Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Архимандрит Захария Захару

Тайна Пресвятой Богородицы

The Mystery of the Most Holy Mother of God

 

 

 

 «Огради́ моя́ помышле́нія, Христе́ мо́й, и́бо Стѣ́ну мíра воспѣ́ти дерза́ю, Чи́стую Ма́терь Твою́...».[1]

 

Вновь у нас праздник, а каждый праздник – это прекрасная возможность выразить свою благодарность Богу, воздавая Ему благодарение за «благодеяния, едикими Он ежедневно исполняет нас».[2]

Приближаясь к величайшему празднику Божией Матери –  Ее Успению, мы благодарим Господа за великие знамения и чудеса, явленные Им через личность Своей Пречистой Матери, и за Его неизреченный промысл о спасении человечества, который Он исполнил через Нее. Тайна Святой Девы, переплетенная с Воплощением Бога Слова, составляет «великую тайну благочестия»[3] и заключена в имени Богородицы – «рождшей Бога».[4]

 

В Священном Писании и в первые годы христианства эта тайна оставалась «сокровенной»[5] и Пресвятая Мать оставалась в безвестности, Среди «теней и смутных речей» Ветхий Завет содержит пророчества о Ней, чье «семя» должно было «сокрушить главу» злого змея[6], и о непорочном зачатии Мессии[7].

 

Евангелия сообщают нам о Благовещении Божией Матери и о Рождестве Христовом, но дальнейшие упоминания о Ней, особенно после начала общественного служения Христа, весьма скудны. Евангелисты представляют Ее рядом с Господом не тогда, когда Он творил чудеса, когда народ приветствовал Его, или в великолепии славы Его на Фаворе, но когда толпа не выдержала суровых слов Его и хотела побить Его камнями, и особенно во время Его крайнего унижения, когда Он был поруган на Кресте.

После Воскресения, хотя Она и была первой, кому явился Господь, как доказывает святой Григорий Палама,[8] евангелисты называют Ее завуалировано «другой Марией».[9] Однако после первых двух Вселенских Соборов, на которых было непоколебимо сформулировано и утверждено учение о Божестве Христовом, безвозвратно утвердилась и честь Пресвятой Матери. Верующие любили Ее с бесконечной благодарностью, ибо она источник «веселия рождшая виновнаго (и спасения)»[10], и лицо земли стало покрываться часовнями и иконами, посвященными Ей.

 

Никогда на земле не рождалась прежде и не родится такая и после, как Она – Преблагословенная Владычица, ставшая Матерью Божией, Господа нашего Иисуса Христа. Бог создал человека по Своему образу и подобию. Он украсил его исключительными дарами и вдохнул в его ноздри «дыхание жизни»; и человек стал живой душой».[11] Человек мог отражать совершенство Бога тварному миру, соединив в своей личности материальный и духовный мир.

Враг позавидовал неописуемому величию, которое Бог даровал человеку, и спровоцировал непослушание и падение неразумного Адама. Но божественная любовь неизменна и недра божественного милосердия неисчерпаемы. Бог «не оставил ничего неисполенным», чтобы освободить человека от уз греха и смерти и восстановить его «по подобию», «восстановить в нем древнюю красоту» и даровать ему «отечество, к которому он стремится», Рай.

Адам и Ева родили двух сыновей, Каина и Авеля. В Авеле возобладала благодать, оставшаяся в его родителях, и он пошел путем праведности и страха Божия. В Каине преобладал дух отступничества его родителей. Он рассердился и убил своего брата Авеля. От этих двух произошли два потока, протекших через историю человечества: первый — поток праведников, в памяти которых смутно воссиял свет первозданной благодати Рая, поэтому они стремились вести жизнь, угодную Богу; и, во-вторых, поток гигантов, то есть тех, в которых страсти приняли гигантские размеры и которые были отчуждены от заветов Божиих.

Через поток, род праведников Бог пророчески готовил Свой путь. Временами Он давал им откровения и пламенные слова, которые они возвещали своему поколению, чтобы благочестие сохранялось на земле. Бог устремил на них Свои очи, чтобы увидеть, «есть ли кто-нибудь, кто разумеет и ищет Его»,[12] «есть ли кто-нибудь, творящий добро» совершенным и неповторимым образом. И этот человек нашелся в Пресвятой Деве Марии.

