Иоанн Фундулис
Почетный профессор Фессалоникского университета
Ιωάννου Μ. Φουνούλη
Ομότιμος καθηγητής Παν/μίου Θεσσαλονίκης.
Воздвижение Честнаго Креста
Ὕξωσις τοῦ τιμίου Σταυροῦ
14 сентября (27 по гражданскому календарю) мы совершаем праздник Воздвижения Честнаго Креста. Воскресный день (Неделя) до 14 сентября нас будет говорить к этому празднику. Это неделя «Перед Воздвижением». Мы услышим предпразднственные тропари, а на Божественной литургии мы услышим апостола Павла, который хвалится Крестом Христовым, «которым для меня мир распят, а я для мира».[1] И о Господе, который ведет беседу о Своей смерти, о «вознесении» Сына Человеческого, о высочайшем проявлении любви Бога миру.[2] И в последующее Воскресение (Неделю), «Неделю по Вознесении», будет завершен праздник. И вновь, кроме песнопения попразднства мы также услышим апостола Павла, который говорит о его сораспятии Христу, которого он возлюбил и предал свою собственную жизнь кресту, и Госпожу, чтобы призвать Его последователей к тому, чтобы и она, как и Он Сам подняли крест свой и последовали бы за Ним.[3]В тих литургических рамках Святые Отцы установили великий праздник Вознесения Креста, дабы его выделить его особенное эортологическое значение.
Потому что праздник Воздвижения «равночестен Великой Пятнице » (ἴσα φέρει τῇ Μεγάλῃ Παρασκευῇ). Это праздник Креста «радостноскорбный. Смерти Господа, но и Его славы. А Крест, орудие спасительных страданий, возносится как знамение победы Христа. Скорбь из-за мученических страдания Христа, которая отражается в посте, и имеет противовес в радости и праздничном Его триумфе.
Исторические основы этого праздника теряются в глубине самой древности. 13 сентября 335 года было совершено обновление великого храма Воскресения, который построил император Константин Великий на места Гроба Господня. Тогда же по случаю юбилея обновления храма был совершен в Иерусалиме великий праздник. В наших современных литургических книгах этот день внесен как «память обновления (храма) Святого Воскресения Христа Бога нашего» (μνήμη τῶν ἐγκαινίων τῆς ἁγίας Χριστοῦ τοῦ Θεοῦ ), а богослужебное последование дня посвящается обновлению этого храма. Праздник продолжался в течение восьми дней. На второй день праздника, 14 сентября, согласно свидетельству армянского литургического текста 5 столетия, было совершено собрание-синасксис ( σύναξις - то есть Божественная Литургия, прим. переводчика) на Голгофе и «был показан Крест всему церковному народу». Честной Крест Христос являлся драгоценным сокровищем храма Воскресения, а следовательно потом и был совершен особый праздник ради того, чтобы его установить в храме во время стечения народа для празднования обновления храма. Имеет ли какую-то связь этот праздник с обретением Креста? Это один из вопросов, на которой еще не дан ответ. Одна традиция помечает обретение Креста 6 марта. Другая же связывает обретение Креста с обновлением (13 сентября), или же обретение и вознесение (14 сентября). Обновление храма Воскресения согласно этой второй традиции обновление было непосредственно совершено в тот день, когда был откопан честной Крест. Во всяком случае два эти праздника, Обновление храма и Воздвижения , быстро распространились на Востоке, а немного позднее и на Западе. Их распространение завершилось после византийско-арабских войн императора Ираклия и после возвращения из плена Креста и нового воздвижения его на Голгофе в тот же самый день. Вполне вероятно, что этот событие потребовало выделения праздника Воздвижения. Обновление храма с течение времени, хотя оно и было первым и главным праздником, было низведено до вторичной степени и второго праздника, Воздвижение словно закрыло первый. Праздник Обновления совершался несколько иным образом, как предпразднство Воздвижения Креста.
Центр литургического празднования выпадает на церемонию воздвижения, которое и дало такое название этому празднику. И праздник этот имеет в качестве своей родины, как и все праздники, Иерусалим. И он совершается во всех храмах в подражание практике Иерусалима, с тем лишь отличием, что там, в Иерусалиме воздвигали истинный Крест Христов, «честное древо», в то время как в других храмах, которые не обладали таким благословением иметь пусть даже и частицу Креста, воздвигается обычно деревянный крест для освящения воды, агиасмы. Церемония совершается в конце утрени во время пения песненного трисвятого, которое завершает славословие. По обычаю совершается литания и переносится честной крест на дискосе с ветвями базилика на главе священника в центр храма, на место древнего амвона, на котором с древних времен совершалось воздвижение креста. Крест кадится, воздвизается на четыре стороны вверх и ему совершается поклонение. И опять, что же касается смысла этих литургических действий сокровен. Являются ли они подражанием, имитацией обретения Креста? Является ли воздвижение ради того чтобы крест видели верующие и поклонялись ему, как это было тогда и как хочет традиция синаксаря? Является ли это благословением четырех сторон мира? Является ли символичным воздвижение славы распятого Христа? Является они это неким воспоминанием царского триумфа той исторической эпохи и воздвижением победителя? Вероятно, что все они вместе взятые.
