Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Πенопулу Елени

Πενοπούλου Ελένη

 

Праздник Введения во храм Богородицы[1]

История возникновения и введения праздника в жизнь Церкви Христовой

Η εορτή των Εισοδίων της Θεοτόκου

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Хиландар, XIV век

Введение во храм Богородицы, фреска 14 в. монастырь Хиландар, святая Гора Афон

В Богородичный праздник Введения во храм Девы Марии чтится вхождение маленькой Марии вместе с Ее родителями, Иоакимом и Анной, в храм Соломона в Иерусалиме для того, чтобы девочку посвятить Богу. Вход Богородицы в храм, где она провела вплоть до своих первых девических лет, является определенным рубежом в Ее жизни, и празднование его совершается 21 ноября (4 декабря).[2] В Евангелии нет свидетельств о событиях праздника. Но они имеются в Протоевангелии Иакова[3], в котором дается описание как Пресвятая Дева в возрасте трех лет была отведена в храм, где пребывала вплоть до двенадцати лет, то есть до ее обручения с Иосифом. Это повествование имеет свой прообраз в ветхозаветном повествовании о рождении Самуила от Анны и Елканы и в повествовании о рождении Исаака от Авраама и Сарры. Ее благочестивые родители они терпеливо терпели «хулу» в течение многих лет и с душевным желанием просили у Господа ребенка, которого посвятили бы Господу в дар от Бога. Бог чудесным образом «развязывает узы бездетности и бесплодия Анны», и по этой причине ее родители посвятили ее в храм, зная, что доверяют ее в руки Божии. Мария во время своего пребывания в храме многому научилась от мудрости священников и предания веры, но твердо устремив свой ум к Богу, она обильно восприняла мудрость свыше и полностью посвятила себя Ему. Рассказы о Ее преданности молитве в детстве и похвалы ее характеру содержатся в евангелии от псевдо-Матфея. Она рисуется живущей просто и бережливо, с постоянной преданностью Богу, без особых забот о земных вещах.[4]

Более обстоятельно и подробно в 8 главе Протоевангелия описывается разногласие Иоакима и Анны относительно того следует ли отдавать дитя в 2-летнем или 3-х летнем возрасте в Храм, и в конечном итоге они отдают Ее в трехлетнем возрасте.[5] Они привели маленькую Марию в Храм и отдали ее в руки священника Захарии, который был супругом Елизаветы, отцом Иоанна Предтечи. Захария и другие священники ввели Марию во Святая святых, куда мог входить только первосвященник, понимая благодаря их пророческому благодатному дару, что она станет «нерукотворенным храмом», когда к ней воплотится Бог. Священник Ее благословляет и со стороны всего израильского народа Ей проявляются знаки любви. Восьмая глава имеет некое сходство с пятой главой Евангелия о Рождении Марии, но отличается от него некоторыми знаками, как, например, относительно возраста Богородицы, где ей 12 лет, а не 14. В нем также упоминается, что вместо ветвей потенциальные женихи держали посохи и что Иосиф сначала отказался сделать предложение Марии, опасаясь насмешек, потому что он был стар и имел детей. После вмешательства первосвященника он забирает Марию в свой дом. Четвертая глава Бытия Марии описывает посвящение Девы Марии во Храм в возрасте трех лет, что вызывает восхищение присутствующих, когда Она без посторонней помощи поднимается по лестнице Храма.

 

Иоаким и Анна вводят Деву Марию в храм. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Панселин, XIII век. Карея, Афон (фрагмент)

Иоаким и Анна вводят Деву Марию в храм. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Панселин, XIII век. Карея, Афон (фрагмент)

Пятая глава рассказывает о Ее жизни в Храме, где Она беседовала с ангелами. Первоевангелие упоминает, что по обычаю «в 14 лет она должна была выйти замуж», и в то время как другие девы Храма выполняют это повеление, Мария отказывается, потому что Она посвятила себя Господу и поклялась оставаться целомудренной. Первосвященник, не в силах иначе, решает вместе с другими помолиться Господу о решении проблемы, и тогда из Ковчега Завета раздается голос, говорящий, что, по пророчеству Исаии, «придет жезл из корня Иеесеова». Все мужчины, достигшие брачного возраста, должны были принести свои ветви к жертвеннику, и на чьей бы ветви расцвела бы почка и на нее снизошел бы Святой Дух в виде голубя, тому Мария должна была быть обручена».

