Уния: религиозно-политическая папская власть
почетный профессор Афинского университета протопресвитер Георгий Металлинос (+2020)
Под «унией» мы понимаем религиозно-политическую схему, придуманную папством для вестернизации нелатинского Востока, т. е. его духовно-политическое подчинение власти Папы. Другими словами, это связано с экспансионистской политикой папизма, наиболее последовательным выражением европейского феодализма, который благодаря влиянию Ватикана продолжается по сей день. Конечно, необходимо проводить некоторое разграничение между различными стадиями, которые обнаруживает уния в историческом плане. Потому что определенной исторической схеме предшествует идея и разработка процедуры подчинения Востока — да и Православия — Папе, неизменная тенденция латинской церкви после расхождения с православным Востоком и полного отрыва от него. Там, где непосредственная латинизация оказывается труднодостижимой, папизм применяет метод унии, который, таким образом, оказывается хитрой уловкой, ибо подчинение достигается под видом сохранения традиции и свободы.
Это экспансивное движение папского престола, именуемое на нашем языке унией или униатством, обязано своим названием латинскому слову unio (союз), но только в 1596 г. в Польше оно официально получило название unia (слав. уния). Это название тогда использовалось для характеристики не только объединительного движения с Папой, но и определенной общины православных, которые соборно решили присоединяться к папизму не полностью, а только признать Папу своим духовным главой, сохраняя свои богослужебные и прочие обычаи и тем самым внешне создавая впечатление верности традиции и пребывания в своих национальных рамках.
Сохранение «восточного» или «византийского» «обряда» униатами объясняет названия «католики византийского обряда», «греко-католики» и т. д., как их обычно характеризуют. Но более уместно название «восточные католики», потому что униаты по сути своей являются папистами, полностью принимающими папское учение и, конечно, те догматы, которые коренным образом отличают папизм от Православия, и только внешне и поверхностно, одеждами духовенства и своими восточными обычаями («обрядом») создают ложное впечатление, что они остаются православными. Поэтому их очень правильно также называют «объединенными римо-католиками» (греч. Ηνωμένοι Ρωμαιοκαθολικοί) и «униатами» (лат. uniti).
...Идея унии, как метода и способа подчинения, связана с экспансионистской волей Старого Рима, исказившего православную веру, которая заключалась в распространении и насаждении папского первенства. Поэтому неудивительно, что уния как идея родилась и развивалась параллельно со «святой инквизицией» (Inquisitio). Инквизиция и уния оказались плодами с одного дерева папского западно-европейского духа. Инквизиция приступила к навязыванию папской католической власти в пределах Западной Европы, уния же взяла на себя расширение религиозно-политической папской власти на Востоке. Посредством инквизиции достигалась нейтрализация непокорных папской власти, посредством унии — латинизация восточных жителей, которые отказывались от суверенитета Старого Рима. Поэтому и на Востоке подчинение Папе, либо в виде обычной латинизации, либо посредством унии, выражалось глаголом окатоличивать (греч. φραγκεύω), то есть обращать в католическую веру. Уния исторически будет идти рука об руку с инквизицией. Таким образом, одна выявляет роль другой.
...Уже сообщается о тайных консультациях в церковных и политических кулуарах по нормализации отношений с Ватиканом, который пытается развеять негативные впечатления прошлого. Однако уния остается, и происходит разрушение восточноевропейского Православия. Поэтому всякое отступление православных будет равносильно преступлению... Наши действия не только записаны в анналах истории, но и будут судимы в конце истории Господом, Владыкой истории, Который является одновременно Спасителем и Судией.
Источник: Отрывки из книги «Уния: лицо и маска», издательство «Апостол. Диакониас», 1992. // ΗΟυνία: πρόσωπο και προσωπείο, εκδόσεις Αποστολ. Διακονίας, 1992.
@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.