Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Серафим Касторийский

Таинство Креста

"Μυστήριον ο Σταυρός"

"Μυστήριον ο Σταυρός"

 

Свт. Григория Палама, наставляя свою благословенную паству в Фессалониках в Третью неделю Великого Поста, неделю Крестопоклонную, как он именуется на нашем церковном языке и совершая последование изнесения Креста Христова, воздавая похвалой друзьям Креста, как Ветхого, так и Нового Завета, оценивает и характеризует его как «великую тайну и во-истину божественную»[1]

 

Первая Тайна Креста

Вместо орудия осуждения Крест представляется как символ победы, триумфа и жизни, он становится победным трофеем и престолом Царя Христа, на котором «самой Его кровью и его собственными перстами красным цветом был подписан приговор о свободе человека от уз смерти и греха» 2. Хотя и до него некое бесчисленное число людей было осуждено на распятие этим орудием, но после распятия Христа Крест становится «Красотой Церкви, раем, древом нетления, непобедимым трофеем христиан, дверью в рай, оружием непреоборимым и демонов противник»3, как его воспевают с необычайным вдохновением  церковные гимнографы.

Вот почему святой Иоанн Златоуст, говоря об этом чудесном изменении Креста, спрашивает: «Как же этот символ смерти стал столь превожделенным и столь важным, почему мы изображаем это знамение на нашем теле, почему мы его носим как прекраснейшее наше украшение?  Если бы сила Распятого не была столь велика, то почему никакое из других чудес из тех, которые совершил тогда Бог не явило столь поразительную Его силу и не принесло изменение миру и спасение ему как только один Крест? Все они были явлены силой Креста, но и все они указали на силу Креста».

 

Вторая тайна Креста

 

Под тенью и свечением Креста и под его благодатными молниями жили жертвенно и в любви, осознавая нынешнюю жизнь как крестную, преподобные отцы, Праведники, Мученики, «добре подвизавшиеся и венцем венчавшиеся». И эта таинственная, неизменная, возрождающая и освящающая сила Креста распространяется на верующих и от него  неустанно изливается поток его умного освящения, как об этом пишет прп. Феодор Студит. «Никого не прогоняет, никого не отвергает по исходящих от него обильных благ, но который подает освящение и даже соделывает чистым, освобождая человека от пятен грязных помыслов, а воссоединяет разрозненное, а расслабленное сердце сосредотачивает, сметенного укрепляет, бесчувственных и черствых умягчает».5

 

Третья Тайна Креста

 

Тайна не может быть объяснима, как превышающая человеческую меру. Тайну, которую мы живем повседневно, ее переживают те, которые идут узким и тернистым путем нынешней жизни «взирая на начальника и совершителя верыИисуса» 6. Тайна Креста. Тайна любви, силы, свободы и жизни. «И только одно имя Креста щедро распространяет освящение» 7, замечает прп. Свт. Григорий Палама. И он далее добавляет: «... Крестом умервщлена смерть и оживлен Адам, им увенчаны Мученики и им достигли высоты святости преподобные.  Крестом мы облеклись во Христа и стряхиваем с себя ветхого человека, одеяние греха. Крестом мы да побеждаем страсти и да свободно последуем по пути жизни вышнего мира. Тот, кто подъемлет на свои рамена Крест, он становится подражателем Христу, и он вместе со Христом освящается и прославляется»8

 

На Крест Христов, мои возлюбленные братья, и мы возлагаем сегодня нашу надежду и всю нашу жизнь, потому что это безопасное прибежище для христиан и сладчайшее утешение для всякой измученной души. Ко Кресту Христа прикасаемся и мы, в наше неспокойное время, кода идет война и унижается человеческая личность, дабы нам устремиться к миру, единству и человечности, поскольку Крест является «орудием мира и согласием между небом и землею» 9. Давайте с радостью и страхом его облобызаем и у него испросим:

 

Чтобы он покрыл его теплых воспевателей,

 

чтобы он спас тех, которые его с верою обнимают и ему поклоняются,

 

чтобы он вел народ по пути православия и мира,

 

для он оградил и защитил иерархов,

чтобы он укрепил Священников10,

чтобы уготовал будущее для священства, поскольку этот период времени является временем и неделей священных устремлений,

и чтобы он покрыл бы мир духом любви Господа нашего Иисуса Христа.

 

Сноски:

 1 Αγίου Θεοδώρου του Στουδίτου, «Λόγος εις την προσκύνησιν του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού», PG 99,693-696

2 Εβρ. 12,2

3 Αγίου Θεοδώρου του Στουδίτου, ο.π. 697D

4 Αυτόθι

5 Αυτόθι

6 Αυτόθι 700Β

7 Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά, Ομιλία ΙΑ’, «Εις τον Τίμιον και Ζωοποιόν Σταυρόν», ΕΠΕ 9,316

8 Δοξαστικό Εσπερινού Κυριακής της Σταυροπροσκυνήσεως

9 Στιχηρό Εσπερινού Κυριακής της Σταυροπροσκυνήσεως

10 Αγίου Ιωάννου του Χρυσοστόμου, «Προς τε Ιουδαίους και Έλληνας απόδειξις…», PG 48,827

imkastorias.gr/index.php/o-mitropolitis/2013-09-10-09-20-52/egkyklioi-eorties/item/2067-mystirion-o-stavros

 

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2017г.

 

[1] «μυστήριον μέγα και όντως θείον»1Αγίου Θεοδώρου του Στουδίτου, «Λόγος εις την προσκύνησιν του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού», PG 99,693-696



Подписка на новости

Последние обновления

События