Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Панайотис Скалцис, профессор, заведующий кафедры богословия Фессалоникского университета им. Аристотеля.

Индикт в церковной традиции

Η Ίνδικτος στην εκκλησιαστική παράδοση

 

Часть 2

1 сентября (14 сентября по новому стилю). Начало индикта

 

Римляне, например, по словам святого Фотия, они «в начале каждого своего года — и особенно в течение месяца сентября — совершали особую жертву и церемонию, чтя и умилостивляя богов, которым они поклоняются»[12]. Примирительный, мирный характер еврейских праздников отмечался и в их седьмой месяц (Tisri), например Умилостивления (Εξιλασμού - Kipurim)[13] и Скинии (Σκηνοπηγία)[14] в сочетании со вторым урожаем «плодов, прорастающих в колосе»[15] типологически и исторически повлияли на формирование праздника Индикта в сентябре месяце, период во время которого, как пишет св. Никодим Святогорец, бывает осеннее равноденствие, а день и время года такие же, как и в предыдущем году. Его вспахивают, и начинают идти дожди, «чтобы они могли смягчить ставшей жесткой почву. И тем самым сделать ее пригодной для более хорошего возделования, и чтобы собрать и затем быть усердным в благовоспитанности, и для того, чтобы кормить из оставленных семян» [16].

Не исключается также указание на то, что Церковь получила праздник «от древних» («από των αρχαίων»), при этом указывается на связь Индикта с событием возвращения Иисуса в Назарет после искушений в пустыне, куда «вниде, по обычаю Своему, в день субботный, в сонмище и воста чести»[17].

Соответствующее чтение взято из пророка Исайи. Оно относится к искупительному делу Христа и Его объявлению о начале нового периода, в котором «исполняется воля Божия о спасении людей Мессией»[18]. В традиции Синаксарей это событие интерпретировалось как благословение Христом времени и рассматривалось как начало нового праздника, который Сам Господь дал Церкви; С тех пор как Христос Бог наш восхотел благословить начало года, более того все время, Который сотворил его, будучи Сам сый прежде веков, вошел в синагогу иудеев и ему подали книгу пророка Исайи. И Он открыл ее, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; егоже ради помаза Мя благовестити нищим, послати Мя исцелити сокрушенныя сердцем: проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение: отпустити сокрушенныя во отраду; Проповедати лето Господне приятно» (Ис. 61, 1-2). И, передав книгу слуге, Он сел. С тех пор нам христианам дарован этом святый праздник и, усердно празднуя его, благодарим его» [19].

 

Такой же подход встречается и в Синаксарии Константинополя (X в.), где добавлен элемент связи Индикта и «года» уплаты налогов с инцидентом переписи всего мира Августом Цезарем[20]. Безусловно, именно в этот период, когда все должны были зарегистрироваться в государственных налоговых списках-каталогах, родился Христос[21], событие, изменившее ход истории и ознаменовавшее начало спасения человека, нового творения[22] и освящение всех «такое распоряжение было сделано Августом Цезарем, Он, будучи царем, с самого начала призывает записать всю вселенную, создавая непременно распоряжение о годе для сбора налогов для всех ему подчиняющихся. Посему Церковь приняла это как благочестивейший обычай по преданию, как о переписи имевшей таким образом связь с вочеловечением и Господом, празднует ее первый, через него освящая вся и благословляя. Потому что в сей день Господь входя в синагогу иудев и взял книгу пророка Исайи, развернув ее также: «Дух Господень на Мне; егоже ради помаза Мя благовестити нищим, проповедати лето благоприятно Господне». (Ис. 61.1-2). С тех пор этот день получил Творец всего, Сый вечно и благословящий вселенную и непрестанно, он празднуется всеми церквами в Его славу»[23].

[продолжение следуетι]

СНОСКИ

[12]Свт. Фотий, патриарх Константинопольский,  Φωτίου Πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως, ο.π., PG 101, 737C.

[13] Λευιτ. 16, 23-31∙ 23, 26-32.

[14] Λевит. 23, 33-43∙ Числа 19. 29, 12-40∙ Судьи 21, 19-21∙ Неемия 8, 13-18.

[15] Θεοφάνους του επίκλην Κεραμέως Αρχιεπισκόπου Ταυρομενίου της Σικελίας, Ομιλία Α . Εις την αρχήν της Ινδίκτου, ήτοι του νέου έτους, PG 132, 112A. Πρβλ. Λευΐτ. 23,39.

[16] Συναξαριστής των δώδεκα μηνών του ενιαυτού, τομ. Α’, εκδ. «Δόμος», σσ.3-4, σχ.1.

[17] Λука. 4, 16. «εισήλθε κατά το ειωθός αυτώ εν ημέρα των σαββάτων εις την συναγωγήν και ανέστη αναγνώναι»

[18] Π.Ν. Τρεμπέλα, Υπόμνημα εις το κατά Λουκάν Ευαγγέλιον, Αδελφότης Θεολόγων «ο Σωτήρ», Αθήναι 21972, σσ. 159-160.

[19] Βασιλειανό Μηνολόγιο, PG 117, 21 B. Βλ. και Ν. Nilles, Kalendarium Manuale utrisque Ecclesiae Orientalis et Occidentalis, vol. I, Gregg International Publishers Limited England 1971, σ.266.

[20] Λука. 2, 1.

[21] Λука. 2, 1-20. См. и Π. Ν. Τρεμπέλα, ο.π., σσ. 83-98.

[22] 2 Кор. 5, 17.

[23] H. Delehaye, εκδ. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae, Bruxelis 1902, στ. 1-2.

©перевод выполнен интренет-содружеством «Правславный Апологет»2022г.

https://www.pemptousia.gr/2017/09/i-indiktos-stin-ekklisiastiki-paradosi/



Подписка на новости

Последние обновления

События