Согласно главам 8,1/10,1 и 12,1 Первоевангелия Иакова, «весь народ Израиля восхищался Марией. С трехлетнего возраста она ходила зрелой походкой, прекрасно говорила, постоянно славила Бога, вызывая у всех восхищение, и считалась взрослой тридцатилетней. Ее вид был прекрасен и светел, и едва можно было разглядеть ее лицо. Она ежедневно занималась прядением шерсти по тогдашнему обычаю и взяла за правило непрестанно молиться с рассвета до девяти и с девяти до трех часов дня. Она ткала и вязала, а затем посвятила себя молитве. Она не прекращала молитвы своей до тех пор, пока не являлся ангел Господень, и из руки его принимала Она свою пищу и раздавала ее бедным». Если в седьмой главе Первоевангелия описывается, что в обстановке радости и торжества с зажженными свечами Марию ведут в храм, по обетованию родителей, то в восьмой главе описывается ее жизнь в храме» вскармливаемой, как голубь от руки ангела». Термин «голубь» предпочитался автором как символ любви и для обозначения многообразия характеризовавших ее даров, таких как чистота, непорочность и целомудрие[6].

 

cardo-drawing

храм Новая Церковь (Νέα Εκκλησία) в честь Богородицы, графическая реконструкция церкви, находившейся в южной оконечности главной улицы Иерусалима времен императора Юстиниана  Cardo Maximus, реконструкция сделана Anna Yamim. (https://www.biblicalarchaeology.org/daily/biblical-sites-places/jerusalem/who-built-the-nea-church-and-the-cardo-in-jerusalem/)

Время установления праздника в православном календаре с уверенностью определить невозможно. В формировании праздника первым решающим событием стало сооружение Юстинианом I в 527-565 гг. в Иерусалиме величественной базилики, которую называли «Новой церковью» (Νέα Εκκλησία) или «Святой Марии Новой» (Αγία Μαρία η Νέα). Храм был построен с южной стороны Иерусалимского храма, на вершине холма «Мориа»[7], а 20 ноября 543 г. н.э. была открыта «Новая церковь»[8]. Конечно, особый престиж Иерусалимская Церковь приобрела после провозглашения Иерусалима патриархатом в 455 г. н.э., когда процветало палестинское монашество при преподобных Савве, Феодосии Конвиархе и Евфимии Великом. Эти события и расцвет монашества способствовали особому почитанию лика Богородицы и появлению праздника Введения во храм Богородицы.

 

Мозаика церкви Сан-Витале в Равеннеимператор Юстиниан Великий Ι

Не выяснено, послужила ли дата открытия храма поводом для установления праздника Введения во храм, ввиду близости «Новой церкви» к храму Иерусалимскому, где происходили события, связанные с Введением. Также не известно было ли совместное празднование двух событий, или же праздник Введения во храм заменил и вытеснил Освящения храма. Однако, когда она была преобразована в мечеть после захвата Иерусалима халифом Омаром в 637 году нашей эры, праздник Освящения храма был упразднен, в результате чего Праздник Введения, с которым был связан Храм, стал устойчивым. По мнению профессора И. Фундулиса, этому способствовало место, где была построена церковь, т. е. место, где раньше находилась Святая Святых, что связывало повествование Первоевангелия с праздником Освящения храма. Таким образом, праздник получил распространение как воспоминание о введении Богородицы во Святое Святых, а не как праздник освящения храма, носивший чисто местный характер. Иерусалимский храм был преобразован арабами в мусульманскую мечеть в 638 году нашей эры. а если предположить, что когда храм перестает существовать, то теряется и память о его освящении, в результате чего делается вывод, что после 638 г. н.э. праздник Освящения был заменен праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. Таким образом, Введение Богоматери во храм определяется праздновать через день после даты открытия, 21 ноября, как это было при освящения Храма Гроба Господня 13 сентября, празднование которого было заменено праздником Воздвижения Святого Креста Господня 14 сентября (27 по гражданскому календарю).

