Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

От яслей Вифлиема до Голгофы (и до врат ада)

Ἀπό τῆς φάτνης τῆς Βηθλεέμ, ἔως τοῦ Γολγοθᾶ (καί τῶν πυλῶν τοῦ ἅδου)

Блаженной памяти архимандрит Марк Манолис[1]

 

 

 

 

А

 

   Милостью Господней завершается Великий пост. Вот что говорит тропарь, который мы услышим в следующую пятницу:

 

«Душеполезно совершившее Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти , просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия твоя и неизреченное ас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающее: Господи, слава Тебе»

 

   И вот вот начнется  Великая неделя вот-. «Великой» она называется потому, что, по словам святителя свт. Иоанна Златоуста,  «с нами свершаются великия и тайныя блага». Хорошо посвятить это время страстям и крестной смерти нашего Господа, которые Он добровольно претерпел за наше спасение.

 

 В«Геронтиконе» повествуется о том, что некий старец сидел некогда близ аввы Пимена и видел его в состоянии божественного экстаза;  и так как он имел к нему великое дезновение, то он положил перед ним земной поклон и умолял его, говоря: скажи мне, где ты был ?" И посколько тот вынуждал авву Пимена к ответу, то старец ответил: «Я был умом там, где стояла Мария Богородица и плакала у Креста Спасителя. И я хотел бы быть там всегда и плакатьМое вычисление был там, где стояла святая Мария Богородица и плакала у креста Спасителя. И мне всегда хотелось так плакать».

 

 Нам была дана возможность в канун Рождества Христова сказать о том огромном значении, которое имеет для нас  и «для нашего спасения» воплощение Сына и Слова Божия «Бог становится человеком, — подчеркивает Афанасий Великий, — чтобы мы обожились». Наше спасение начинается с Рождества Христовы. Однако оно завершается Его смертью, смертью на кресте (Флп. 2:8).

 

 «Великая тайна благочестия. Бог явился во плоти» (1 Тим. 15:3). Воплощенное Слово является на земле как человек среди людей. Воплощение было возвышением человека, обожением человеческого естества. Уже с  самого первого момента Своего Рождения, Спаситель, по наблюдению современного корифея богословия, святоотеческое учение которого мы попытаемся сегодня развить, не был подвержен тлению или смерти, как первозданный человек. Невозможно, то, чтобы Он  умер.. Тем не менее, для него также невозможно умереть. Так что смерть Спасителя была возможна и только добровольно.

 

   Вся жизнь Спасителя была проявлением любви, жизнью в исполнении страдающей любви. Вся жизнь Спасителя была Крестом. Вся жизнь Богочеловека была непрерывным несением  терпения, долготерпения, сострадания, любви. Однако спасение совершается на Голгофе, а не на Фаворе.

Христос приходит не только для того, чтобы учить, что Он «имеет власть», и чтобы «возвещать» людям имя Отца, тем более Он пришел не только для того, чтобы творить дела милосердия. Он пришел, чтобы пострадать и умереть, согласно тому, в чем Он неоднократно уверял Своих учеников. И не только предсказал Свои предстоящие страдания и Свою смерть, но и ясно сказал, что «наждлежит» (πρέπον ἐστὶν) и что Ему «необходимо» (δεῖ) пострадать и умереть. Слышали мы это и во вчерашнем Евангелии от Марка, «Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященниками и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его, и в третий день воскреснет». (Мк. 10, 32-34). Итак, смерть Господа была полностью добровольной.

 

   Его страдания были заповедью Божьей о любви. В тайне Креста открывается превечная тайна любви и мудрости Божией. Трудно найти какие-либо слова и выражения, кроме боговдохновенных слов Нового Завета, слов святых апостолов, чтобы с точностью и полнотой изложить «великую тайну благочестия». Эти трудности были известны святым Отцам и даже святителю Григорию Богослову, который говорит по этому поводу: «Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования. Кому и для чего пролита эта излиянная за нас кровь – кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти; спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! А если Отцу то, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо обещанной жертвы дав овна?» [2]Этими вопросами святитель Григорий хочет показать нам, что, исходя из логики, крестная смерть Христа остается необъяснимой. Он дает ответы на все вопросы, которые задает.

