Толкование Божественной литургии
Высшее Таинство Церкви
Ερμηνευτική στη Θεία Λειτουργία
Η κορυφαία Μύηση τής Εκκλησίας
Σεβ. Μητροπ. Πισιδίας Σωτηρίου
Преосвященнейший. Митрополит Писидийский Сотирий
Цикл проповедей Высокопреосвященнейшего Митрополита Писидийского Сотирия, сказанных в воскресные дни, в период с октября 2021 г.
Беседа 3-я
3. Божественная литургия является наивысшим богослужением Церкви.
В наших святых храмах ежедневно совершаются различные священные богослужения. Поются песнопения, читаются или поются Псалмы из Ветхого Завета, Священник возносит молитвы и, читается Священное Писание.
Этими установленными священными богослужениями являются следующие:
Вечерня, которая совершается каждый вечер и с нее начинаются все священные богослужения последующего дня. Во время вечерни поется чудесный древний умилительный гимн «Свете тихий».
Полуношница, которая обычно совершается в полночь, и мы поем: «Се, Жених грядет в полунощи…»
Утреня, которая обычно начинается до восхода солнца, а в конце поется Великое славословие: «Слава Тебе, показавшему нам свет…».
Священные последования: 1-го часа, который посвящается Свету миру, Господу нашему Иисусу Христу; 3-й час (соответствующий нашему 9-му часу) содержание песнопений и молитв относится к событию Пятидесятницы) ; 6 часа (12 часов сегодня) относится к Жертве Господа, принесенной на Кресте, а 9 часа (3 час нашего отсчета времени), во время которой распятый Господь предал Свой дух Богу Отцу.
В зависимости от церковного периода к этим священным последовательностям добавляются другие, такие как Повечерие - Большое и Малое – Акафистное пение и Параклисис Богоматери (каноны Богоматери), а также каноны Святым, поминовения людей, краткое Трисвятое об усопших (имеется в виду лития об усопших) и другие.
Все эти священные богослужебные последования восхитительны притягательны, возносят наши души к небесам и содержат все основные признаки и свойства полной молитвы, с помощью которой вы славословим Троичного Бога, приносим Ему наши благодарения за Его безмерные благодеяния, наше покаяние за наши грехи, которые мы делаем добровольно или по неведению и небрежности, и черпаем силу и благодать для наших духовных подвигов и перенесения невзгод в нашей повседневной жизни. Великая духовная польза для верующих доставляется нашим регулярным участием в ежедневных священных богослужебных последованиях нашей Православной Церкви!
Но мы должны подчеркнуть здесь, что, какими бы важными ни были эти священные богослужения, какими бы они не совершались бы священнослужителями, какое бы они не вызывали бы в нас умиление в наших душах, ни одно из этих священных служб не может сравниться с высотой, сиянием и величием Божественной литургии. Если бы мы провели какое-то сравнение с нашей солнечной системой, то сказали бы, что Божественная Литургия — это Солнце, сияющее повсюду, а все остальные священные службы — это спутники Солнца, отражающие солнечный свет. То есть двадцатичетырехчасовой литургический цикл имеет своим центром и ориентиром Божественную литургию. Там за Божественной литургией совершается и находит свое высочайшее завершение освящающее действие Церкви и освящение верных.
Но есть православные христиане, которые по неведению смешивают Божественную Литургию с другими упомянутыми нами священными службами. Но что же такого важного и необычного происходит, что ставит Божественную Литургию выше всех других? Это Таинство Божественной Евхаристии. В течение приблизительно одного часа, в течение которого длится Божественная Литургия, совершается Таинство Таинств, основанное и переданное Самим Господом нашим Иисусом Христом Своим Ученикам, во время Тайной Вечери, в ночь Великого Четверга, незадолго до Его ареста, чтобы Его предать на распятие. Три святых евангелиста (Мф. 26:26-29, Мк. 14:22-25 и Лк. 22:14-22) описывают, как Господь во время Вечери совершал Таинство Евхаристии, как Он изменил-преложил вино в Святую Кровь, а хлеб в Свое Святое Тело и впервые причастил ими Своих учеников!
Весьма поразительно, что апостол Павел примерно теми же словами, что и три святых Евангелиста, описывает, как Господь совершил Таинство Евхаристии, и что Он не слышал его от людей, но, как он пишет: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам пережал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предал был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: «сие Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть господню возвещаете». (1 Кор. 11: 23-26)
За этими простыми словами скрывается огромная глубина духовных понятий, которые нам нужно искать и к которым нам надо приблизиться настолько, насколько это возможно, учитывая наши ограниченные человеческие умственные и психические силы. Однако гораздо труднее понять глубокий смысл, заключенный в том, что сказал и совершил Господь на Тайной Вечере, ибо перед нами стоит священная Тайна, неповторимая! Мы понимаем, что чем ближе был наш Господь Иисус Христос ко времени Своего ухода и разделения со Своими учениками, тем больше Он открывал им Свою к ним Любовь. Апостол Иоанн Богослов, так называемый ученик любви, пишет соответственно следующее: «Перед праздником Пасхи, Иисус зная., что пришел чае Его прейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13:1).
Плодом этой совершенной любви Господа к Своим ученикам и всем, кто уверует в Него, является установление Таинства Евхаристии, как мы это увидим в нашей последующей беседе.
продолжение следует...