Неизвестно, кто перенес праздник из Иерусалима в Константинополь. Праздник Введения во храм Богородицы существовал в Иерусалиме в 685 году по Р. Х., когда Андрей Критский поселился в Константинополе и, таким образом, был поддержан как инициатор введения праздника в Константинополе с упоминанием Патриарха Константинопольского Германа в начале 8 века по Р. Х., что праздник Введения был «αρτιύμνητη», т. е. вновь составленным[9]. Праздник распространился на всю Византию в 8 в. по Р. Х.., ранее учрежденный в Константинополе. Впервые празднование Введения во храм Богородицы в столице засвидетельствовано в двух речах Германа I Константинопольского в 640 г. по Р. Х.,. которые послужили образцом для более поздних слов и источником вдохновения для живописного изображения эпизода Входа во храм Богоматери. Итак, хотя считается, что Андрей Критский способствовал установлению праздника в столице, он не был тем, кто ввел его в календарь праздников (эортологион)[10]. Столь же великим является вклад Георгия Никомидийского в 9 в. по Р. Х., которому во многом обязана большая часть гимнографии праздника. 

Дева Мария перед Первосвященником. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Панселин, XIII век. Карея, Афон (фрагмент)

 

Дева Мария перед Первосвященником. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Панселин, XIII век. Карея, Афон (фрагмент)

 

В 10 веке праздник упоминается в Типике Великой Церкви и в Минологии (Μηνολόγιο) императора Василия II. В XII веке праздник был установлен императорским указом Мануила I Комнина в 1166 году как официальный праздничный выходной день, «чтобы Введение во храм Богородицы праздновалось таким образом» («ὅτι τά εἰς τόν ναόν Εἰσόδια τῆς Θεομήτορος ἐν ταύτῃ πανηγυρίζονται) с присутствием императора в храме Богородицы Халкопратийской, а с 14 в. в монастыре Перивлепта. Празднование Входов проходило празднично, как отмечает Тарасий Константинопольский, что «совершалось песненое празднество» (ἐλάμβανε χώρα μελωδικὴ πανήγυρις). Феофилакт Болгарский упоминает, что «были возжжены свечи человеколюбия» (ἀνάβονταν οἱ λαμπάδες τῆς φιλανθρωπίας), имея в виду благотворительность в день праздника. Герман I Константинопольский, что «участники праздника празднуют песнями и ненасытными пиршествами, с музыкальными инструментами и звенящими кимвалами». (οι μετέχοντες τοῦ ἑορτασμοῦ πανηγυρίζουν δι᾿ἐφυμνίων καὶ ἀκόρεστης πανδαισίας, διὰ μουσικῶν ὀργάνων καὶ εὔηχων κυμβάλων) Праздник включен в число «бесполезных» (απράκτους) в указе Мануила I Комнина (1166) 323.

На Западе, хотя этот праздник был известен с 10 столетия, однако же официально он был установлен папой Григорием XI и впервые официально праздновался в 1372г.[11] Следует отметить, что установление праздника не означает одновременно его закрепления в праздничном сознании Церкви. Так произошло и с Праздником Введения во храм Богородицы, так как его развитие восходит к IX веку по Р. Х., а его повсеместное распространение в 12 в. по Р.Х., когда он был установлен как выходной и праздничный день. На Западе учреждение праздника затянулось на более длительное время, нежели чем на Востоке, потому что на Западе к рассказам Апокрифов относились с большей осторожностью. Появился он по отдельности в 10-м и 11-м веках нашей эры, но его введение в календарь Западной церкви произошло в 14-м веке нашей эры, когда посол французского короля Карла на Кипре, особо почитавший Богородицу и как знаток восточной традиции праздника, он сообщил епископам Западной Церкви и королю Карлу о соблюдении праздника в Восточной Церкви. При посредничестве Карла и его доклада Папе Григорию XI в 1370-1378 гг. по Р. Х. на Западе было установлено официально совершение праздника, и, таким образом, в 1372 г. по Р. Х. Введение Богородицы во храм впервые праздновалось в Западной церкви.

 

Введение Марии в храм. Цикл фресок история Марии капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя. Джотто / www.art-giotto.ru

Джотто, введение во храм Богородицы. 

