Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Что такое Православие?

Τι είναι Ορθοδοξία;

Старец Ефрем Филофейский (Аризонский)

Γέροντας Εφραίμ Φιλοθεΐτης (†)

 

Мы являемся православными, а по сути толком и не знаем высоты, глубины, широты Православия. Мы должны ее увидеть ее во всей ее святости.

Что такое Православие? Православие – это истина, правая вера о Боге, о человеке и о мире, как нам ее передал Сам вочеловечившийся Бог в своем превосходном учении, Его святой жизни, и Его искупительной Жертве, как ее в последствии сформулировал богодухновенный разум и сердце апостола Павла, как ее «переживали» ученики любви и все Евангелисты и Апостолы с помощью небесного света Святого Духа, как ее передали нам движимые Святым Духом Отцы Александрии, Константинополя, Каппадокии, Сирии, Палестины, а позднее и Святой Горы Афон.

Все они, начиная от свмч. Поликарпа Смирнского, ученика Апостолов, и вплоть до прп. Никодима Святогорца, который скончался в начале прошедшего столетия (19 столетия), своей мудростью и своей святостью, своей жертвенностью и своей борьбой нам передали наследие правой веры и жизни, богатство православной традиции.

Православие – это некий чудесный синтез догмата и нравственности, созерцания и делания. Православие это по прежнему и то,  что официально сформулировали Соборы, эти вселенские благословенные заседания распространенной по всему миру Церкви Христовой.  Тогда богоносные Отцы «все составляли науку о душе и в Божественном Духе составляли собрания», приняв решения по величайшим проблемам, которые волновали духовного человека и закладывали основы, фундамент духовной жизни, которая в действительности является духовной культурой.

 

Православие было запечатлено кровью мучеников всех исторических времен, всей священной армией из миллиона героев и исповедников, мужчин и женщин и детей. Замученные на амфитеатрах Рима и других разных местах, вплоть до лагерей в России, она доказали, что христианство не просто теория, но истина и жизнь, прекраснейший героизм, победа над лютым насилием и вещественной силой, преобладание и царство духа.

В последствии появилось богослужение, которое должно было бы воспеть Православие с помощью превосходной поэзии и своей богодухновенной гимнографией, которая связывает естественное со сверхъестественным, земное с пренебесным, индивидуальное с  общественным, близким и глубоким почтением, понятным и таинственным.

Во время каждой Литургии в храме, в атмосфере духовного подъема и священности совершается Жертва Богочеловека, в которой принимают участие все верные. Там также воспеваются и указываются подвиги гигантов веры, этого лика во главе которого находится Богородица Мария. Там в особенности воспевается догмат веры, не только как истина, но и как ответ на устремления людей.

 

Но и идеал, за который вело борьбу монашество, ничем не отличается от понимания Православия. Согласно специальным исследованиям Православное монашество было ни чем иным как духовным воинством, которое боролось за достижение духовной свободы и за достижение совершенства человека. Его целью было «воспитание, образование души для обновления ума».

Именно в этом непосредственно находится сердце монашеского духа, в этом цель и в этом состоит преуспеяние монашества. Духовные подвиги подвижников это новые олимпийские игры духа. Они ведут человека к философской жизни высшей степени, к обожению. Путь аскетического делания это путь к очищению, непорочности и возвращения к божественному.

Православие нам дало и раскрыло смысл святости, и не только для подвижников, но и всем христианам. Таким образом, оно возвысило нравственность общества. Мы это видим в особенности в социальном восприятии.

 

Православие это путь всецелого человека к своему Творцу, к обожению. Оно ведет человека к его полному развитию во Христе и для Христа. Православие это не только и не исключительно богословие, но одновременно и истинная психология, подлинный гуманизм и социализм. Это многогранный алмаз, который со всех сторон представляет новые отражения истины. Итак, давайте познавать наше Православие. Не только теоретически. Давайте его ощущать и давайте его жить во всей ее глубине и широте. Только так мы сможем его показывать и делаться достойными его.

 

Православие во всех отношениях прекрасное, невеста, украшенная кровию Христа, мы недостойные, никогда не откажемся от тебя. Но если даже обстоятельства и требования времени этого потребуют, то сподоби нас за тебя пролить и последнюю каплю нашей крови. Аминь

 

Из книги: Старец Ефрем, проигумен священной обители Филофей, Искусство святости. (Γέροντος Εφραίμ Προηγουμένου Ι.Μ. Φιλοθέου, Η τέχνη της σωτηρίας.) Έκδ. Ι.Μ. Φιλοθέου, Άγιον Όρος 2005. Ομιλία ΛΒ’. Ορθοδοξία· η βασιλική οδός του Ευαγγελίου, σελ. 468 (αποσπάσματα).

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2021г.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События