Толкование Божественной литургии
Высшее Таинство Церкви
Ερμηνευτική στη Θεία Λειτουργία
Η κορυφαία Μύηση τής Εκκλησίας
Преосвященнеший Митрополит Писидийский Сотириос
Σεβ. Μητροπ. Πισιδίας Σωτηρίου
Беседа 28.
Исполним молитву…
Πληρωτικά
В нашей предыдущей Беседе мы попытались объяснить простыми словами, что происходит и говорится во время Великого Входа Святых Даров, совершающегося особой процессией от святого Жертвенника к святому Престолу. Теперь, как видно из всего, приближается время освящения Святых Даров. Вот почему Церковь еще раз предлагает прихожанам «исполнить», то есть довершить ряд своих молитв.
В начале Божественной литургии мы говорили о ряде прошений, которые начинаются словами «Миром Господу помолимся», поэтому и называем их «Мирными». После чтений Священного Писания на Божественной литургии мы говорили о втором ряде прошений, который мы называем «Просительные ектеньи», потому что они включают в себя десять прошений (с чтением особых молитв-пожеланий); они начинается с « Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего...».
Третий ряд молений это тот, с которыми диакон предлагает нам сейчас обратиться к Богу, потому что он начинается со слова «Исполним» (т.е. наполним, добавим, окончательно завершим), мы называем их: Πληρωτικά. То есть диакон как бы увещевает нас: Прежде чем мы приступим к святой Анафоре (Возношению), совершим до полного конца наши просьбы.
А первое прошение приносится о предложенных дарах «О предложенных честных дарех Господу помолимся», дабы они были бы приняты Господом, чтобы на нас снизошла Его Божественная благодать.
Второе «О святем храме сем с верою, благоговением и страхом Божиим входящихь вонь…», ибо в это время собирается Церковь совершением таинства Евхаристии.
Третье «Да избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды …», ибо Церковь неравнодушна к повседневной жизни человека. Все мы сталкиваемся с множеством проблем и невозможно избежать в нашей жизни неприятных ситуаций. Но когда верующий входит в святой Дом Божий, по Его благодати, поскольку он живет в общении с Богом, то он пребывает в состоянии духовного подъеме и, таким образом, может лучше справляться со своими повседневными проблемами.
После этих трех прошений, которые также известны из Мирной ектеньи, начинается новый ряд прошений. Если обратить внимание на содержание этих просьб, то все теперь ограничивается духовными потребностями души каждого из нас:
«Дне всего совершенна, свята, мирна и безрешна…»
Каждый день и весь день, Боже наш, да будем мы его проходить совершенным образом нашего жития , поскольку Твоя воля состоит в том, чтобы мы стали совершенными (Мф. 5:48)
«Весь день …свято». Чтобы весь день мы проводили свято, постоянно помня о том, что Бог все видит.
«Весь день…мирен..."
Где внутренний мир и мир в сердце, которое жаждет мира, там пребывает Начальник Мира, Богочеловек Господь. Поэтому мы нуждаемся в прошении о том, чтобы Господь подавал нам Свой мир каждый день в нашей жизни.
«День весь… безгрешен…»
Истинно то, что там, где есть совершенство, грех туда не проникает, туда где есть святость, там грех ускользает, как растворяется тьма, когда появляется свет. Но поскольку грех, безгрешность, являются исключительным свойством Божиим, Он хочет помочь нам в том, чтобы мы всегда считали грех ненавистным и избегать его, где бы он ни был.
На вышеприведенное прошение «День весь...», а также на последующие прошения, люди отвечают «Подай Господи», что означает - даруй, дай нам то, что мы просим у Тебя, Господи. Этим смиренным молением люди чувствуют, как важно то, о чем они просят, и в то же время они ощущают, что своими силами невозможно получить эти божественные дары, необходимые для исполнения земного предназначения человека.
Кратко рассмотрим следующие прошения «Исполнительной ектении».
«Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших…». Все мы знаем, что Бог назначил Ангела-хранителя и путеводителя для каждого человека (см. Псалом 3:11). Ангел охраняет нас от нападений лукавого и оберегает нашу душу и тело. Вот почему его постоянное присутствие с нами совершенно необходимо днем и ночью. Для этого мы просим Господа всегда обеспечивать присутствие Ангела в нашей жизни.
«Прощение и оставление наших грехов и прегрешений…».
С этим прошением мы просим Господа снисходительно судить наши преступления. И за наши грехи, которые мы совершили добровольно, или в состоянии неосторожности, или искушения, и которых мы не могли избежать, Он да простит их и освободит нас от всякой вины. Да, Господи, Тебя умоляем, не переставай давать нам «прощение и оставление грехов и прегрешений наших ...»
«Добрых и полезных душам нашим и мира мирови…»[1]
Если человек не ведется Святым Духом, то невозможно различить, что есть благо и полезное для нашего тела, а тем более для его души. Именно поэтому Церковь приходит этой просьбой, чтобы напомнить верующим, что только Господь знает, что полезно для души каждого. Поэтому для нашей духовной жизни будет полезно, чтобы мы с полным доверием ко Господу предоставляли Ему возможность избирать то, что полезно и благо для души. Как было бы нам приятно, если бы мы могли искренне сказать: «Мой Господь, не делай того, что я хочу, но дай мне то, что, как ты знаешь, представляет для мой души пользу.
«Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати...».
В этом прошении мы просим Господа о мире и покаянии, двух вопросах, которые абсолютно необходимы для нашего участия в Божественной литургии, но и для всей нашей жизни.
«Христианския кончины живота нашего, безоблезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшном Судищи Христове, просим».
С этой просьбой мы просим Господа подать нам благой конец, мирный конец, чтобы мы смогли принести добрый ответ перед Судом Христа. Ответ, что мы проявили заботу о сохранении мира.
После этого прошения мы повторяем последние прошения «Мирной ектеньи»: «Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу, со всеми святыми помянувшее, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим» .
Аминь.
http://oodegr.com/oode/biblia/8_leitoyrgia/28.htm
©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2022г.
[1] «Τα καλά και συμφέροντα ταις ψυχαίς ημών και ειρήνην τω κόσμω...», то есть мира для мира сего