Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Глубочайший смысл Воскресения

Τ βαθύτερο νόημα τς ναστάσεως

 

 

 архим. Кирилл Костопулос, проповедник церкви священной митрополии Патр, доктор богословия

Ἀρχιμ. Κυρίλλου Κωστοπούλου, εροκήρυκος . Μ. Πατρν, Δρος Θεολογίας

 

    Все события, составляющие Тайну Божественного Домостроительства, не имели бы никакой ценности, если бы не было Воскресения. Воскресение есть то, что заслуживает больше всего, даже в большей мере, нежели Рождение Богочеловека Господа. И это потому, что Воскресение Христово означало и Воскресение человека из вечной смерти, куда он вошел после падения первозданных людей.

«Христос воскрес из мертвых, смертию смерть попарав...». Богочеловек Господь попрал и убил смерть. Однако как Он попрал смерть и почему люди продолжают умирать?

  Он вознес на Крест грех мира, грехи людей и умертвил их. И вот у человека теперь есть сила и возможность не войти в вечную смерть, которую приносит грех, а участвовать в Воскресении. В этом глубокий смысл фразы «смертию смерть поправ», что вы попрали и победили смерть, которое происходит от греха, а не от биологической смерти.

    Грех рождает смерть, потому что, как непослушание воле Божией, он отсекает нас от источника жизни, которым является Сам Бог: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11, 25). Воскресение – это покаяние и воссоединение с Богочеловеком. Когда человек удаляется и выходит из места греха, он воскресает, он теперь находится вне области смерти.

    «Верующий в Меня, если и умрет, останется, а всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11, 25).

    Вот почему мы празднуем и радуемся Воскресению Христову. Потому что, если бы Христос не воскрес, грех обязательно привел бы нас к вечной смерти и ни Рождество Христово, ни что-либо другое не помогло бы нам, кроме земного являения Богочеловека.

    Однако мы этого не понимаем и часто потворствуем себе и желаем смерти. Звучит немного странно, но каждый раз, когда мы поддаемся греху и не подчиняемся воле Божией, мы показываем, что любим и выбираем смерть. Мы предпочитаем удаление от вечного Воскресения и вхождение к вечной славе Триединого Бога.

    Следовательно, грех – это не простая вещь. И это не неосторожность, как утверждают многие. Человек не просто теряет свою цель, чтобы заменить ее кем-то другим, как провозглашала древнегреческая философия, рассматривавшая грех как неудачу. Грех – это непослушание воле Божией и рождает смерть, какой бы она ни была. Только Богочеловек Своим Воскресением дал нам возможность преодолеть эту смерть. Однако, по мнению прп. Симеона Нового Богослова, Воскресение Господне должно стать и нашим личным, внутренним Воскресением. «Воскресения Христово видевше». То есть мы не просто слышим или верим, что Воскресение произошло, а видим, видим. Это значит, что Воскресение совершается внутри нас. Ветхий человек с его страстями, немощами и всеми грехами его умирает, а новый, новый человек воскресает.

    Для того чтобы это произошло, необходимо соблюдение двух условий: правильная вера и ее ежедневное переживание в Сакраментальной жизни[1], молитве, покаянии и в Православной церковно-аскетической борьбе[2]. Так совершится для нас умерщвление смерти греха и наше личное воскресение.

    В этом глубокая причина нашей радости о Воскресении Христовом. Однако радость всегда должна присутствовать в нашей жизни. Именно поэтому наша Святая Церковь каждое воскресенье празднует Воскресение Христово. Но и в каждой Божественной литургии Воскресение повторяется, чтобы мы не забыли его, считая, что оно произошло только один раз, и таким образом праздновали его лишь как простое историческое событие.

    Верный член Церкви должен постоянно находиться в пространстве радости Воскресения, потому что так он сможет удалиться от непослушания воле Божией, греха и тем самым от вечной духовной смерти.

 

http://aktines.blogspot.com/2024/05/blog-post_16.html#more

© перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2024г.

 


[1] То есть регулярное участи в Таинствах Церкви Православной: таинстве исповеди и таинстве Святого Причащения

[2] Правильное направление в духовной жизни человека в Православной Церкви дают, прежде всего фундаментальные творения таких отцов Церкви как прп. Авва Дорофей в его «Душеполезных поучениях», прп. Иоанн Лествичник в его знаменитой «Лествице», прп. Никодим Святогорец «Невидимая брань», а также «наши отечественные подвижники свт. Игнатий Брянчанинов и свт. Феофан Затворник, а также святой прав. Иоанн Кронштадский и др.



Подписка на новости

Последние обновления

События