Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

9 марта 2019

Св. прп. Никодим Святогорец: «Вселенский — только Христос»

 

СВ. ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ:

«ВСЕЛЕНСКИЙ — ТОЛЬКО ХРИСТОС»

ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ Ο ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ:

«ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΟΣ ΜΟΝΟΝ Ο ΧΡΙΣΤΟΣ»

Автор: Георгий Трамбулис, богослов

Γράφει ο κ. Γεώργιος Τραμπούλης, θεολόγος

 

Большинство Православных Церквей требуют созыва Православного Собора

Попытка продвижения и навязывания всей Православной Церкви гегемонистских устремлений и претензий со стороны Константинопольского Патриархата и, в частности, Патриарха Варфоломея, путем передачи «Томоса об автокефалии» раскольнической Церкви Украины столкнулась со справедливым противодействием со стороны большинства Православных Церквей, поскольку в основе уклада Церкви лежит принцип соборности и равенства всех Поместных Православных Церквей.

Так, через три месяца после объявления об антиканоническом учреждении этой раскольнической Церкви, ни одна Православная Церковь не признала ее законность, что подрывает авторитет и нарушает планы Константинопольского Патриарха.

После официальных заявлений Патриарха Антиохийского Иоанна и митрополита Варшавского и всея Польши Саввы, которые в интервью и в письмах к Патриарху Варфоломею сообщили о своем отказе признать раскольническую Церковь Украины, Кипрская Церковь и Румынская Церковь своим синодальным решением также объявили, что, если вопрос не будет решён в разумные сроки, то Константинопольский Патриархат должен будет приступить к созыву Всеправославного Собора. Конечно, необходимо отметить, что на этом Всеправославном Соборе должны будут присутствовать тысячи православных епископов со всего мира. В деяниях Собора должны будут принять участие триста грекоязычных и семьсот славяноязычных и арабоязычных епископов; при этом, каждый должен иметь право голосовать, выступать и высказывать своё мнение, а не так, как это было на Критском соборе, где право голоса имели только Предстоятели 14-ти Православных Церквей. Только в таком случае церковные и внецерковные центры не смогут контролировать и манипулировать решениями Собора.

Сербская Церковь выступает исключительно за соблюдение священных канонов

Патриарх Сербский Ириней в интервью сербской газете «Politika» на вопрос журналиста об украинской проблеме подчеркнул, что не поддерживает ни Фанар, ни Московский Патриархат, а выступает исключительно за соблюдение и уважение священных канонов.

Это именно то, что православная пресса постоянно подчеркивала с момента возникновения украинской проблемы. Сербский первоиерарх, среди прочего, подчеркнул в своем интервью следующее:

«Я считаю необходимым повторить, что мы не выступаем ни против греков, ни против русских, также как ни за греков, ни за русских. Сербская Церковь выступает исключительно за уважение священных законов и установленного на протяжении веков порядка, регулируемого этими законами и правилами. Это означает, что мы поддерживаем и тех, и других.

Конечно, мы поддерживаем русских и Русскую Православную Церковь – наших единокровных братьев, которые на протяжении веков помогают нам в сложных ситуациях. Но, конечно же, мы поддерживаем и Константинопольский Патриархат, нашу Матерь-Церковь, которая восемь веков назад предоставила нам независимость, и с того момента мы равноправны со всеми другими, мы – такая же независимая автокефальная Церковь, как и все остальные. Патриарх нашей Матери-Церкви является первым среди всех равных. Я уверен, что ни Сербская Православная Церковь, ни другие Православные Церкви не примут появление «Православного Папы». Если бы они его приняли, то перестали бы быть православными.

Сербская Церковь не признавала и не признает законной легализацию раскола на Украине, и в особенности не примет подобные претензии, если они будут касаться её канонической территории. То, что Константинополь совершил в Киеве, матери городов русских, с точки зрения Сербской Церкви является недействительным. На Украине есть своя Церковь с законным Предстоятелем, митрополитом Онуфрием. Других мы не знаем и не желаем знать.