 

 А посему он заключает: «Очевидно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога».

   Спасение было всецело совершено и завершено на Кресте. «Через кровь Креста». Не только страданиями на Кресте, но и со смертью на Кресте. Таким образом, смерть была упразднена.

 

Б’

Смысл смерти

 

   Человек был создан  «нетленным». Он был создан и призван участвовать в жизни Божией, достичь жизни «в Боге». И поскольку он был создан «по образу Божию», бессмертие было дано человеку с самого его сотворения, как «возможность». В конце концов, это было бы достигнуто благодаря правильному использованию его свободы.

 

   С грехопадением эта возможность исчезла для человека. Человек умер, стал смертным. Его падение, как отдаление от единственного источника жизни и бессмертия и отвержение дара Святого Духа, было его смертью.

 «Общение с  Богом, жизнь и света. А разлучение с Богом есть смерть», — говорит святой Ириней. Праотцы умерли тотчас же, как только согрешили, потому что они сразу стали «достойны смерти». Смерть вошла в мир через грех (Рим. 5:12). «Посему, как через одного человека грех вошел в мир, а через грех — смерть, так и смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили».

 С грехопадением человек стал смертным и умирает. "Солнца лучи скрышася, луна же со звездами превратилась в кровь; горы содрогнущася, горы ужаснулись, егда Рай заворишася»- говорится в стихире (Неделя Сыропустная, Лития на Вечерни). Только тело по преимуществу стало смертным и тленным в результате греха. Только тело разлагается после смерти. Только тело способно подвергаться разложению и распаду. Смерть же и тление тела  - это почернение (помрачение) «образа Божия» в человеке, о чем говорит в своих погребальных песнопениях святой Иоанн Дамаскин. «Плачу и рыдаю, егда помышляю и вижду во гробех  лежащую , по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида…». «Красота наша, созданная по образу Божию», — это не тело, а весь человек. Человек есть «образ неизреченной славы» Божией, даже когда он «носит на себе раны падений». Со смертью «красота разума», как называет человека святой Мефодий, превращается в «труп». «Что человек — голая кость, запах червей и смрад». Тайна смерти кроется в этом месте, поистине загадочном.

 «Воистину, самая страшная тайна смерти! Како душа насильно отделяется от тела? От гармонии и самой тесной связи разрывается самая естественная связь с божественной волей? О чудесе! Как мы предаемся тлению? Как мы сочетались со смертью?» Источником наших стенаний и вздохов является страх смерти. Однако «страх смерти» не иначе проходит, как через надежду на воскресение, которое есть вечная жизнь.

 

   (Следует отметить, что связь души с телом не разрывается со смертью окончательно. Как говорит св. Григорий Нисский, между телом и душой даже после смерти сохраняется «дружеская связь и признаки». Даже после смерти, душа находится рядом с элементами разложившегося и растворившегося тела).

 В нем смерть таит семя, возможность Воскресения (не зла, а благодеяния). Однако эта возможность становится реальностью только благодаря «началу сна, успения». Во Христе.

Печаль смерти разрешается только силой воскресения Христова.

(По свт. Афанасию Великому, «Слово стало протью для того, чтобы остановить и уничтожить тление. Однако смерть побеждается и упраздняется не только явлением жизни в тленном теле, но и добровольной смертью Того, кто оживляет тело. Слово воплощается из-за смерти во плоти»).

Богочеловек упраздняет тление и оживотворяет (не только мертвых, но) даже смерть Своей смертью. Он сокрушил власть и силу смерти Своей смертью: «Ты разрушил смерть, Всесильне, своею смертию». И Его Гроб стала «живоносным»» и «источником нашего Воскресения». Таким образом, со смертью Богочеловека постигается  воскресный смысл смерти «погибели смерти смертию».

Продолжение следует…

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2023

Источник: https://orthodoxostypos.gr/ἀπό-τῆς-φάτνης-τῆς-βηθλεέμ-ἔως-τοῦ-γ/

 

[1] В течение многих лет о. Марк был духовником членов Редакции широко известной и влиятельной греческой православной газеты «Ορθόδοξος Τύπος»

[2] Слово 45 На Пасху



Подписка на новости

Последние обновления

События