Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Архимандрит Афанасий Мителенеос

 

«ОРУЖИЯ НАШЕЙ БРАНИ»

Τα όπλα του αγώνος μας

Слово сказано было в священной обители Комнинской в Ларисе 22 сентября 1996г

Часть 2

 

Итак, внимание предполагает смирение. Потому что гордец считает себя неуязвимым и не способным к падению, незапятнанным и непадшим. Преподобный же Исихий замечает, из которого мы взяли его цитированный нами отрывок, а также возьмем от него и другие положения: «Будь осторожен, дабы в твоем собственном сердце не рождалось никаких помыслов, какие бы они благими не казались бы». Что такое внимание? Анализируя все эти четыре, названные им фактора, что еще это, как не оберегать свое сердце от всех помыслов. Это означает, чтобы его мысль была бы очищена от всякого помысла. И пусть даже если какой ли бы из помыслов кажется благим. Возлюбленный, это "так называемое благо" - как некий лукавый, которым является дьявол - сижу, думаю и говорю: "В самом деле, как же Бог уберег меня от блуда?". Будь осторожен. Я славлю Бога, я благодарю Его. Хороший же помысел, не так ли? Но существуют некоторые случаи, что нет мужчины, если он не умер через год, некоторые случаи, которые произошли с нами, по причине которых мы могли бы попасть в блуд. Это (помыслы, мысли) с нашим благодарением Богу становятся переработкой памяти, и где-то там память лезет-лезет и начинает перекрашивать те соблазны и творит соблазны. Именно поэтому он говорит здесь, правильно, очень правильно, что необходимо  надо хранить помысл:«пусть даже помыл окажется и благим».

 

     Внимание ко внутреннему миру помыслов. Мы должны быть осторожны там. Конечно, мы будем держать глаза в поле зрения. Конечно, мы будем держать ухо востро. Но это абсолютно невозможно. Поскольку мы живем в миру, мы будем и слышать, и видеть. Поэтому «всяцем хранением, - говорит священное Писание, - блюди твое сердце» (Притч. 4, 23). «Со всеми предосторожностями береги свое сердце, свой ум». Будь внимателен. Потому что иначе мы не должны были бы общаться с людьми, ничего от них не слышать, заткнуть уши и завязать глаза повязкой. Разве это возможно? Посмотрим... мы не будем стремиться, нет, когда я пойду к телевизору, я не буду стремиться увидеть нечто, от чего Бог не удержит меня, не удержит меня, а Его любовь не позволит мне упасть в бездну. Теперь эта пропасть имеет разную глубину. Кто может понять, тот понимает. Что я могу получить?

     Итак, что мне следует здесь сделать? Как только я получаю оскорбление, я должен немедленно защитить себя, чтобы оно не сошло в мое сердце, то есть в мой ум. Ничего в нем не взращивать. Потому что придут злые, плохие помыслы и  разрушат крепость моего существования, мою духовность, но также и мое телесное существование.

 

     Сам святой отец, преподобный Исихий, отмечает следующее: «наблюдай за своими многочисленными фантазиями (: Необходимо очень внимательно исследовать свое воображение). Они нападают». «То есть совершают нападки». Мы должны быть осторожны. Он также говорит: «Умоляй — то есть способы защитить себя. «Умоляй о них Господа Иисуса Христа о помощи постоянно в смирении». То есть необходимо постоянно во смирении умолять Господа Иисуса Христа в молитве. Да. «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Он говорит нам и о третьем средстве. «Иметь память смертную в душе неперестанно». Человек, ты умираешь. Не имеет значения, умрешь ли ты через пятьдесят лет. Может быть, даже сегодня. Почему? И молодые люди умирают, и дети умирают как от болезней, так и от несчастных случаев. Человек, ты умираешь… Имеешь ли это в своей мысли? Есть ли у тебя эта память смерти? Священное Писание также говорит: «поминай последняя твоя, и во веки не согрешишь» (Сирах7, 39). «Помни, что ты умрешь и никогда не согрешишь».

 

      Все они, говорит нам святой отец, стоят «словно привратники, стражи» (δίκην πυλωρῶν). «Стражи» — это портье, тот, кто стоит у двери и охраняет дверь. Итак, все это «стражи», это цели, дабы в наш ум, в наше сердце не входили помыслы, фантазии. То есть они им мешают.

 

     Подходим к третьему средству. Противоречию, возражению. Противоречие (Ἀντίρρησις) означает контраргумент, реакцию, точнейший контраргумент. Дьявол, мои дорогие, привык со всеми нами - если присмотримся, то мы в этом убедимся - заводить диалог, как он его начал с Евой. С тех пор, как Ева приняла диалог с дьяволом, с тех пор и люди принимают этот диалог. Такой диалог смертельно опасен. Потому Слово Божие стало Сыном Человеческим, и Он вступил в диалог с дьяволом. Помните, в пустыню дьявол пришел ко Господу и начал с Ним диалог. Потому что он, конечно, видел человека, конечно чрезмерно опытного, но он не мог предположить Вочеловечения Бога. Таким образом, с самого начала необходимо это возражение, этот контраргумент. Мы никогда не должны вести диалог со злом и сатаной. Что Господь сказал сатане? «Отойди от меня, сатана». «Отойди от меня назад», мы скажем это простым греческим языком «уйди». "Исчезни". "Отойди от меня" означает, что я тебя не вижу. Потому что я вижу только то, что передо мной. Что позади меня я не вижу. «Да не вижу тебя». "Исчезни". Смотрите: И он сказал это… как он это сказал? Рассмотрите предложение.