Дева Мария была плодом молитвы святых и праведных Иоакима и Анны. Зачатие ее было не без семени, но без страсти от непорочного семени Иоакима.[13] Она была полна благодати с момента своего рождения, потому что в себе Щна впитала святость всех предыдущих поколений. Она с юных лет была предана храму, где жила в безмолвии, молитве и изучении Священного Писания.

Благочестивое дитя Мариам отличалось необыкновенной любовью к Богу и жаждало общения с Ним через молитву. Конечно, Ее склонность к молитве считалась странной по меркам падшего мира, хотя, по сути, она является выражением естественного состояния человека, созданного по образу и подобию Божию.

Через молитву и изучение слова Божия в Ее сердце накапливалась энергия благодати. Благодать расширяла ее сердце, чтобы в ней могли вместиться Бог и человек. Настал момент, когда следы благодати достигли известной полноты и породили в ней сознание ее онтологической связи со всем человечеством от начала и до конца. Эта благодать совершила и неизреченное событие соединения тварного человека с нетварным Богом в одном, соединение сердца Ее с Духом Божиим. Отныне, хотя и была юна по возрасту, Она страдала, с одной стороны, от убожества и невежества людей, а с другой стороны, от жажды живого Бога Отцов Своих. Естественным образом она стала ходатайствовать и умолять Бога за каждого человека, рожденного на земле.

Когда Она изучала Священное Писание, «огонь возгорелся в ее сердце»[14], когда она столкнулась с пророчеством: «Се, дева зачнёт и родит сына, и наречёт Ему имя Еммануил».[15] С неугасимой жаждой Она возжелала Бога, Который придет на землю, чтобы спасти Свой народ «от беззакония их»,[16], Она стала молиться, чтобы быть достойной быть служанкой Матери Эммануила. В пылу этой молитвы Ей явился Архангел и возвестил, что Она не станет служанкой Матери Мессии, но сама отдаст свою плоть Тому, Кто родился без матери от Отца и без отца, но от Его Матери. Пресвятая Дева зачала Сына Божия сверхъестественным образом от Святого Духа и родила Его неизреченно.

Конечно, чтобы человек получил какой-либо духовный дар, должно быть некоторое соответствие между даром и приложенным к нему сердцем. А в случае с Пресвятой Богородицей это соответствие находится в Ее смирении, которое было пророческим образом неизреченного смирения Ее Сына и Ее Бога.

 

Головокружение бьётся с толку умом от совершившегося «непостижимого чуда», и с трепетом признаём: «Побеждаются естества уставы, в тебе, Дева чистая: девствует бо рождество и живот предобручает смерть»[17]. ]

 

«Рождающее дитя остается девственной», потому что Пресвятая Мать была Девой и осталась Девой при свете и после рождения Господа Иисуса. Писание свидетельствует о ее девстве до зачатия Господня. Мудрый Иосиф принял ее чистоту из Святых Святых и встревожился, увидев, что она беременна. Израильтяне обратились к чудесному законодательству Бога, но непорочное зачатие было беспрецедентным явлением в священной истории. Юная Девушка молчала и не защищалась, хотя Ей грозила смерть от побивания камнями из-за своего странного деторождения без мужчины. Но Бог открыл сердцу Иосифом, сообщив ему о чудесном событии. Следовательно, Богородица девой Девой и до рождения сына.

 

Мы знаем, по опыту благодати, что Богородица осталась Девой. Во время земного пребывания Господа «весь народ искаша прикасатися Ему:, яко сила от Него исхождаше, и исцеляша вся».[18] Даже прикосновение благодати исцеляет и сохраняет непорочность разума, души и даже тела. Как мог Сын Божий пройти через чрево чистой Девы и оставить какое-либо рану? Таким образом, Богородица во время родов пребывает Девой.

 

О том, что Богородица продолжала оставаться в девстве после рождения Эммануила, мы знаем также из векового духовного опыта целого сонма верных верующих, особенно монахов, которые получают малую благодать в своем призвании, ощущая в своем сердце некую полноту, что они до конца жизни не принимают во внимание страсти плоти. Любовь Божья — это «огонь поядающий»[19], который сжигает «всю развращённую мысль»[20] заставляет душу человека томиться и изнемогать, «ибо во дворех Господних» сердце его и даже плоть его радуется «в живом Боге».[21] Следовательно, Богородица и после рождения Сына Божия пребывает Девой.