Поэтому то мы, воздвизающие Крест, «Возносим», славословим пречистые страдания Христа, которые стали причиной для умервщления извечного врага рода нашего, сатану, и мы, ставшие его жертвой. Мы «Воздвизаем» Христа, Который был вознесен через него и упразднил тление и через него ниспроверг смерть. Мы «Воздвизаем» Христа, который был повешен на него как «Виноградную лозу полную жизни» дабы Он нас привлек к Богу. Поэтому Крест Христов стал древом жизни, который доставил нам питие бессмертия, противоядие от смертоносной пищи, которую вкусили наши прародители от того древа, которое было в древнем Эдеме.
Вокруг этой тематики сосредотачивается сияющая гимнография праздника. Мы порассуждаем над четырьмя стихирами-тропарями, на которых запечатлена эта идея, богословский смысл воздвижения Креста. Первая стихира является первой стихирой в ряду стихир на Вечерни, гл.2 на «Все отложше». Вторая гл.1-й относится к «стихирам на стиховнах» Вечерни. Третья стихира 4-го гласа из «стихир на хвалитех» утрени самоподобен «О преславного чудесе». Четвертая стихира – это самогласен 2-го слава, которая поется во время поклонения Кресту, она является творением императора Льва Мудрого.
Кре́стъ воздвиза́емь* на не́мъ Вознесе́ннаго* Стра́сть пречи́стую* пѣ́ти повелѣва́етъ тва́ри все́й.* На то́мъ бо уби́въ на́съ уби́вшаго,* умерщвле́нныя оживи́лъ е́сть,* и удобри́, и на небесѣ́хъ жи́ти сподо́би, я́ко Милосе́рдъ,* премно́жествомъ бла́гости.* Тѣ́мъ, ра́дующеся,* вознесе́мъ и́мя Его́,* и Того́ возвели́чимъ* кра́йнее снизхожде́ніе.[4]
Ра́дуйся, слѣпы́хъ наста́вниче, немощны́хъ врачу́, воскресе́ніе всѣ́хъ уме́ршихъ, воздви́гнувый ны́, во тлю́ па́дшія, Кре́сте честны́й, и́мже разруши́ся кля́тва, и процвѣте́ нетлѣ́ніе, и земнíи обожи́хомся, и діа́волъ всеконе́чно низве́ржеся. Дне́сь воздвиза́ема тя́ ви́дяще рука́ми архіере́йскими, возно́симъ Вознесе́ннаго посредѣ́ тебе́, и тебѣ́ покланя́емся, почерпа́юще бога́тно ве́лію ми́лость.[5]
О, пресла́внаго чудесе́,* я́ко гро́здъ, испо́лненъ живота́,* понесы́й Вы́шняго,* отъ земли́ воздвиза́емь Кре́стъ ви́дится дне́сь,* и́мже вси́ къ Бо́гу привлеко́хомся,* и поже́рта бы́сть до конца́ сме́рть.* О, Дре́во пречестно́е,* и́мже воспрія́хомъ во Еде́мѣ безсме́ртную пи́щу,* Христа́ сла́вяще![6]
Пріиди́те, вѣ́рніи, Животворя́щему Дре́ву поклони́мся, на не́мже Христо́съ, Ца́рь сла́вы, во́лею ру́цѣ распросте́ръ, вознесе́ на́съ на пе́рвое блаже́нство, я́же пре́жде вра́гъ сла́стію укра́дъ, изгна́ны отъ Бо́га сотвори́. Пріиди́те, вѣ́рніи, Дре́ву поклони́мся, и́мже сподо́бихомся неви́димыхъ вра́гъ сокруши́ти главы́. Пріиди́те, вся́ оте́чествія язы́ковъ, Кре́стъ Госпо́день пѣ́сньми почти́мъ: ра́дуйся, Кре́сте, па́дшаго Ада́ма соверше́нное избавле́ніе, о тебѣ́ бо вѣ́рнѣйшіи ца́ріе на́ши хва́лятся, я́ко твое́ю си́лою исма́ильтескія лю́ди держа́вно покаря́юще. Тя́ ны́нѣ со стра́хомъ христіа́не цѣлу́юще, на тебѣ́ пригвозди́вшагося Бо́га сла́вимъ, глаго́люще: Го́споди, на то́мъ пригвозди́выйся, поми́луй на́съ, я́ко Бла́гъ и Человѣколю́бецъ.[7]
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г.
Источник: ΙΩΑΝΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ, Καθηγητοῦ Παν/μίου Θεσσαλονίκης. ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ. Έκδοση Τρίτη. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΔΙΑΚΟΝΙΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. 1997, σελ. 220-226