+ Архимандрит Георгий Капсанис, проигумен монастыря прп. Григория, Святая Гора
Праздник Преображения Господня
Η εορτή της Μεταμορφώσεως του Κυρίου
† Αρχ. Γεώργιος Καψάνης, Προηγούμενος Ι. Μ. Γρηγορίου Αγίου Όρους
Праздник Божественного Преображения Господня имеет глубочайший и содержательный богословский смысл[1]. Его мы слышим в священных гимнах и священных чтениях, но и здесь нам бы хотелось бы сказать о некотором смысле. Сегодня мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что Преображение Господне является событием не только Христологического содержания, но это и событие антропологическое. Оно происходит не только ради того, чтобы показать славу Христа Спасителя, но и оно происходит для того, чтобы показать славу человека во Христе. Поскольку человек после своего грехопадения запачкал свою небесную красоту, то в человеке не проявляется как тогда чистый образ Божий. Итак, следовало выявить, кто является истинным человеком, какой славой и в какой мере он обладает красотой. Такого истинного человека восстановил Христос. И Он его явил на Фаворской горе во время Преображения.
Таким образом, Он воодушевляет всех Своих верных учеников, всех веков на то, чтобы они стремились и ожидали и трудились ради того, чтобы стать этими светлыми образами Бога. Чтобы в каждом человеческом существе явилось то, что явилось во Христе Спасителе на Горе Преображения. Каждый христианин должен сиять вместе со Христом.
Итак, сегодняшний праздник для всех нас - это призыв от Бога не оставаться на земле и на равнинах, в низинах. Давайте не будем оставлять в себе почерневший образ Божий. Необходимо взойти с Господом на Гору добродетелей и там, молясь Богу и терпя ради Бога, заявить, что мы мало-помалу видим эту великую и ужасную тайну. И пусть постепенно нас покинут грязь, тьма и уступят место свету, красоте, великолепию человека по Богу.
Вот почему нам сегодня грустно, потому что мы видим, что внутри нас тьма, и мы еще не преобразились Светом преображенного Господа, но в то же время мы видим Свет лика Христа и радуемся, потому что мы знаем, что этот Свет воссиял, чтобы стать нашим светом, чтобы просияло и наше собственное лицо и наше собственное человеческое естество.
И вот теперь мы все ведем духовную борьбу. Так потихоньку нас оставит тьма и так мало –по малому мы будем наполнены Светом Христа. Не по этой причине мы пришли на эту Святую Гору, гору Богородицы, которая является копией горы Преображения Господня. И как тогда на той Горе воссияла благодать Преображенного Господа, так и на этой Горе сияет благодать Преображенных личностей монахов, которые добре сражаются в борьбе покаяния.
Но также и наши христианские братья, находящиеся в миру, у которых нет этого благословения, которым обладаем мы, могут подняться на осязаемую гору, но у них также есть способность подняться на мысленную Гору добродетелей. Своей повседневной борьбой, своим смирением, своей простотой, своей верой, своей любовью ко Христу они поднимаются на умную гору, и там они могут постепенно освободиться от тьмы и облечься в Свет Христа.
Это великое утешение, братья и отцы, что этот Свет, сияющий на горе Фавор, предназначен для нас. Этот Свет тоже хочет просветить и нас. Этот Свет хочет войти в нас, он хочет войти в самые сокровенные части наших сердец, наших душ и даже наших тел, чтобы мы тоже могли быть просветленными, просвещенными и сиять в этом Свете. Но этого нельзя сделать, если нет нашего собственного желания, нашей собственной борьбы и принятия нашего собственного креста. Потому вы видели, что сегодняшний праздник неразрывно связан с тайной Креста. Он не независим от креста, как говорят песнопения нашей Церкви. И преображение каждого из нас, каждого монаха и каждого христианина связано с личным крестом его аскетического подвига. Тот монах или христианин, который согласится быть сораспятым со Христом, такой также имеет надежду стать причастным божественному Свету Преображения и чтобы в нем постепенно стал сиять этот Свет Христа.
Сегодня мы смиренно просим Преображенного Господа, милостивого к нам и к нашему спасению, просветить нас в Свете Его Лица и нас удостоить, терпящих и ведущих аскетический подвиг изо дня в день, участвовать в этом божественном, этом сладчайшем, этом самый утешительном, этом наисветлейшем Свете Его Лица, который является единственным истинным Светом в этом мире, который является единственным Светом, который может по-настоящему утешить человека, и который является единственным Светом, который является предвозвещением и залогом будущего и вечного Света Царства Небесного.
(1988)
Από το βιβλίο: Αρχιμανδρίτου Γεωργίου, Ομιλίες σε ακίνητες Δεσποτικές και Θεομητορικές Εορτές. Έκδ. Ι.Μ. Οσίου Γρηγορίου, Άγιον Όρος 2015, σελ. 146.
перевод интернет-содружества "Православный Апологет"2020г.