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Сцены из жизни Марии

В заключение отметим, что праздник Введения Богородицы является одним из великих Богородичных праздников и считается одним из важнейших благодаря своему многостороннему значению и символике, как это зафиксировано в Синаксарии от 21 ноября[12] прп. Никодимом Святогорцем, где он детально касается тематики этого праздника. Тематическим содержанием праздника Введения также занимается монах Епифаний в 4 веке по Р.Х., который следует повествованию Первоевангелия Иакова, на котором основывается традиция и вера Церкви той эпохи.

Интересно его повествование, где, по его словам, «когда Богородице исполняется три года, ее берут родители в храм, а после этого она уходит и снова берется в семилетнем возрасте, а затем посвящает себя Богу. После смерти Иоакима в возрасте 80 лет Анна покидает Назарет, приезжает в Иерусалим и живет с Марией и через два года тоже умирает в возрасте 72 лет. Мария, ныне сирота, не отходит от Храма, поэтому от нее требуется навестить Елизавету, которая живет рядом с Храмом, изучает еврейский язык, занимается Священным Писанием, отличается прилежанием к учебе и трудолюбием. Она с детства выделялась среди сверстников своей рассудительностью и мудростью». Епифаний говорит об определенном месте в храме, в котором девы оставались в течение установленного времени каждый день, а затем возвращались в свои жилища. «Мария осталась в Храме, охраняя жертвенник и служа священству». Епифаний завершает свое повествование, давая внешнее и внутреннее описание Девы Марии, отмечая: «…когда Ей было двенадцать лет, однажды ночью, когда Она молилась, воссиял свет ярче солнца, и раздался голос от Жертвенника, говорящий «родишь Сына Моего», и эту тайну Она сокрыла и никому не говорила до Вознесения Господня. Тайну эту, как и другие, она хранила в сердце своем и открыла Апостолам за пятнадцать дней до смерти, когда посетил ее ангел Гавриил и возвестил Ей о Ее исходе и явлении Господа». Кроме того, в нем говорится, что священником, принявшим Богородицу, были Ода и Варахий, отец Захарии, тогда как в Первоевангелии не названо имя священник, принявшего Ее, хотя в византийской традиции этот священник отождествляется с Захарией, отцом Иоанна Предтечей. Еще одно событие, о котором Епифаний упоминает в главах 7-9 Жития Богородицы, это когда первосвященник Захария взял у родственных священников, связанных с Богородицей, двенадцать посохов и положил их, говоря: «Господь покажет какое-то знамение, кому будет принадлежать Дева», — пророс посох Иосифа, и таким образом они дали ему Деву Марию, чтобы защитить Ее и сохранить ее девственность. В то время как в Первоевангелии (гл. 8, 3-9) не упоминается, что жезл Иосифа пророс, но что «голубь вышел из жезла и сел на голову Иосифа». Так, в девятой главе Первоевангелия избрание Иосифа защитником Марии описано с удивительной и хорошо известной теосигней (θεοσημία т..е божественным знамением): точно так же, как Бог избрал Аарона для первосвященства, когда его расцвел именно его жезл (Числа 17,17), так и в Первоевангелии голубь вылетел из жезла Иосифа, запечатлев избрание. Позже отцы Церкви припишут этот символизм Деве Марии[13].

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Византия, XV век. ЦАК МДА

 Введение во храм Богоматери Византия 15в.