Однако, хотя многие и сохраняют физическую девственность, они не спасаются автоматически, как учит нас притча о неразумных, юродивых девах.[22] Единственное, что придает смысл и ценность физическому девству, — это девство духовное, то есть чистота сердца и ума, пребывание в присутствии Божественном, пребывание или, вернее, погружение ума в глубины Духа Божия.

 

«Вся слава дщери царевой внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена». [23] «Сокровенный ( потаенный сердца человек) человек в сердце» у Богоматери был невероятно красив, «в неистлении кроткаго и молчаливаго духа».[24] Красота ее сияет добродетелью смирения и украшена духовным девством.

 

Сердце ее было целиком и безраздельно отдано Богу; ее ум никогда не отходил от памяти о Нем и о Имени Его; ее любовь к Нему никогда не разделялась ни с какой другой любовью этого мира; Ее воля никогда не уклонялась от Его советов.

Пресвятая Богородица всю жизнь оставалась неуязвимой для греха, потому что сердце Ее горело «изобилием жизни», огнем полноты благодати.

Конечно, как человек Она могла совершать безгрешные ошибки. Но и это было по промыслу Божию, чтобы последующие поколения могли познать новые тайны. Например, когда Пресвятая Дева и Иосиф отправились в путь, возвращаясь из Иерусалима, они подумали, что двенадцатилетний Иисус находится с другими паломниками, идущими с ними, и не заметили Его отсутствия, пока не прошли дневной путь. В великой тоске они искали младенца Иисуса и на третий день нашли Его в храме беседующим с учителями Израиля и истолковывающим Священное Писание.

Однако Бог попустил Пресвятой Владычице совершить эту непорочную «ошибку», чтобы научить нас тому, что мы не найдем Христа среди наших друзей и родственников; когда мы теряем горячо вожделенное ощущение Присутствия Христа, то невозможно найти его нигде, кроме как в Его Доме, в Церкви, где Его Дух осеняет верных.

Дева Мария имела бесконечную любовь к Богу и беспримерное смирение. Более того, она была полностью отдана божественной воле, даже если это повлекло за собой жизнь самораспинания, постоянного самоуничижения, внутреннего мученичества. Она служила Господу Иисусу, своему Сыну и своему Богу, всю свою жизнь самоотверженно и незаметно. Если для того, чтобы сохранить немного благодати, нам приходится подвизаться с великим самоотречением, то тем более Пресвятой Богородице в Своем служении нужно было быть совершенно мертвой для мира и для себя самой, чтобы нести полноту благодати, нести воплощенного Бога в сокровенных частях своего существа, служить Его воле для спасения всего мира.

 

Учитывая это, тень начинает подниматься над парадоксальным стихом: «Живот предобручает смерть(Смерть жизни обручена)». Пресвятая Богородица «умирала ежедневно».[25] Она прошла через животворную смерть всякого своего желания сделать волю Божию единственным законом своего существования. Она прилепилась сердцем своим и ушами своими, слушая Господа. Она лелеяла Его «глаголы вечнаго живота»[26] в своем сердце. Она оставила всякое родство в этой жизни и отказалась от всякого человеческого утешения. Даже у Креста Сына Своего, когда разрывалось Ее материнское нутро, Пресвятая Богородица, как совершенное «подобие Христово», не переставала ходатайствовать о спасении всех, даже и тех, кто убил Христа по причине своей глупости. Смерть, через которую она прошла, превратилась в предвестницу нерушимой жизни.

В одной фразе «Живот предобручает смерть» гимнограф выражает великую тайну. Изобилие жизни предполагает вкус смерти, «полнота самоопустошения предшествует полноте совершенства»,[27] Воскресение предполагает Крест. Добровольная смерть ради заповедей рождает залог вечной жизни и наследие нетленной славы Божией.

 

Дева Мария никогда не согрешала, даже ни в одной мысли. Следовательно, поскольку смерть является «платой за грех», то он не имел над Ней власти.[28] Однако по божественному промыслу Пресвятой Деве было позволено умереть, чтобы явить не только то, что Она полностью приобщилась к человеческой природе, но и то, что Она станет совершенным подражанием Своему Сыну, идущему Его путем до конца. Богородица скончалась, пробыла во гробе три дня и на третий день воскресла из мертвых. Ее «Всесвятая душа» была предана «в непорочные руки Того, Кто воплотился из Нея без семени».[29] Ее несправедливая смерть, по образу несправедливой смерти непорочного и непорочного Христа, стала сверхкосмической победой на уровне вечности и осуждением гибели человечества.

