Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Флорентийский ренессанс и уния: культурологический контекст Флорентийской унии 1439 года

 

Тезисы доклада болгарского историка и церковного публициста Георги Тодорова на Международной научной конференции «Флорентийская уния в историко-политическом и религиозном контексте» (25 июня 2019 года, Москва):

Общественное искусство – архитектура, скульптура, живопись – является мощным идеологическим и пропагандистским фактором для воздействия на психологию человека.

Перенос собора из Феррары во Флоренцию совсем не был связан с чумой, как это было объявлено официально. Решающие факторы были иные, и среди них –эстетическое (психологическое) воздействие на православную делегацию. Именно Флоренция была лучшим местом для такого воздействия.

Флоренция. Вид на церковь Санта Мария дель Фьоре.

В этот исторический момент Флоренция являлась самым креативным центром искусства (и ренессансовой мысли) не только в Италии и в Европе, но и в мире. Эта креативность была душевной (хуманистической, человекобожной, на основании гордыни, т.е. антиправославной), но тем не менее она несомненно воздействовала (эстетически, т.е. несознательно, т.е. мощно) своей энергией на членов византийской делегации.

Настроение флорентийской элиты в это время было заразительнооптимистическое, энтузиасткое, творческое – как раз в противоположность пессимизма в обреченном Константинополе и в византийской делегации.

Ключевая личность того времени – Козимо Медичи (1389 – 1464) – самый богатый человек и главный меценат своего времени, некоронованный властитель Флоренции, важный союзник папы Евгения ІV. Ему было 50 лет, и он находился в зените своей жизни. Опытный и дальновидный Козимо отлично понимал связь между искусством, пропагандой и властью. Это он посоветовал Евгению перенести Собор во Флоренцию – и сам заплатил за всё.

Козимо Медичи.

„Юстиниан, я превзошёл тебя“ – мог сказать Козимо Медичи, войдя во Флорентийский кафедральный собор в 1439 г. Строительство знаменитого купола церкви Санта Мария дель Фьоре началось в 1436 г., и в первой половине 1439 г. он ещё не был закончен, но гигантский силуэт купола уже господствовал над городом. Воздействие было поразительное. Диаметр купола Святой Софии в Константинополе – 31,87 м. Диаметр купола флорентийского собора – 45,52 м. Площадь основания флорентийского купола в два раза больше, чем у Св. Софии.

Филиппо Брунеллески (1377–1446) был гениальным не только архитектором, но и инженером и изобретателем. Строительство купола было вдохновляющим технологическим чудом. Флорентийцы гордились и вдохновлялись этим успехом (примерно как советские люди вдохновлялись полётом Гагарина в 1961 г. и убеждались в „правоте“ коммунизма).

Другой фундаментальный интеллектуальный и идеологический прорыв того времени — развитие теории и практики линейной перспективыОно тоже произошло во Флоренции, и казалось всем современникам эпохальным. Брунеллески тоже был очень активным в этом направлении.

Донателло (1386–1466) в 1439 г. было 53 года. Он уже сделал во Флоренции несколько больших и виртуозных скульптур из бронзы и мрамора.

Лоренцо Гиберти (1381–1455), главный соперник Брунеллески, был уже знаменитостью. К этому времени он закончил (1424) северные бронзовые двери флорентийского Баптистерия и с 1425 работал над своим шедевром – восточными дверями. Признан лучшим мастером бронзового рельефа всех времён.

В 1439 Фра Анджелико (1400 – 1455) жил и работал во флорентийском городском монастыре „Сан Марко“, где рисовал свои уникальные фрески и религиозные картины. Его покровитель Козимо Медичи имел личные кельи в Сан Марко.

Одно из творений Фра Анджелико.

Микелоцо Микелоци (1396–1472), любимый архитектор Козимо Медичи, в это время тоже работал в доминиканском монастыре Сан Марко.

