Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Георгий Ксенос, Архонт Вселенской Патриархии, врач-писатель


Чудо Святой Софии, экстаз, который никогда не забудется!

Γιώργος Ξεινός, Άρχων του Οικουμενικού Θρόνου, Γιατρός – Λογοτέχνης 
Το θαύμα της Αγια-Σοφιάς, η έκσταση που δεν ξεχνιέται ποτέ!

 

 

Собор Святой Софии измеряет свои раны через два года после превращения в мечеть, изображение №1



Собор Святой Софии


Великая церковь, «великолепное зрелище для видящих и сверхъестественное, для слышащих и совершенно неверных» по Прокопию и «венец византийского зодчества» по Рансиману, шедевр святого императора Юстиниана, который он посвятил Премудрости Слова, Христу, символизируя всегда на протяжении веков характер Его Империи.

Для непервзойденного, спустя четырнадцать столетий, этого шедевра «было бы достаточно, чтобы квалифицировать Юстиниана как «Великий», который задумал храм как видение и воплотил эту идею таким совершенным образом», - утверждает архитектор Патриаршего дома Аристид. Пасадайос.

 

 



Собор Святой Софии 77 метров в длину и 72 в ширину, с огромным куполом 33 метра в диаметре, который находится в 62 метрах от пола, дающий паломнику ощущение нисходящего на храм неба и покрывающего его, который построили, распоряжаясь всей своей фантазией и искусством Анфемиос из Тралл и Исидор из Милета на месте более древнего храма, который находился на той же территории, что и Агия Ирини, и внутри обнесенной стеной территории, где располагались «важные политические здания вокруг Августейона»: Сенат, дворец и Ипподром.

Первоначальным основателем храма считается Константин Великий, построивший храм Софии Божией рядом с епископским тогда храмом святой Ирины. Он был перестроен императором Феодосием и открыт в 415 г., но сожжен 15 января 532 г. во время бунта Ника.

Тогда Юстиниан задумал грандиозный план перестроить его с нуля. Механическая смелость и архитектурная фантазия Анфемиоса и Исидора в течение пяти лет, десяти месяцев и четырех дней воздвигли огромный купол на четырех столпах, создав это невиданное и неповторимое архитектурное чудо, непреодолимый образец посткупольной базилики. Справедливо, что император-строитель, увидевший символ, достойный своей Империи, впервые увидев готовую работу, воскликнул того легендарного «Соломон я тебя победил» (νενίκηκά σε Σολομῶν).

Аналогичен архитектуре и внутреннее убранство Великой церкви, с прямостоящими блоками из мрамора для стен, изящными колоннами, замысловатыми капителями с монограммой Юстиниана и всеми теми произведениями искусства, которые сделают Айя-Софию целью будущего грабежа, а также сказаний и легенд.

Со времени своего строительства и до кануна Падения Города (прим. перводчика. В истории Римской империи Городом Πόλης Urbis назывались почетно только два города - столицы Западной и Восточной частей единой империи: Рим и Новый Рим, Константинополь) Святая София была гордостью и украшением византийских императоров, которые, невзирая на временные финансовые затруднения государства, заботились о нем и проявляли особое попечение о его славе. Легче и убедительнее это можно наблюдать в его живописном убранстве. От древнейшей мозаики в квадранте арки Алтаря, восседающей на престоле Богородицы, до огромного, неповторимого искусства, Деисуса палеологовского периода, на западной стороне южного двора, мозаики Великой церкви рассказывают историю поклонения и преданности царей и цариц ей.

 

 

Собор Святой Софии измеряет свои раны через два года после превращения в мечеть, изображение №2

 



Иначе нельзя было, несмотря на этот величественный храм Софии Божией, чтобы он бы не стал резиденцией Константинопольского епископа, а впоследствии и Вселенского Патриарха. На протяжении всей истории, до того последнего часа 29 мая 1453 года, Великая Церковь отождествлялась со Вселенским Престолом, навсегда завещав Константинопольскому Патриархату титул Великой Церкви Христовой.

 



В годы Юстиниана Великая Церковь имела тысячное духовенство, а в Неаре Ираклионской в ​​течение VII века определяется список из 600 человек, состоящий из «80 священников, 150 диаконов, 40 диаконисс, 70 иподиаконов, 160 чтецов, 25 певчих и 75 носильщиков». До XI века собор Святой Софии действовал только по большим праздникам и выходным, но император Константин Мономах «распорядился, чтобы Литургия совершалась каждый день, дав церкви новую ренту». Последовали смутные времена, в 1204 году пришли франки и лишили храм всех его сокровищ, а затем происходило территориальное сокращение владений Империи, а сопутствующая бедность довели ее доходы до такой степени, что их «было достаточно, чтобы ее освящать».

Что бы вы ни писали, что бы вы ни говорили, всегда будет мало для того, чтобы представить какова Великая Церковь и мало для того, кто хотя бы раз в жизни побывал в ней.



Вы помните тот первый раз, когда, будучи подростком, осуществили свою детскую мечту посетить собор Святой Софии. Это было весеннее майское утро, когда вы оказались посреди мечети, которую выбрали для описания на экзамене по истории искусств, на отлично. Зрелище превзошло все ваши ожидания, более мифическое, чем истории, питавшие ваше детское воображение, и более прекрасное, чем восхищение вашего профессора величием архитектурного замысла.
Подняв голову в поисках места, где когда-то правил Господь Вседежитель (Пантократор), вы увидели, как лучи только что взошедшего солнца проскальзывают в окна купола и сталкиваются друг с другом, поднимая его еще выше, так что он парил над светом, превращающимся во всеохватывающее небо.

Этот экстаз никогда не забудется! Каждый раз, когда вы возвращаетесь туда, вы вновь переживаете то волшебное утро, когда вы были захвачены отражениями света и цветов. Затем, оставив позади переливы, вы идете вперед и становитесь напротив арки Алтаря, где восседающая на престоле Богородица нежно держит за плечо всемогущего Пантократора, поднимающего Свою маленькую руку для благословение Матери или благословение вселенной. Редко бывает такая художественная полнота выражения человеческой природы Христа, которая не нарушает богословского содержания представления, сохраняя неизменной вероучительную суть.

Бесчисленное количество людей на протяжении веков видели чудо Святой Софии вблизи.

Они говорили и говорили об увиденном, стараясь передать другим что-то от его волшебства и величия...

И вот, Айя-София стала легендой!
https://www.pemptousia.gr/2020/05/to-thavma-tis-agia-..
©перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2023г.



Подписка на новости

Последние обновления

События