Относительно вхождения Богородицы в Святилище или во Святое Святых, факт исторически подтвержденный, ибо только Первосвященник входил туда и «один раз в год», с чем согласна и византийская традиция. Прп. Никодим Святогорец отмечает, «и здесь следует заметить нам, что неверно пишет Мелетий Афинский о том, что это было место, отделенное от Храма, где жили только девы, а с ними жила и Богородица. А остальные девы вышли после того как их отпустили и пошли в свой дом. Богородица — единственная, кто постоянно пребывает в Храме. Ибо не в дом дев, но в это Святя Святых Богородица вошла и где ее питал Ангел. И, конечно, казалось неуместным, чтобы женщина входила внутрь Храма, но Захария исправил это неуместное явление. Он сказал народу, что Бог показывает перед ним видение (λογείον), что Он хочет, чтобы Дева вошла в это Святая Святых. И вот он убедил людей, и они попытались Ее ввести туда».[14] Неофит Исповедник в 23-м Огласительном слове на Введении Богородицы во храм говорит, что «Она вошла в храм, другой более святой храм, святая святых или наисвятейший , во святая Святых или наисвятейший из тех и временный храм, присноживущий храм»[15]. Свт. Григорий Палама считает Святая Святых «прообразом рая и небесных селений» («τύπον του παραδείσου και των ουρανίων αυλών»). Там Богородица жила так, словно находилась на небе или в каком-то особом месте на земле. Она жила простой, свободной от излишеств жизнью, без человеческих забот, без печали, вдали от человеческих страстей и пороков. Она изучала слово Божие и была опечалена преступлениями иудеев, непослушанием праотцов и потерей рая.[16] Кроме того, Герман I Константинопольский в своем Похвальном слове (Εγκώμιον) 2-3, принимая во внимание также главу 7,2-3 Первого Евангелия, сообщает, «Где они видели, чтобы девица обетованная и притом трехлетняя принесена была за третью завесу храма как непорочный дар для непрестанного обитания там, чтобы ее умоляли богатые из народа (Псал.44, 13), торжественно сопровождали девы, вели в храм со светильниками, принимали распростертыми руками священники и учители законапророки?». На это же указывает и Стихира 2-я Вечерни праздника Введения во храм Богородицы.[17]

Особо важно подчеркнуть богословско-символическое содержание, но и более глубокое значение события, поскольку в православной традиции Введение во Храм Богородицы воспринимаются как прелюдия к Благовещению. Пребывание Девы Марии в храме было для Нее периодом очищения, приобщения к духовной жизни и приготовления к тому, чтобы стать по Своему выбору святым жилищем Слова и Матерью Богочеловека. Тесная связь между Введением и Благовещением Богородицы отражается в песнопении праздника Введения во храм Богородицы «Уневѣ́щенія напису́ются Боже́ственная зна́менія па́че ума́ рождества́ Твоего́, Чи́стая Дѣ́во, дне́сь Ду́хомъ Святы́мъ въ дому́ Бо́жіи»[18].

С одной стороны, Храм Божий стал для Богородицы источником жизни и духовного возделования. Тот Храм был прообразом, тенью и источником пользы христианского храма, Церкви. Церковь приняла понятие о храме как здании, несмотря на его первоначальное неприятие, переняла богослужебные предметы из других религий и заменила языческий праздничный календарь христианским.[19] С другой стороны, Дева Мария стала «лествицей-лестницей через которую нисходит Бог», потому что Она была подготовлена и вдохновлена не только своим пребыванием в Храме, но и ее благочестивыми родителями, которые были добродетельными людьми и исполняли Закон Божий. У нее было два примера святости, и таким образом были созданы благоприятные условия для того, чтобы Божественная Благодать принесла плоды в ее духовно плодородной душе. В то время как святым были даны «горы, пустыни и ямы в земле» в качестве места жительства, ей было дано Святая Святых, хотя Она достигла лишь детского возраста.[20]

© Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г

 

[1]

 ΠΕΝΟΠΟΥΛΟΥ ΕΛΕΝΗ ΤΑ ΑΠΟΚΡΥΦΑ ΧΡΙΣΤΙΑΝΙΚΑ ΚΕΙΜΕΝΑ ΤΗΣ ΚΑΙΝΗΣ ΔΙΑΘΗΚΗΣ ΣΤΗ ΛΑΤΡΕΙΑ ΤΩΝ ΘΕΟΜΗΤΟΡΙΚΩΝ ΕΟΡΤΩΝ.  Διπλωματική Εργασία που υποβλήθηκε στο Τμήμα Ποιμαντικής και Κοινωνικής Θεολογίας Σύμβουλος Καθηγητής Τρύφων Τσομπάνης, Επίκουρος Καθηγητής

ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ 2019

[2] Χ. Κοντάκης, Η διδασκαλία των Πατέρων περί της Υπεραγίας Θεοτόκου και της οφειλόμενης προς αυτήν τιμής, όπ.π., σσ. 239-248. Σχετικά με την καθιέρωση της εορτής Ι. Αναστασίου, βλ. Τα Εισόδια της Θεοτόκου, όπ.π., σσ. 42-57. 

