Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Блаженной памяти о. Епифаний Феодоропулос о совместном праздновании Пасхи вместе с неправославными.

Ο μακαριστός π. Επιφάνιος Θεοδωρόπουλος περί κοινού εορτασμού του Πάσχα μετά των ετεροδόξων

Gerondas epifanios theodoropoulos 7487

От. Редакции ПА: Вопрос о совместном праздновании главного христианского праздника Светлого Христова Воскресения не раз поднимался в ходе т.н. Экуменического диалога. В последний раз он был поднят нынешним папой римским Франциском и вскоре был поддержан Вселенским , Константинопольским Патриархом Варфломеем, что вызвало в среде православных христиан несомненное беспойство. Хорошо известно, что Александрийская Пасхалия, которая лежит в основе исчисления Православной Пасхи, была принята Святыми Отцами на Ι Вселенском соборе, о чем имеется упоминание в письме св. императора Константина Великого, в послании Ι Вселенского собора, в котором в частности говорится следующее:  «Все наши восточные братья, которые до сих пор не были в согласии с римлянами, с вами, и всеми теми, кто изначала поступает, как вы, будут отныне совершать Пасху в то же время, что и вы». Об этом постановлении упоминает известный церковный писатель Евсевий Кесарийский в своем знаменитом труде «О Жизни блаженного василевса Константина» свидетельствует: «Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших», — и приводит слова равноап. Константина: «Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз. Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся» (Евсевий Кесарийский Жизнь Константина книга 3 гл. 14, 18.).  Ряд важных принципов празднования Пасхи был зафиксирован в 7 правиле святых Апостолов: "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина.", в 1 правиле Антиохийского собора: "Все дерзающие нарушати определение святого и великого собора в Никеи бывшего, в присутствии благочестивейшего и боголюбезнейшего царя Константина, о святом празднике спасительныя пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от церкви, аще продолжат любопрительно возставати противу доброго установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто из предстоятелей церкви, епископ или пресвитер, или диакон, после сего определения, дерзнет к развращению людей, и к возмущению церквей, особитися, и со иудеями совершати пасху: такового святый собор отныне уже осуждает быти чуждым церкви, яко соделавшегося не токмо виною греха для самого себя, но и виною расстройства и развращения многих. И не токмо таковых собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешние чести, каковыя были они причастны по святому правилу и Божию священству." Римская Церковь в 16 веке перейдя на Григорианский календарь и отвергнув расчеты Александрийской Пасхалии, пришла к тому, что часто празднует Пасху либо до иудейской Ветхозаветной Пасхи, как в этом году (31 марта), либо вместе с иудеями, тем самым нарушая священные правила Древней Церкви Христовой и Ι Собора. Современно очевидно, что в вопросе о праздновании совместном христианами, то есть православными и западными, еретиками, существует только лишь один единственный путь, который в принципе был выбран вначале и самого Экуменического диалога - возвращение к традиции Древней "Неразделенной Церкви". То есть речь может лишь идти о возвращении западных христиан, римо-католиков и протестантов, в правилам, выработанным Ι Вселенским Собором, к Александрийской Пасхалии. Другого пути не существует в принципе. Об том же говорит и выдающийся священник, пастырь и богослов Элладской Церкви, блаженной памяти архимандрита. Епифаний Феодоропулос, имевший в Церкви огромный вес и авторитет. (О нем См. π. Επιφάνιος Θεοδωρόπουλος († 10 Νοεμβρίου), μια ασκητική και θεολογική μορφή//https://www.pemptousia.gr/2019/11/p-epifanios-theodoropoulos/)

 


 

     Элладская Церковь, столкнувшись с предложением о совместном праздновании Пасхи или любого другого праздника вместе с инославными, должна отказаться даже от обсуждения этого вопроса. Эту дискуссию необходимо исключить во что бы то ни стало и как бы то ни стало, ибо она представляет собой ниспровержение основ православной догматики и самой экклезиологии. Либо мы верим, что мы Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, либо нет.

Православная Церковь, полагая, что только только она и есть Тело Христово, столп и утверждение Истины, Фонд Благодати, Мастерская Спасения, остро заинтересована в возвращении в нее заблудших, но совершенно безразлична к их внутренним вопросам, хотя они остаются ошибочными. Первый Вселенский Собор хотел установить общее празднование, но для членов Церкви, а не для тех, кто находится вне ее. Она не советовалась ни с гностиками, ни с маркионитами, ни с манихеями, ни с монтанистами, ни с донатистами, чтобы найти основу для соглашения об общих праздниках. И когда впоследствии от Тела Церкви были отрезаны ариане, несториане, монофизиты, иконоборцы и т. д. и т. п., Церковь так и не смогла с ними договориться об установлении общего празднования ни Пасхи, ни какого бы то ни было другого праздника.

      Церковь регулирует свои вопросы, принимая во внимание исключительно и только интересы своих членов, а не желания тех, кто находится вне ее. Если праздники еретиков совпадают с праздниками Церкви, пусть они совпадают. Если они не совпадают, пусть не совпадают. Церковь не обсуждает вопросы с еретиками на равных. Да, конечно она ведет диалог и  с ними, но пусть она укажет им обратный для возвращения. Учреждение «Экуменических симпозиумов» или других типов конференций между православными и панспермиями еретиков и обсуждение на них определения общих праздников, однако, оставаясь как (православными, так и еретическими) в своих соответствующих доктринальных областях, является неизвестным и невообразимым явлением в истории Церкви, являением страшного религиозного синкретизма и тенденция к установлению гармоничного и ненарушенного сосуществования истины и заблуждения, света и тьмы, а посему они могут быть истолкованы лишь как «знамение времени».[…]
С глубоким уважением и любовью о Господе Иисусе Христе.

Περιοδικό “ΕΝΟΡΙΑ”, φύλλον 549, 10/5/1974



Подписка на новости

Последние обновления

События