Иоанн Фундулис
Почетный профессор Богословского факультета Фессалоникского университета
ДУХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
Часть 3
ΤΟ ΠΝΕΥΜΑ ΤΗΣ ΘΕΙΑΣ ΛΑΤΡΕΙΑΣ [Γ´]
ΙΩ. Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ
(«ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΠΑΡΟΥΣΙΑ»
τριμηνιαῖον θεολογικὸν περιοδικόν
τοῦ Κέντρου Ὀρθοδ. Θεολογικῶν Σπουδῶν
«Ἡ τοῦ Θεοῦ Σοφία»,
τόμ. Α´ τεῦχ. 1&2/ 1964, σελ. 78-91)
Б) Аскетический характер богослужения.
Ὁ ἀσκητικὸς χαρακτὴρ τῆς θείας λατρείας.
Другой характер богослужения, аскетический, очевиден в связи со сверхъестественным его характером и в причинной связи с ним. Если первый характер богослужения является преимущественно порождением апостольской эпохи, то это прежде всего связано с влиянием на нее монашеского духа. Новое жительство монахов всегда стремилось к удалению от мира ради достижения того, к чему человек был в высшей степени призван, — совершенства. Были ли ангелы высшими разумными существами? Монахи тоже должны были подражать им. Было ли поклонение Богу, богослужение работой ангелов? По необходимости оно также было бы главной заботой монахов.
Таким образом, монашеский литургический образец постоянными усилиями и вкладом опыта многих монашеских поколений приобрел такое совершенство внешних форм и такую точность догматов, что отступление от него мирского литургического типика стало неизбежным. В Византии эту подмену распространило иконоборчество. Имея только этот след прохождения мирского типика, они были сохранены в определенное время в определенных местах. Монахи подарили христианскому миру самое благородное, что они создали на протяжении веков.
Поэтому богослужение носило ярко выраженный аскетический и монашеский характер. Возложение на себя Креста Господня и следование за ним[1], избрание благой части Марии[2], умерщвление страстей и подавление вожделений плоти, неуклонная тяга е к созерцанию сверхъестественного и напрасному «несению временных невзгод» [3] пропитывают весь план церковной поэзии и гимнографии. Многие богослужебные последования явным образом указывают на монахов. «Монахов множество»[4], «Иже поживе в пустынях и горах и пещерах, соединишася вкупе»[5], «Пустынным житием блаженство суть»[6]. Календарь изобилует воспоминаниями о подвижниках и святых, которые представлены с помощью гимнографии как образцы для подражания и подчеркивания добродетели и точности в житии. Появление честного Предтечи Иоанна, бездомного, безбрачного, странствующего, нищего, подвижника, облеченного в верблюжий волос, и питающегося акридами и диким медом, крылатого и ангела в пример всем людям и поставление его образа на иконостас перед Господом, о чем еще он свидетельствует как не или о царстве чистого монашеского благоговения? Это также относится к образу Девы Марии, девы, чистой и безмужней, как примеру для всех женщин. Те, которые сильно напрягают тело длительным пощением, и которые срываются по полгода и до года, а может быть, и больше, есть не что иное, как перенесение монашеских литургических обычаев на Церковь в мире. Предпочтение в храме стоячему положению было вызвано необъяснимой необходимостью отсутствия сидений или привычкой монахов не сидеть и в этом подражать ангелам, стоящим перед престолом Божиим, или стремлением приложить больше усилий к славословию Бога вялым телом?
Не лишено смысла сравнивать две последовательности византийского литургического типа. Брака, с одной стороны, и монашеского пострига, с другой. Первый, после последовательности женихов, едва занимает десять страниц. Его не украшает ни одно стихотворение. По общему признанию, большинство молитв исполнены вдохновения, полны благословений и высоких смыслов. Брак, говоря библейским языком, есть образ взаимоотношений Христа и Церкви, «таинство сие великое, но я говорю Христе и Церкви»[7]. Однако к двоебрачию это не относится. «Сей не венчается, но сподобится причащаться святых таинств через два года, а вступающий в третий брак спустя пять лет»[8]. А в требнике молодожены отдают себя на милость Бога, «Всемилостиваго... прощающего грехи наши и беззакония наши и ведущаго немощи естества»[9]. Им нужно «обращение мытарево, блудницы слезы, разбойниче исповедание»[10]. И правильно, ибо не выдержали «зноя и тяготы дневные, и плотскаго ражжения»[11], которые мужественно переносили иноки «от первого часа»[12]. Сравним его с монашеским постригом, «вторым Крещением»[13]. Монашеский постриг не только занимает вдвое больше места в Евхологионе, но и отличается избранным и совершенным содержанием. Оглашение, молитвы и соответствующие песнопения, гимнография являются шедеврами. Здесь «паства избранных» [14], «ангельское житие» [15], «благое и блаженное дело» [16].
Продолжение следует….
Источник: https://christianvivliografia.wordpress.com/2011/07/12/τὸ-πνεῦμα-τῆς-θ῎λατρείας-γ´/
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2023г.
СНОСКИ
[1] Μатф.16´ 24.
[2] Λука. 10, 42.
[3] Παρακλητική, ἦχος πλ. β’, Κανὼν Σαββάτου β´, ᾠδὴ γ´, τροπ. γ´.
[4] Стихира «Славы» стихир на стиховнах вечерни в день памяти прп. Саввы Отсвященного (5 декабряυ) и др.
[5] Τριώδιον, Παρασκευὴ πρὸ τῶν Βαΐων, Κανὼν β´, ᾠδὴ θ´, τροπ. ε´.
[6] Ἀναβαθμοὶ Ὀκτωήχου, ἦχος πλ. α´, ἀντίφωνον α´, τροπ. β´.
[7] Ἐфес. 5, 32.
[8] Κεφάλαιον Νικηφόρου πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως τοῦ Ὀμολογητοῦ ἐν τῷ Εὐχολογίῳ.
[9] Последование о Двоебрачных, Молитва 1-я Ἀκολουθία εἰς δίγαμον, Εὐχὴ α´.
[10] Там же.
[11] Последование о Двоебрачных, Молитва 2-я Ἀκολουθία εἰς δίγαμον, Εὐχὴ β´.
[12] См. Μатф. 20, 12
[13] Последование пострига в Великую схиму. Ἀκολουθία τοῦ μεγάλου σχήματος, Κατήχησις.
[14] Последование пострига в рясофор, молива 1 Ἀκολουθία εἰς ἀρχάριον ρασοφοροῦντα, Εὐχὴ α´.
[15] Там же, молитва 2-я Ἀκολουθία εἰς ἀρχάριον ρασοφοροῦντα, Εὐχὴ β´.
[16] Последование пострига в малую схиму, ОглашениеἈκολουθία τοῦ μικροῦ σχήματος, Κατήχησις.