ПОСЛАНИЕ ЕГО БОЖЕСТВЕННОГО БЛАЖЕНСТВА ПАТРИАРХА ИЕРУСАЛИМСКОГО ФЕОФИЛА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА 2020
ΜΗΝΥΜΑ ΤΗΣ Α.Θ.Μ. ΤΟΥ ΠΑΤΡΙΑΡΧΟΥ ΙΕΡΟΣΟΛΥΜΩΝ Κ.Κ. ΘΕΟΦΙΛΟΥ ΕΠΙ ΤΟΙΣ ΧΡΙΣΤΟΥΓΕΝΝΟΙΣ 2020
«Отец благоизволи,
Слово плоть бысть,
и Дева роди Бога вочеловечшася;
звезда возвещает, волсви покланяются,
пастырие чудятся, и тварь радуется».
(Стихира праздника Рождества Христова)
Сегодня Церковь празднует торжественно, славословит и благодарит Бога за нисхождение к человеку. Сегодня Церковь проповедует своим членам и возвещает вселенной и всему творению связь и соединение неба с землей, а также встречу Бога с человеком. Сегодня исполняется слово Божие «яко вселюся в них и похожду» (Лев 26: 11 / 2 Кор 6: 16). Сегодня милость Божья превзошла Его справедливость. Сегодня Бог наполнил творение прощением и искуплением. Сегодня Бог «сотвори избавление людем Своим» (Лк 1: 68). Сегодня Бог «во Христе мир примиряя Себе» (2 Кор. 5: 19). Сегодня Бог презирал «лета неведения» (Деян. 17: 30) и греха человека, и посетил его в Своем Единородном Сыне и Слове.
Действуя в высшей степени человеколюбием, Бог благоволил в последние века, чтобы единосущный с Ним и сидящий вместе с Ним на Престоле и Единородный и возлюбленный Сын и Слово Его явился в мире зримо и телесно. По словам Евангелиста любви, «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин 1: 14). Соблаговоляя с Отцом, Сын получил плоть от Святого Духа и Девы Марии. Он получил разумную и одухотворенную плоть и был рожден по плоти от Девы. Таким образом исполнилось пророчество Исаии: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Ис 7: 14 / Мф. 1: 23). Как говорит песнопевец, «Бог становится человеком, чтобы сделать человека Богом». Как говорит выдающийся Отец Церкви Святой Афанасий: «Слово Божие вовочеловечилось, дабы мы обожились, и Он явил Себя во плоти, чтобы мы могли принять понятие об Отце невидимом» (О Воплощении. 54). Как это произошло? Как имело место зачатие без сеяния? Это имело место, потому что, как Ангел возвестил Деве, «раждаемое наречется Сын Божий» (Лк 1: 35), и потому что, как написано, «Бог идеже хощет, побеждается естества чин (порядок природы)». Дева родила Воплощенного Бога, а не обоженного человека, и поэтому возвеличивается как Богородица. Это было сделано таким образом для возрождения и пересоздания всего человечества. Человек был принят Богом во Христе для того, чтобы таким образом человек был бы причастным Божеству, как говорит апостол Петр: «чтобы он стал причастником божественного естества» (2 Пет 1: 4) и «новым творением», согласно апостолу народов (2 Кор. 5: 17 / Гал. 6: 15). Это весьма благолепное изменение человека, т.е. его перетворение из земного человека в небесного, совершается тайным и истинным образом содействием человека, так как воплощенный Христос принял всего человека: «Ты весь принял меня всецело в единении неслитном», – поет Церковь.
Эта небесная и божественная тайна засвидетельствована, что нисходит и совершается в ходе истории человечества. Она раскрывается во время переписи населения при Римском императоре Октавиане Августе по всей вселенной и в месте совсем не меньшем других - Святом Вифлееме. Все творение приглашается принять участие в этой тайне. Небеса яркой звездой ведут издалека мудрых персидских волхвов и царей, исследователей неба, представителей как начало Церковь из народов. Ангелы небесные поют «Слава в вышних Богу, и на земли мир», призывают пастырей, бдящих и возделывающих землю, из близлежащего села пастушков. Волхвы и пастыри вместе приходят, наклоняются в благоговении и поклоняются, предлагая свои дары, потому что они «узнают Вневременного, лежащего в пещере как младенца».
Тот, кто облекся за нас в человеческую плоть, Который стал младенцем во плоти, родился в пещере, был помещен в яслях и одет в пелены, – это Тот, Кто «был лет тридцати» ( Луки 3:23), Которого узнали и в Которого верили как Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого, Назарянина, Богочеловека, в одной ипостаси, в двух естествах, волях и действиях, Иисуса, «яко помаза Его Бог Духом Святым и силою, Иже пройде благодателствуя и исцеляя» (Деян 10: 38). А Он Крестом, Воскресением из мертвых и Своим Вознесением вознес то, что Он принял в воплощении, и посадил его по правую сторону от Отца и обожил его.
Сев по правую сторону от Отца, Христос послал Своим ученикам Утешителя, Духа утешения, Духа просвещения ума и силы сознания. Его дело примирения Бога с человеком, мира, любви, даже к врагам, освящения и прощения грехов, совершается до скончания века Его Телом Церковью, которую «возлюби, и Себе предаде за ню» (Еф. 5: 25), чьей Он является главой. Церковь – это не только свидетельство благотворного воплощенного присутствия Христа на земле, но и продолжатель Его дела. Она принимает человека от начала его жизни и до его смерти. Крещением она делает человека своим членом, облагораживает и украшает его нравы; она противостоит любому насилию; она кормит голодных, освобождает пленников; она оазис источника живой воды в пустыне и одиночестве мира, место молитв за исцеление пациентов с COVID-19 и источник разнообразной помощи тем, кто пострадал от защитных мер против этой болезни.
Иерусалимская Церковь и Святогробское Братство, хранитель Всесвятых мест паломничества, служат этой миссии в местах исторического явления воплощенного Христа, а сегодня, в самом месте Его Рождества по плоти в смиренной богоприявшей пещере, в скромных яслях и в великолепной базилике, построенной византийскими императорами Константином и Юстинианом, она радостно восклицает: «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам». Она молится за мир на Ближнем Востоке, процветании паствы здесь и во всем мире и за возвращение благочестивых паломников, чтобы они могли отпраздновать Митрополию всех праздников вместе с Матерью Церквей на месте, где родился Начальник мира.
В Святом граде Вифлееме, РОЖДЕСТВО 2020/21 года
Пламенный молитвенник ко Господу,
ФЕОФИЛ III
Патриарх Иерусалимский
Ἐν τῇ Ἁγίᾳ Πόλει Βηθλεέμ, ΧΡΙΣΤΟΥΓΕΝΝΑ 2020/21
Διάπυρος πρός Κύριον εὐχέτης,
ΘΕΟΦΙΛΟΣ Γ΄
Πατριάρχης Ἱεροσολύμων