Митрополит Кифирский Серафим. Торжество Православия
Ο θρίαμβος της Ορθοδοξίας (Μητροπολίτου Κυθήρων Σεραφείμ)
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
Ο ΘΡΙΑΜΒΟΣ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ
Во время сегодняшнего праздника Недели Православия и светлого торжества чествования священных икон мы поем:
«День радостный, и веселия исполненный явися днесь: светлость бо догмат истиннейших блистает, и сияет Церковь Христова украшена возставленьми икон святых ныне, и изображений сияньми, и единомыслие бывает верных Богопочтенное.» (Стихира на хвалитех Утрени недели Православия)
Весьма опасная ересь иконоборчества, которая волновала Святую Церковь на протяжении почти что целого столетия была тягчайшим нечестием против священных икон, догматического учения нашей Церкви и Православного Предания. Поэтому сегодня наша Церковь торжественно и празднично воспевает: «Оружия ныне оскудеша враждебныя ереси, и память ея исчезе с шумом: храм бо Твой Всечистая всеблаголепно зряще, украшенный благодатьми честных икон, радости исполняемся вси.» (Богородичен Ексапостилария воскресной утрени)
В Синодике Православия Святого и Вселенского VII собора исповедуется, возвеличивается и провозглашается святая и непорочная Православная Вера и православно излагается догматическое, а в особенности христологическое учение наше Церкви и православное учение о чести Пресвятой Богородицы, наших Святых и священных икон.
Давайте обратим наше внимание на некоторые из текстов:
«на иконах бо зрим еже о нас Владычняя Страсти: Крест, Гроб, ада умервщляема и пленяема, мученичьская страдания, венца, самое спасенье, еже первый наш страданьем положник и страданьем давец и венечник посреде земли здела. Таковое днесь торжество празднуем, ВТО молитвами и мольбами веселящееся и радующееся псалмы зовем и песньми: Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог наш творяй чудеса един».
Далее провозглашается Вечная память тем, которые «Иже плотское Божия Слова пришествие словом, усты, сердцем и умом, писанием же и образы исповедающих».
Вечная память также провозглашается и тем, которые веруют и проповедуют, то есть богословскими писаниями несут слова Евангелия и описывают вещи-события с помощью изображений, так что каждая из них может внести свой вклад в духовную сокровищницу, проповедуя истину словом или же изображениями-иконами.
Вечная память молитвенно возносится и о тех, «иже словом освящающих устне, таже послушающих слова ведущих и извещающих, яко ради честных икон подобнее освящаются убо очи зрящих, возводится ими ум к богоразумению, яко же и божественных ради храмов и священных сосудов и иным святых возложенных».
Затем в Синодике поминаются святые Патриархов, епископы и других священнослужители и монахи, благословенные цари, которые почитали святые иконы.
Но в этом Синодике Православия предается осуждению страшная ересь иконоборчества, а также и все другие ереси, которые с течением времени появились на духовном горизонте нашей Церкви, все ересиархи и еретики, которые временами потрясали мир церковной христоименитой полноты своими нечестивыми учениями. Все они записаны, внесены в Синодик.
Приведем некоторые отдельные отрывки из Синодика.
«Тех, которые, уничижили Твою божественную славу своими отвратительными злонравиями, тех которые дерзнули восставать своим нечестием против святого образа-иконы оказались дерзкими и трусливыми и лишенными мужества».
Анафеме Синодик предает «тех, которые словом же приемлют воплощенное Домостроительство Бога Слова, однако же отказываются взирать на его изображение на святых иконах, а посему хотя словом его и приемлющих, но на деле отвергающихся нашего спасения» .
Анафема провозглашается и тому сборищу, которое яростно ополчилось против святых икон.
Анафеме предаются и те, которые «принимают то, что Божественное Писание говорит против идолов по отношению к честным иконам Христа Бога нашего и Его Святых».
Анафеме предаются те, которые сознательно вступают в общение с теми, которые наносят оскорблением и бесчестят честные иконы.
Анафеме предаются те, «которые говорят, что христиане поклоняются иконам как богам».
Анафеме предает тех, «которые утверждают, что кто-то еще, кроме Христа Бога нашего, нас избавил от заблуждения поклонения идолам».
Анафеме предаются те «которые не поклоняются Господу нашему Иисусу Христу изображенного на ионе по человеческой природе» и все сообщества еретиков.
Однако Святая наша Церковь вопреки этим и иным еретическим учениям и нечестиям догматствовала, что «честь воздаваемая иконам переходит на первообраз» «соответственно и поклонение им и лобзанием их не служебное, не как Богам, но как образам первообразов», честных изображений-икон Христа, Богоматери и наших Святых.
Небольшой пример для подтверждения того, что нами было сказано в отношении ересей и еретиков мы предлагаем из книги «Благодатные дары и носители благодатных даров». (Χαρίσματα και Χαρισματούχοι. Τόμος Α´, εκδ. Παρακλήτου.)
Авва Иоанн и еретик
Феодор, послушник аввы Иоанна Савваита. Пришел в келью старца вместе с еретиком. Они постучались в дверь и, когда им старец открыл дверь, они положили ему два поклона и попросили его благословить их
-Тебя я благословлю. Но его нет, - ответил авва.
-Благослови и его, - умолял старца Феодор.
-Нет, не благословлю, потому что он еретик, -ответил авва, видя его впервые. Я его благословлю, если он оставит ересь и вернется в Церковь.
Еретик был удивлен дару прозорливости старца и обещал немедленно вернуться в Церковь.
Итак, наше нынешнее послание в Неделю Православия направлено на то. Чтобы мы отвращались и презирали всякую ересь, которая нас отделяет от Христа и нашей Церкви, однако при этом не имея ненависти к еретикам и заблудшим, о которых нам следует горячо молиться, а главным образом посвящать свою жизнь Христу и Святой Его Церкви, и любить их, познавать их осознанно и искренне посредством Богослужения и исследованием, изучением Божественного Писания, дабы мы между нави воздвигали по благодати Божией божественные иконы Христа и им покланялись с чистым сердцем и просвещенным сознанием.
† Ο Κυθήρων Σεραφείμ
+Митрополит Кифирский Серафим
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2016год