[3] C.Tischendorf, Apocrypha, VII, 2-3, όπ.π., σ. 14-15˙ Ι. Καλογήρου, «Μαρία», στ. 649˙ Γ. Φίλιας, Θεομητορικές εορτές , όπ.π., σσ. 58-88. 

[4] Α. Κεσελόπουλος, Πάθη και αρετές στη διδασκαλία του αγίου Γρηγορίου του Παλαμά, Αθήνα 1990, σελ.31. Ι. Καραβιδόπουλος, Απόκρυφα Χριστιανικά Κείμενα, τ. Α΄, Πουρναρά, Θεσσαλονίκη 1999, σσ. 91-92. 

[5] Α. Τριβυζαδάκη, Θεομητορική Εικονογραφία, όπ.π., σσ. 205-210. Το Πρωτευαγγέλιον δεν αναφέρει το όνομα του αρχιερέα που υποδέχτηκε την Παναγία στο ναό, ωστόσο με το όνομα Ζαχαρίας μνημονεύεται ο αρχιερέας του ναού μετά από εννέα έτη, όταν η Παναγία ήταν 12 ετών. Ο μοναχός Επιφάνιος (Λόγος περί του βίου της Υπεραγίας Θεοτόκου και των της αυτής χρόνων PG 120, 192A), παρουσιάζει τον Οδαέ, τον πατέρα του Ζαχαρία, ως τον αρχιερέα που υποδέχτηκε την Παναγία στο ναό την ημέρα των Εισοδίων. Μάλιστα διασώζει και μια διαφορετική παράδοση, σύμφωνα με την οποία ο Ιωακείμ και η Άννα οδήγησαν την Παναγία στο ναό σε ηλικία τριών ετών, αλλά την πήραν πάλι πίσω για να την αφιερώσουν στο έβδομο έτος της ηλικίας της. Πρβλ. Ι. Αναστασίου, Εισόδια, όπ.π., σ. 22. 

[6]Δ.Τσάμης, Θεομητορικόν Β΄,όπ.π., σ.24. Η διήγηση των Εισοδίων από το Πρωτευαγγέλιο του Ιακώβου σύμφωνα με τα κεφάλαια Ζ΄και έχει ως εξής: Κεφ.Ζ΄: 1. «Τῇ δέ παιδί προσετίθεντο οἱ μῆνες αὐτῆς. Ἐγένετο δέ διετής ἡ παῖς καί εἶπεν Ἰωακείμ τῇ Ἄννᾳ. «Άνάξωμεν αὐτήν έν τῷ ναῷ Κυρίου, ὅπως ἀποδῶμεν τήν ἐπαγγελίαν ἤν ἐπῆγγειλάμεθα, μηπως άποστείλῃ ὁ Δεσπότης έφ’ ἡμᾶς καί ἀπρόσδεκτον γένηται τό δῶρον ἠμῶν». Καί εἶπεν Ἄννα. «’Αναμείνωμεν τό τρίτον ἔτος, ὅπως μή ζητήσῃ ἡ παῖς πατέρα ἤ μητέρα». Καί εἶπεν Ἰωακείμ. «Άναμείνωμεν». 

[7]  Ι. Αναστασίου, Τα Εισόδια της Θεοτόκου, όπ.π., σσ. 44, 42-47, 54-57˙ Α. Τριβυζαδάκη, Θεομητορική εικονογραφία, όπ.π., σσ. 39-42. 

[8] A.Martimort, Eglise en prière, τ. IV, Paris, Desclee 1983, σ.147. Σύμφωνα με τον Martimort, υπάρχει μαρτυρία του Κυρίλλου Σκυθοπολίτου, ο οποίος αναφέρει ότι παρέστη στα εγκαίνια του ναού, χωρίς όμως να αναφέρει περισσότερες λεπτομέρειες. 

[9] PG 98, 1497C, Λόγος ες τ εσόδια τς περαγίας Θεοτόκου, ΙΕ΄, PG 98, 293D, 305Α, Ες τν εσοδον τς περαγίας Θεοτόκου Γ΄, PG 133, 756C.  

