопросах, менее важных.

 

 В наше время значения слов становятся иными. Люди говорят о любви. Да. И они имеют в виду любовь в форме прелюбодеяния... Они говорят о любви к Богу и отняли у Него свойство Судьи. «Ах, говорит, Бог есть любовь, что скажет, что Он будет судить?» Он осудит тебя, человек. И то, и другое. Они говорят о Предании — о, вот оно… — и имеют в виду греческое Предание, в основном древнегреческое предание и, конечно, не христианское предание Церкви. И вводят... и то, что не вводят в нашу жизнь, с этим, во имя традиций, в нашу жизнь. Потому что древнегреческая традиция вошла в нашу христианскую жизнь и, конечно, многое изменила.

И каков же результат? Шаг за шагом мы идем, продвигаться к дехристианизации нашего народа, чтобы во всем мире мы могли бы теперь сказать, что - слушайте о последствиях... - что созвездие Рыб, то есть период христианства, продолжавшийся2000 лет, закончился. И наступает созвездие Водолея, то есть период антихриста, с названием «Новый век» и который есть не что иное, как век отступничества, апостасии. Итак, не будучи хранителями и держателями точности, истины, видите, к чему мы приходим? Так в чем же важность и ценность того, что Христос сказал о точности, правильности веры и нравственности.

 

Возлюбленные, точность веры и нравственности отброшены как нечто анахроничное. И потому непригодное. Отмечается стремительное развитие христианского упадка! И не думайте, что, когда духовный человек падает, он влечет за собой всякую деградацию. Вам кажется, что наша цивилизация не в упадке? Не говорите мне, что у нас большие прорывы в области технологий, в технической культуре. По сути, мы находимся в духовном упадке. В общем. Упадок. Да. Мы говорим о человечестве, и это самый бесчеловечный век из всех веков христианства.

Сегодня истинный и верный, точный христианин проходит испытание. Он становится мучеником совести, который, быть может, завтра станет также мучеником крови. Это пытка, через которую прошел и Лот, житель загнивающего Содома, так что апостол Петр пишет в своем втором послании: «И праведного Лота, томленного обращением между людьми неистово развратными, избавил Бог, ибо сей праведник, живя между ними (который жил между этими городами – то есть Пентаполисом, пятью городами), ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные». Все, что он видел, грязное, ужасное, люди катались по улице из-за гомосексуализма. "Ужас!", говорит он! Закрой глаза. "Ужас, вот там..." Вы знаете тот случай, когда они, жители Содома, пришли от мала до велика в дом Лота, когда увидели двух мужей, двух ангелов, прообразующих Сына и Святого Духа, и они были, он говорит, красивые молодые люди и т. д.. И жители города подошли к двери Лота. Они постучали в дверь. «Открой нам». «Что вы хотите?,». «Дайте нам, — говорят, — этих юношей и мы их познаем», то есть в вступить с ними в соитие гомосексуальным путем. Вы слышите? Этот город больше не мог оставаться. Мог ли он остаться? И бедствие пришло, а  как оно пришло, что вы все знаете.

Не будем забывать, что нас будут судить по Евангелию, оставленному Христом и Апостолами. И как оно сохранилось в нашей церковной традиции. И как хранят его для нас Отцы нашей Церкви, а не как тот кто составляет - послушайте - Евангелие, так называемое "Церковное Право". Что такое церковное право? Путь взаимоотношений церкви и государства. И поскольку государство постоянно меняет свои законы, оно меняет и свои отношения с Церковью. Помните, автоматический развод, помните, супружеская измена, помните, аборт, помните, помните…

 

      Возлюбленные, все, что является от мира сего, — это от дьявола. Нам необходимо об этом знать. Кто понимает, пусть понимает. А те, которые хотят спастись, несомненно, спасутся. Спасают только точность в вере и нравственности. И только это.

 

ВО СЛАВУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ БОГА НАШЕГО

 

и с безмерной благодарностью нашему духовному наставнику блаженному старцу Афанасию Митилинеу,

Источник: http://aktines.blogspot.com/2022/07/blog-post_94.html

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.

 


[1] В Элладской Церкви традиционно это празднование Святых Отцов Четвертого Вселенского собора (451г.) совершается на 5-й Недели после Пятидесятницы. В Русской Православной Церкви по непонятным причинам это празднование не совершается, однако в этом году в Воскресение 6-е по Пятидесятницы празднуется память Чуда прп. Евфимии Всехвальной на Четвертом Вселенском Соборе. Отцы Собора положили Определение собора и определение монофизитов в раку с мощами прп. Евфимии и усердно молились об указания святой Истины. После молитвы была открыта рака с мощами, произошло чудо: Православный святок вероопределения Четвертого Вселенского собора святая держала в правой руке, а монофизитскоее вероопределение лежало попираемое в ее ногах.



Подписка на новости

Последние обновления

События