«Отойди от меня, сатана» (Иди за Мною, сатано. – слав.яз. Мф. 4, 10). Он сказал это. «Пожалуйста, пожалуйста, да не вижу тебя!». Поэтому говорит святой Исихий: «Прямо и с гневом воспротиворечь лукавому». Сразу. Не следует откладывать время. Сейчас же. Я не использую следующее изображение. Когда мы играем в волейбол, если мы держим мяч 2-3 секунды, это неправильно. Как только мы получим его, мы отправим его обратно. Ну, сколько времени это займет? Так же, как время в волейболе, когда мы играем, держа мяч. Почти ничего. Мы отправляем все обратно. То же самое. Я должен немедленно. А что говорит святой Исихий? С гневом. С гневом. С негодованием. Василий Великий говорит: «Потому и вложил в нас Бог гнев, но не направлять его против нашего брата, но на сатану и зло».

     Итак, возражение, противоречие с гневом. Только там является оно полезным, допустимым, спасительным но и обязательным. Ева не гневалась на дьявола. Он пошел сказать ей «доброе утро». Это то, что некоторые говорят о еретике, о аморальном человеке. « С добрым утром, — говорит он, — я скажу. Разве доброе утро не от Бога?» Нет. Существует также доброе утро дьявола. Потому что дьявол пришел сказать «доброе утро» первозданным людям. Чтобы создать неожиданную ситуацию. Нет. Я приеду, если буду знать, что меня можно дразнить, а не говорить доброе утро. Не скажите ли вы, мадам, когда вы узнаете, что соседка искушает вашего мужа, не скажите ли вы скажете ей «Доброе утро»? Наоборот. Если ты знаешь, дорогой мой, что сосед искушает и странно смотрит на твою жену, ты разве скажешь ему «доброе утро»? Это не со зла. Но это для защиты. Это по провидению.

Так что возражение очень важно. Оно относится к оборонительному оружию. И мы подходим к последнему, к молитве. Молитва. Да. Это второе наступательное оружие. Очень важное. Из тех, что имеется. Молитва создает убежище от напастей лукавого. Вас преследует дьявол? Творите молитву. Это непобедимое оружие. Человек сразу же имеет Бога своим помощником через молитву. Святой Исихий еще говорит, что: «С молитвою он взывает ко Христу воздыханием и воплем». И тогда он, ведущий брань, «увидит (: он увидит) врага, растворившегося (: враг растворится) или преследуемого поклонением Иисусу Его именем(: преследуемого, бегущего, исчезающего при упоминании поклоняющегося имени Иисуса Христа), как прах от ветра (: как почва, поднятая ветром) или как дым, угасающий после его воображения». Достойно удивления, мои дорогие, что так много наших христиан, я знаю людей, которым я говорю  годами, и они не исправляются, и это меня впечатляет, что они неисправимы. Слишком многие наши христиане, наши христиане, наши исповедующиеся христиане, да, они не используют молитву. Если хотите, даже в обычное время. Утром и вечером. Я удивляюсь. Насколько больше она необходима в чрезвычайной ситуации, когда есть необходимость.

 

     Дорогие мои, мы должны научиться сражаться. Чтоб мы зря не страдали. Давайте учиться боевому искусству. Павел пишет: «Ибо нам не безызвестный его (дьявола) умыслы» (2 Кор. 2, 11). «Мы не безызвестны, — говорит он, — умыслы сатаны, дьявола». «И это потому, что мы имеем, — говорит он сам, —ум Христов». И ум Христа приобретается пребыванием Святого Духа. Другими словами, будьте духовным человеком. Необходимо жить жизнью Святого Духа. Необходимо быть преображенным. «Преобразуйтесь обновлением, — как говорит Павел, — ума вашего» (Рим. 12, 2). Обновление ума. Другими словами, обновление вашего менталитета. Приобрести иной менталитет «чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная— говорит он в своем послании к Римлянам. (Рим. 12, 2) По словам Павла, нам нужна наша неорганизованность, которая так проста в наше время, наша организованность. Чтобы нам не войти в мировоззрение, не войти в образ мира, сообразовываться с ним, стать с ним единым целым. «И не сообразуйтесь с веком сим» — говорит апостол Павел. Когда таким образом мы будем иметь в себе пребывающего Святого Духа, тогда с легкостью, да, с достаточной легкостью мы сможем научиться сражаться. Нам необходимо сражаться со смирением, предельным вниманием, возражением-противоречием и молитвой. С оружием слева и справа, на что Дух Святой указывает нам через перо Павла.

 

ВО СЛАВУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ БОГА

и с безмерной благодарностью нашему духовному наставнику

блаженной памяти архимандриту Афанасию Мителенеосу.

https://tasthyras.wordpress.com/2022/10/01/ τα-όπλα-του-αγώνος-μας/#/#more-58158

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.



Подписка на новости

Последние обновления

События