Смерть может быть величайшим, даже самым прекрасным событием жизни, если человек хорошо подготовлен и выполняет определенные условия. Кто уже выработал из этой жизни крепкую и неразрывную связь любви со Христом, Спасителем «всех людей, наипаче верных»[30], тот на крыльях божественной любви возносится в иную жизнь и там, в день Царства, не знающего вечернего конца, он становится причастником возлюбленного Господа «более отчетливо и полно».

 

Обычно мы отмечаем свой день рождения как день нашего прихода в мир и избегаем размышлений о дне нашего ухода. По сути, однако, смерть тех, кто принадлежит Господу, знаменует их рождение в Его вечность. Тогда «будет радость на небесах», «ибо человек рождается в мир [Царства вечного]» от Бога.[31]

 

Успение Пресвятой Богородицы — это Ее Пасха, Ее переход от временной жизни к жизни вечной, Ее переход от «печального к самому приятному, к веселию сердца, к покою и радости».[32]

 

«Лицу твоему помолятся богати людстии», т. еДаже богатые из людей просят благословения от Царицы Небесной.[33] Праздник Богородицы благочестиво празднуют «нищие духом», смиренные, но богатые духовными дарами. Кто единороден Богородице, «братолюбием друг ко другу любезни: честию друг друга больша творяще» [34] «кроткие и смиренные сердцем»,[35] девы умом и духом, преданные божественному Промыслу, даже когда он допускает скорби и испытания в их жизни, будут чтить и благословлять Ее, как подобает .

Среди рожденных на земле праведная Елисавета первой воскликнула слова благодарности Пресвятой Богородице, приняв Ее приветствие. Елизавета воскликнула: «Откуда мне сие, яко прииде Матерь Господа моего ко мне?»[36] Ее пророческое слово стало источником другого пророческого слова, на этот раз от самой Святой Девы, которая в Своем благодарственном гимне возвеличил Господа, признавая свое ничтожество и пророчествоваля: «Се бо отныне, ублажат Мя вси роди».[37]

Но как мы можем почтить и выразить нашу благодарность Нашей Пресвятой Госпоже, мы, последние из христиан, бедные, отбросы всех времен? Как мы можем исполнить Ее пророчество? Как мы можем придавать какое-либо значение гимнам и молитвам, которые мы возносим Ей, когда мы одни или во время наших общих служб в Церкви?

Единственный способ почтить Богородицу — это непоколебимо следовать Ее путем, смиряться и постоянно благодарить за все, «особенно» за «великие дела, которые сотворил в Ней Сильный».[38] Несмотря на свою бедность, наша благодарность станет нашим билетом на вход в чудесный лик «богатых среди людей», армию девственных душ всех возрастов, которые сияют внутренней чистотой и которые «с радостью следуют за ней». .[39]

 

Если бы Бог не засвидетельствовал Своей благодатью силу Ее заступничества во все века, то честь и великолепие, принадлежащие Ей, померкли бы. Но повеления Ангелов, все поколения людей, Церковь и народ Божий исповедуют Пресвятую Деву Богородицей, возвеличивая, благословляя и восхваляя Ее, что проявляется в словах, которые верующие обращаются к Ней каждый день. :

 

«Богородице и Дево, радуйся!

 

Благодатная Мария, Господь с Тобою;

благословенна ты между женами и благословен плод чрева Твоего,

 

яко Спаса родила еси душ нашихъ».

 

Когда мы говорим «Богородица и Дева», мы исповедуем, во-первых, что Она даровала плоть Единому Лицу Святой Троицы, а во-вторых, Свою вечную девственность.

 

«Радуйся Благодатная Мария» — приветствие Архангела, означающее - «достойной благодати».

 

«Благословенна Ты в женахъ и благословен плод чрева Твоего» — это слова женщины, которая среди людей восклицала от радости, дивясь «благодатным словам, исходившим из Ее уст»,[40] говоря: Блаженно чрево, родившее Тебя, и плоды, которые Ты вскормил».[41]

Заключительные слова молитвы, в которых говорится: «Яко Спаса родила еси душ наших», — это слова Церкви, выражающие благодарность народа Божия. В начале творения Господь сказал: «Да будет», - и всё возникло. В начале воссоздания Пресвятая Дева сказала: «Да будет Мне сие по глаголу Твоему», и все творение обновилось.

