Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Христодулос Василиадис, богослов-музыковед

Χριστόδουλος Βασιλειάδης, Θεολόγος – Μουσικολόγος

 

Святой Иоанн Лествичник

часть 2

Ο άγιος Ιωάννης της Κλίμακος [2ο Μέρος]

Ioannis klimakos

 

Лествица прп. Иоанна была переведена на десять языков и диалектов. И она оказала влияние как на православные страны (Россия, Сербия, Румыния), так даже и на Запад (Франция, Испания), несмотря даже на то, что так называемое западное «богословие» оказалось неспособным постичь православное благовестие, жизнь и опыт.

Начало монашеской жизни состоит в выборе мудрого и добродетельного старца. Но духовный отец  должен выбираться с большим вниманием, чтобы вместо кормчего не выбрать гребца [10].

Как учит прп. Иоанн, жизнь монаха, и в целом для христианина, живущего в миру, должна иметь своим центром Христа [11]: «Безмолвие-исихия это непрерывная служба Богу  и предстояние пред Ним. Пусть память об Иисусе будет соединена с твоим дыханием, и тогда познаешь пользу безмолвия»[12].

Святой Иоанн Лествичник следующим образом различает путь развития страсти. Сначала происходит набег помысла, то есть приходит некая мысль или образ, через чувства. До сего момента нет греха. Если же наше личное желание проявляет стремление к «сочетанию» с помыслом, то тогда имеет место начало греха. Противодействие верующего человека мысли или образу включает в себя три главных избавительных действия. Первое действие - прибегнуть к молитве и просьбе о Божьей помощи. Второе действие - это противоречие злым демонам. Третье и наиболее эффективное действие - это презрение к предложениям демонов [13].

Но следующий этап развития греха - это расположение, то есть согласие души с воображаемой мыслью или образом. Когда идея или образ коренятся в нашей душе, тогда у нас возникает состояние «пленения», а в конечном итоге оно становится страстью [14]. Когда мысль или этот образ становятся страстью, тогда требуется много усилий, чтобы ее вырвать из сердце. Вот почему мы должны бороться со страстью во время ее зарождения, когда она -  это маленький львенок, а не когда он вырастает и становится настоящим львом.

Поэтично и образно говорит прп. Иоанн Синаит: «Начальник демонов, падший люцифер, а начальник страстей гортань и чрево», то есть начальник демонов это люцифер, который отпал от своего ангельского достоинства, а начальник страстей это гортань нашего чрева, то есть многоядение и чревоугодие.

Прп. Иоанн соответственно говорит о покаянии: «Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших» [15], то есть признаком действительного и прилежного покаяния является то, чтобы самих себя считали достойными всех скорбей, которые с нами случаются – видимых (которые происходят из-за разных вещей и. людей) и невидимых (которые с нами происходят из-за демонов и душевных страстей) - и  многих других.

Действительно, думали ли мы, что за то, что мы сейчас переживаем, как нация, то ответственность лежит исключительно на нас? И что должно произойти? Наш ответ дается святым Иоанном Синаитом: Необходимо нам покаяться, изменить образ жизни и мысли. Давайте убежим от массового буржуазного общества и станем личностями и воззрим на обоженных людей. Давайте уйдем от ограниченных рамок нашего «эго» и по-настоящему возлюбим Христа, как Он возлюбил нас, и возлюбим нашего ближнего.

Сноски

[10] Βλ. Φλορόφσκυ, οπ.π., σ. 402.
[11] Βλ. Ξανθοπούλου, οπ.π., σ. 18.
[12] «Ησυχία εστίν αδιάστατος Θεώ λατρεία και παράστασις. Ιησού μνήμη ενωθήτω τη πνοή σου, και τότε γνώσει ησυχίας ωφέλειαν». Ιωάννου Σιναΐτου, Κλίμαξ, Λόγος ΚΖ , 2, κε -κστ .
[13] Βλ. Αχιλλέως Βασ. Πιτσίλκα, Γένεσις και θεραπεία των παθών κατά την διδασκαλίαν του αγίου Ιωάννου της κλίμακος, (διδακτορική διατριβή), Λάρισα 1984, σ. 30.
[14] Φλορόφσκυ, οπ.π., σ. 405.
[15] «Κλίμαξ», Λόγος Ε , Περί μετανοίας, στ. κδ .

http://www.pemptousia.gr/2014/04/o-agios-ioannis-tis-klimakos-2o-meros/

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2018г.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События