[10] Γ. Φίλιας, Οι Θεομητορικές εορτές, «το Χριστιανικόν Εορτολόγιον», όπ.π. σ. 61, σημ. 8, αναφέρει: «Πρέπει να συμπεράνουμε ότι η εορτή των Εισοδίων υφίσταται στα Ιεοσόλυμα το 685, όταν ο Ανδρέας Κρήτης εγκαταλείπει την πόλη για να εγκατασταθεί στην Κωνσταντινούπολη». S.Vailhé, La fête de la Présentation de Marie au Temple, Echos d’Orient, 5 (1901-1902), σ. 223. 

[11] Μ. Βαρλάς, «Η εν τω Ναώ Είσοδος της Υπεραγίας Θεοτόκου», Εφημέριος, 11(2000), σ. 24 κ.εξ. 

[12] Συναξάριον Αγίου Νικοδήμου Αγιορείτου, (Δόμος) 2005, Βενετία 11819: « Σύναξις τς Παναγίας Δεσποίνης μν Θεοτόκου καί ειπαρθένου Μαρίας, τε φιερώθη καί νετέθη ν τ να, οσα τριετής, παρά Ίωακείμ καί ννης τν ... ν τ να τς θεομήτορος εσοδος ορτήν τος εσεβέσιν εργάσατο ... Κα λοιπν γέννησε παραδόξως τν πρόξενον γενομένην τς σωτηρίας το γένους τν νθρώπων. Τν καταλλαγν κα φιλίωσιν το Θεο μετ τν νθρώπων. Τν ατίαν τς ναπλάσεως το πεσόντος δάμ, κα τς τούτου γέρσεως κα θεώσεως. Ατν λέγω τν περαγίαν κα Δέσποιναν Θεοτόκον Μαρίαν. θεν ταν ατη γινε τριν χρόνων, πραν ατν ο γονες της, κα πρόσφεραν κατ τν σημερινν μέραν ες τν Ναόν …».  

[13] Ι. Καραβιδόπουλος, Απόκρυφα χριστιανικά κείμενα Α΄, όπ.π., σ. 62. 

[14] Νικόδημος Αγιορείτης, Συναξαριστής των δώδεκα μηνών του ενιαυτού, τ. Α´, (Δόμος), 2005 

[15] Νεόφυτος Έγκλειστος, Συγγράμματα Β΄, Βίβλος Κατηχήσεων, 23, 1-2.  

[16] Ε. Γιούλτση, «Το ησυχαστικό ήθος της Θεοτόκου», Πνευματική Διακονία, «Θεότοκος και Εκκλησία», (Ιερά Μητρόπολη Κωνσταντίας- Αμμοχώστου), τχ. 8ο (2010), 29.  

[17] Μηναίον Νοεμβρίου, Εσπερινός Εισοδίων, σ. 351, «Σήμερον ναός ο έμψυχος…».  

Дне́сь хра́мъ одушевле́нный святы́я сла́вы Христа́ Бо́га на́шего, eди́на въ жена́хъ Благослове́нная Чи́стая, приво́дится въ храмъ зако́нный жи́ти во святы́хъ; и ра́дуются съ Не́ю Іоаки́мъ и Анна ду́хомъ, и дѣ́вственніи ли́цы Го́сподеви пою́тъ, псало́мски воспѣва́юще и чту́ще Ма́терь Eго́.

[18] Μηναίον Νοεμβρίου, Όρθρος Εισοδίων, Κανών Β’ ωδή ε’, τροπάριον δ΄, Αθήνα 1993.

 τα της νυμφεύσεως απογράφονται θεία  συμβόλαια της υπέρ νουν κυοφορίας σου, αγνή Παρθένε, σήμερον εν Πνεύματι αγίω, εν οίκω Θεού

Уневѣ́щенія напису́ются Боже́ственная зна́менія па́че ума́ рождества́ Твоего́, Чи́стая Дѣ́во, дне́сь Ду́хомъ Святы́мъ въ дому́ Бо́жіи.

[19] Η. Βουλγαράκης, Χριστιανισμός και κόσμος, Αρμός, Αθήνα 21999, σ. 47.  

[20] Δ.Τσάμης, Θεομητορικόν Β΄,ό. π., σελ.95. Θ. Κουμαριανός, Οι χοροί των Αγίων, όπ.π., σ. 340.  



Подписка на новости

Последние обновления

События