 

И ныне, все с тем же преклонением перед святой и совершенной волей Божией скажем, по примеру Матери Небесной: «Да будет воля Твоя, Господи, да будет воля Твоя на нас», чтобы мы удостоились нового рождения «не от крови, ни от воли плоти, ни от воли человека, но от Бога»,[42] «свыше»[43] и «богатого входа» в Небесное Царство Отца и Сына, и Святаго Духа. Там Богородица пребывает как Царица одесную престола славы Божией. Отсюда ее нежное милосердие изливается освежающей росой на нашу «мучительно-пылающую» душу[44] и как непобедимый вал она защищает и укрывает всех, кто следует за Ней и стойко идет по уготованному каждому из нас пути ее возлюбленного Сына. . Аминь.

СНОСКИ

[1] Утреня службы Успению Богоматери,  Икос.

[2] Святая Анафора Божественной Литургии.

[3]  1 Тим.  3:16.

[4] См. Прп. Иоанн Дамаскин, ‘ Тосчное изложение православной веры.  Writings, The Fathers of the Church vol. 37, trans. Frederic Chase, Book Three, 12 (56), p. 292.

[5] Рим. 16:25.

[6] См.Бытие. 3:15.

[7] Исайя. 7:14.

[8] свт. Григорий Палама. Гомилия 18 на Воскресение Жен Мироносиц, ‘On the Sunday of the Myrrhbearers’ in The Homilies, (Waymart, PA: Mount Thabor Publishing, 2009), Homily 18, p. 147.

[9] Матф. 28:1.

[10] Small Parakleisis, Canon, Ode 5.

[11] Cf. Gen. 2:7.

[12] Cf. Ps. 14:2; 53:3.

[13] Прп. Иоанн Дамаскин. Гомилия на Рождество Богородицы. ‘An Oration on the Nativity of the Holy Theotokos Mary’ in Wider Than Heaven, Eighth-Century Homilies on the Mother of God, trans. and ed. Mary Cunningham, (Crestwood, New York: St Vladimir’s Seminary Press, 2008), p. 54.

[14] См. Пс. 39:4.

[15] Исайя. 7:14.

[16] Вечерня Воскреснаго дня, стихира на Господи воззвахъ, глас 1.

[17] Утреня праздника Успению Богоматери, канон, Песно 9.

[18] Лука. 6:19.

[19] Евр. 12:29.

[20] Утреня Воскреснаго дня, Антифон 3, Tone 5.

[21] См. Пс. 84:2.

[22] Матф. 25:1-12.

[23] Пс. 44:13.

[24] См.  1 Петр. 3:4.

[25] 1 Кор. 15:31.

[26] Иоан. 6:68.

[27] Aрхимандрит Софроний (Сахаров), Видеть Бога как Он есть. We Shall See Him as He Is, trans. Rosemary Edmonds, (Tolleshunt Knights, Essex: Stavropegic Monastery of St John the Baptist, 2004), p. 53.

[28] Рим. 6:23.

[29] Вечерня праздника Успения Богоматери, Лития, гласъ 5 «Воспо́йте, лю́діе, Ма́тери Бо́га на́шего, воспо́йте: дне́сь бо всесвѣ́тлую ду́шу Свою́ въ пречи́стыя дла́ни, Иже изъ Нея́ Вопло́щшагося безъ сѣ́мене предае́тъ, Его́же и мо́литъ непреста́нно, дарова́ти вселе́ннѣй ми́ръ, и ве́лію ми́лость.».

[30] 1 Tим. 4:10.

[31] Cм. Иоанн 16:21.

[32] Вечерня дня Святаго Духа, 6-я коленопреклоненная молитва

[33] См. Пс. 45:12.

[34] Рим. 12:10.

[35] Mатф. 11:29.

[36] Лука. 1:43.

[37] Лука. 1:48.

[38] Лука:49.

[39] См. Пс. 45:15-16.

[40] Лука. 4:22.

[41] .Лука 11:27.

[42] Иоан 1:13.

[43] Иоан 3:3.

[44] Великий умилительный канон Канон, Песнь 4.

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2023г.



Подписка на новости

Последние обновления

События