Фанару известно, что Сербской Православной Церкви подчиняется автономная Архиепископия Охридская со своим Предстоятелем архиепископом Иоанном. С точки зрения канонов, возможности спасения и совершения Святых таинств это ни у кого не вызывает вопросов. Кем бы ни был человек: серб, македонец, северный македонец, болгарин, цыган, грек – все могут приступить к Чаше спасения. Вот почему я не вижу никакой возможности оправдать вторжение на каноническую территорию Сербской Церкви, которое стало бы псевдодуховной версией «Милосердного ангела» НАТО (примеч.: название операции Северо-Атлантического альянса против Югославии в 1999 г.). Этими заявлениями Сербский Патриарх Ириней подчеркивает, что одним из непосредственных приоритетов Фанара является предоставление автокефалии раскольнической Церкви Скопье.

Патриарх Варфоломей: созыв Всеправославного Собора бесполезен

В предыдущем выпуске газеты «Ортодоксос типос» в аналитической статье г-на Панайотиса Тракадаса был поднят следующий вопрос: «Поскольку Константинополь отказывается (приступить к процедуре созыва Всеправославного Собора)», кто будет его созывать? Пусть ответят трепещущие от страха перед Константинополем Предстоятели!» На официальном сайте Московского Патриархата 1‑го марта был опубликован текст, содержащий ответ Патриарха Варфоломея на обращение Патриарха Антиохийского, сделанное в начале этого года, в котором он призывал к диалогу касательно ситуации, сложившейся в Украинской Церкви, при участии всех Православных Предстоятелей. Делая оговорку, что греческий текст не был предоставлен широкой общественности, Патриарх Варфоломей в своем ответе Патриарху Иоанну подчеркнул следующее:

«В ответ вам мы объявляем, что после отсутствия без причины четырех Православных Церквей, которые отказались присутствовать на Святом и Великом Соборе, чему нет оправданий (и среди них была и ваша древняя Церковь), Вселенский Патриархат имеет вескую причину избегать такой встречи всеправославного уровня, которая будет бесполезна, поскольку приведет только к соглашению о том, что участники не согласны друг с другом.

Великая Церковь Христова, с любовью и самопожертвованием, без корысти и давления, имея единственной целью объединение украинского народа, а также прекращение раскола и разделения миллионов верующих, следуя церковной традиции и канонам, вернула их обратно в объятия канонической Церкви, чему предшествовало их несправедливое отторжение от нее...».

Как долго продлится беспорядок и разделение в Православной Церкви?

В связи с ответом Патриарха Варфоломея возникают важные вопросы. Неужели Фанар руководствуется одними священными канонами, когда признает и утверждает автокефалию раскольников, а остальные Православные Церкви – какими-то другими, когда «выступают исключительно за соблюдение священных канонов и установленного веками порядка» и на основании этих, «иных» канонов не утверждают автокефалию (как подчеркивает Сербский Патриарх в своем интервью)? До каких пор будет длиться беспорядок и разделение в Православной Церкви, если Константинопольский Патриарх не ставит вопрос о созыве Всеправославного Собора, а у остальных Предстоятелей нет соответствующих полномочий и власти, чтобы созвать такой Собор? И это происходит тогда, когда разногласие имеет также и политическое измерение, поскольку Патриарх Ириней косвенно подразумевает, что Фанаром манипулирует Америка и ее политическая элита: в своем заявлении он говорит, что, если Фанар узаконит раскольническую церковь Скопье, «это станет псевдодуховной версией «Милосердного ангела» НАТО».

Грубое вмешательство украинской государственной власти в церковную жизнь Поместной Церкви

И хотя до настоящего времени ни одна Православная Церковь не признала законность раскольнической церкви, а Патриарх Варфоломей заявляет, что его решение преследовало единственную цель – объединение украинского народа, на сайте Русской Православной Церкви по украинскому вопросу отмечается, что особую озабоченность вызывает грубое вмешательство государственной власти Украины в церковную жизнь поместной Церкви. В публикации сказано, что «Парламент Украины принял голосованием и ввел в действие дискриминационные законы с целью отторжения от Украинской Православной Церкви ее названия и легализации практики захвата святых храмов и монастырей. Нарушаются также и другие права верующих канонической Церкви: ее духовенство лишено возможности надлежащим образом вести пастырское служение среди военных, сотрудников правоохранительных органов и заключенных.

