Что такое Православие?
Τι είναι Ορθοδοξία;
Старец Ефрем Филофейский (Аризонский)
Γέροντας Εφραίμ Φιλοθεΐτης (†)
Мы являемся православными, а по сути толком и не знаем высоты, глубины, широты Православия. Мы должны ее увидеть ее во всей ее святости.
Что такое Православие? Православие – это истина, правая вера о Боге, о человеке и о мире, как нам ее передал Сам вочеловечившийся Бог в своем превосходном учении, Его святой жизни, и Его искупительной Жертве, как ее в последствии сформулировал богодухновенный разум и сердце апостола Павла, как ее «переживали» ученики любви и все Евангелисты и Апостолы с помощью небесного света Святого Духа, как ее передали нам движимые Святым Духом Отцы Александрии, Константинополя, Каппадокии, Сирии, Палестины, а позднее и Святой Горы Афон.
Все они, начиная от свмч. Поликарпа Смирнского, ученика Апостолов, и вплоть до прп. Никодима Святогорца, который скончался в начале прошедшего столетия (19 столетия), своей мудростью и своей святостью, своей жертвенностью и своей борьбой нам передали наследие правой веры и жизни, богатство православной традиции.
Православие – это некий чудесный синтез догмата и нравственности, созерцания и делания. Православие это по прежнему и то, что официально сформулировали Соборы, эти вселенские благословенные заседания распространенной по всему миру Церкви Христовой. Тогда богоносные Отцы «все составляли науку о душе и в Божественном Духе составляли собрания», приняв решения по величайшим проблемам, которые волновали духовного человека и закладывали основы, фундамент духовной жизни, которая в действительности является духовной культурой.
Православие было запечатлено кровью мучеников всех исторических времен, всей священной армией из миллиона героев и исповедников, мужчин и женщин и детей. Замученные на амфитеатрах Рима и других разных местах, вплоть до лагерей в России, она доказали, что христианство не просто теория, но истина и жизнь, прекраснейший героизм, победа над лютым насилием и вещественной силой, преобладание и царство духа.
В последствии появилось богослужение, которое должно было бы воспеть Православие с помощью превосходной поэзии и своей богодухновенной гимнографией, которая связывает естественное со сверхъестественным, земное с пренебесным, индивидуальное с общественным, близким и глубоким почтением, понятным и таинственным.
Во время каждой Литургии в храме, в атмосфере духовного подъема и священности совершается Жертва Богочеловека, в которой принимают участие все верные. Там также воспеваются и указываются подвиги гигантов веры, этого лика во главе которого находится Богородица Мария. Там в особенности воспевается догмат веры, не только как истина, но и как ответ на устремления людей.
Но и идеал, за который вело борьбу монашество, ничем не отличается от понимания Православия. Согласно специальным исследованиям Православное монашество было ни чем иным как духовным воинством, которое боролось за достижение духовной свободы и за достижение совершенства человека. Его целью было «воспитание, образование души для обновления ума».
Именно в этом непосредственно находится сердце монашеского духа, в этом цель и в этом состоит преуспеяние монашества. Духовные подвиги подвижников это новые олимпийские игры духа. Они ведут человека к философской жизни высшей степени, к обожению. Путь аскетического делания это путь к очищению, непорочности и возвращения к божественному.
Православие нам дало и раскрыло смысл святости, и не только для подвижников, но и всем христианам. Таким образом, оно возвысило нравственность общества. Мы это видим в особенности в социальном восприятии.
Православие это путь всецелого человека к своему Творцу, к обожению. Оно ведет человека к его полному развитию во Христе и для Христа. Православие это не только и не исключительно богословие, но одновременно и истинная психология, подлинный гуманизм и социализм. Это многогранный алмаз, который со всех сторон представляет новые отражения истины. Итак, давайте познавать наше Православие. Не только теоретически. Давайте его ощущать и давайте его жить во всей ее глубине и широте. Только так мы сможем его показывать и делаться достойными его.
Православие во всех отношениях прекрасное, невеста, украшенная кровию Христа, мы недостойные, никогда не откажемся от тебя. Но если даже обстоятельства и требования времени этого потребуют, то сподоби нас за тебя пролить и последнюю каплю нашей крови. Аминь
Из книги: Старец Ефрем, проигумен священной обители Филофей, Искусство святости. (Γέροντος Εφραίμ Προηγουμένου Ι.Μ. Φιλοθέου, Η τέχνη της σωτηρίας.) Έκδ. Ι.Μ. Φιλοθέου, Άγιον Όρος 2005. Ομιλία ΛΒ’. Ορθοδοξία· η βασιλική οδός του Ευαγγελίου, σελ. 468 (αποσπάσματα).
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2021г.