Высказываются угрозы относительно того, что Украинская Православная Церковь будет лишена ее величайших монастырей и исторических святынь, а именно Киево-Печерской лавры и Почаевской лавры. В большинстве случаев конфискация храмов религиозными общинами осуществляется вопреки решениям общин этих храмов оставаться в канонической Церкви.

Совершаемое беззаконие привело к волне насилия против духовенства и верующих Украинской Православной Церкви. Несмотря на заявления руководства Украины и Константинопольского Патриархата о мирном характере так называемого «объединения украинского Православия», десятки святых храмов были захвачены с участием военизированных формирований, с многочисленными случаями избиения священнослужителей и верующих канонической Церкви, которые пытались защитить свои святыни».

Архиепископия православных русских приходов в Западной Европе под юрисдикцией Московского Патриархата

Решение Константинопольской Патриархии предоставить автокефалию раскольникам несет с собой прямые последствия и для русской диаспоры Западной Европы. 27 ноября 2018 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение отменить действие Томоса 1999 года, которым утверждалось пастырское попечение и управление православными русскими приходами в Западной Европе (Русский экзархат) с центром в Париже. Целью отмены Томоса было включение этих приходов в местные митрополии Константинопольского Патриархата. За принятием данного решения вполне логично последовало общее собрание Архиепископии православных русских приходов, где ряд участников, согласно данным, выложенным на сайте Orthodoxia.info, выступили с предложением о переходе Архиепископии в подчинение Московского Патриархата. В итоге, большинство участвующих (191 против 15) проголосовали за сохранение Архиепископии как отдельной Церкви. Как говорится в источнике, окончательное решение о юрисдикции на международном уровне будет принято на следующем заседании, в июне месяце. Следует отметить, что Свято-Сергиевский Православный Богословский Институт в Париже выразил свою солидарность с данным решением, как сообщает orthodoxie.com от 29 января.

Согласно данным парижской Архиепископии, экзархат состоит из 65 приходов, 32 общин, 2 монастырей, 7 скитов, а духовенство насчитывает более 100 священников и 30 диаконов.

Св. прп. Никодим Святогорец: «Вселенский — только Христос»

Святой Никодим Святогорец в своем толковании на 28-е Правило Четвертого Вселенского Собора в примечаниях относительно титула «Вселенский» отмечает, что «никогда не назывался «Вселенским» ни Патриарх Константинопольский, ни Римский, ни какой-либо другой, кроме одного только Христа, Который есть всей Вселенной истинный Патриарх, Ему же дана всякая власть на небеси и на земли».

Следует подчеркнуть, что никакими деяниями Церкви на протяжении Ее истории Константинопольский Патриархат не признавался как первопрестольная Церковь в Православии, которая бы несла основную ответственность и выполняла миссию по сохранению единства Поместных Церквей и точности веры. Отцы Церкви совершенно ясно говорят об этом, а в особенности – святитель Иоанн Златоуст, который подчеркивает, что центром единства Церкви является Христос, как единый Глава Церкви, а не какая-то Поместная Церковь, поскольку Бог Отец «во Христе по плоти положил одну Главу для всех». Также, как отмечают Отцы Церкви, сила единения членов Церкви проистекает главным образом из общей догматической веры членов Церкви, где Святой Дух «соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святого Духа».

Святой Никодим Святогорец в том же примечании пишет, что «Собор называется Вселенским, потому что под его управлением находится большая часть вселенной, и потому что он проявил усердие и заботу о сохранении веры, а также соборных и отеческих традиций…». Однако, что это за усердие и забота, если Фанар нарушает священные каноны, учит новоявленным догматам и считает все остальные Поместные Церкви своими «духовными дщерями»?

В заключение, св. прп. Никодим отмечает, что «этот титул не по соборным или отеческим канонам, а ПО ОБЫЧАЮ ПЕРЕДАЛИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМУ ПАТРИАРХУ». Следовательно, под словами «деяния Церкви на протяжении Ее истории» следует понимать «обычай Церкви», который упраздняется всякий раз, когда проповедуются новоявленные учения.

 

Источник: http://aktines.blogspot.com/2019/03/blog-post_12.html

 



Подписка на новости

Последние обновления

События