В 1439 молодой Беноццо Гоццоли (1420–1497) работал совместно с Фра Анжелико над фресками монастыря Сан-Марко. Именно Гоццоли 20 годами позже сделает в Палаццо Медичи фреску „Шествие волхвов“ с портретами участников Флорентийского собора: патриарха Иосифа ІІ, императора Иоанна VІІІ и пр.

Творение Беноццо Гоццоли.

Паоло Уччелло (1397–1475) был знатоком и фанатиком перспективы. В 1436 г. нарисовал фреску Джона Гокуда в Санта Мария дель Фьоре. Во время Флорентийского собора работал над циклом фресок в церкви Санта Мария Новелла.

Леон Батиста Альберти (1404–1472), знаменитый архитектор, учёный, гуманист, писатель и теоретик Ренессанса, в это время был связан с папской курией и был активным участником Собора.

Поджо Браччолини (1380–1459) — видный итальянский гуманист, писатель, собиратель античных рукописей, близок к Козимо Медичи. Во время Собора жил и писал во Флоренции.

Доменико Венециано (1410–1461) и молодой Пьеро делла Франческа(1420–1492) в 1439 г. делали росписи в церкви Санта Мария Новелла.

Мазолино да Паникале (1383–1447) и Мазачо (1401–1428) к тому времени уже сделали свои новаторские фрески в капелле Бранкачи (1424–1428), которые превратились в учебник для художников Ренессанса.

Антонио Пизанелло (1395–1455) во время Собора сделал рисунки византийских участников и знаменитую медаль-портрет Иоанна VІІІ Палеолога – и тем самым создал медальерное искусство Ренессанса.

Фра Филиппо Липпи (1406–1469), несмотря на свою скандальную для монаха жизнь, из-за своего художественного таланта был ещё одним из любимцев Козимо Медичи и во время Собора выполнял его заказы.

Лука делла Роббия (1400–1492) в это время только-что закончил после 7-летной работы (1431–1438) под руководством Брунеллески мраморные рельефы певческой трибуны в Санта Мария дель Фьоре, получившие широкую известность во Флоренции.

Маттео Пальмие́ри (1406–1475) флорентийский гуманист, представитель так называемого гражданского гуманизма. Именно в это время (ок. 1439 г.) он изложил свои этико-политические и педагогические идеи в диалоге «О гражданской жизни».

Николай Кузанский (1401–1464) — крупнейший немецкий мыслитель XV векафилософтеолог, учёный-энциклопедист, гуманист, математик, церковно-политический деятель. В 1437 году входил в состав папской делегации вКонстантинополь, которая должна была встретиться с императором, патриархом и делегатами от восточных Церквей для „объединительного“ собора. Сопровождал православную делегацию и содействовал унии.

Лионелло д‘Эсте (1407-1450) — сын и престолонаследник маркиза Феррары, был образцовым гуманистом Ренессанса. Покровитель наук и искусств, поэт. Принял участие в организации и работе Ферраро-Флорентийского собора.

Список этих людей, произведений, событий можно продолжить. Даже некоторые члены православной делегации – как, например, Георгий Гемист Плифон – содействовали своим авторитетом отступничеству от Православия.

Огромный интерес флорентийских гуманистов к языческому античному греческому наследию (Платон, Аристотель, античное изобразительное искусство и т. д.) также сыграл соблазнительную роль для некоторых представителей православной делегации. (Виссарион Никейский, например, именно во Флоренции переменил свои православные взгляды и стал активным приверженцем унии, гуманистом.)

Нельзя переоценить влияние и давление всех этих блестящих, умных, образованных, талантливых и полных творческим энтузиазмом людей, их произведений и всей кипящей атмосферы Флоренции на сознание большинства православной делегации на Соборе, с января по 6 июля 1439 г., когда была подписана уния. Сами участники этого движения соблазнительно думали о себе, что они начинатели новой светлой эры в истории человечества. (Господствующая нынешная секулярная цивилизация и до сих пор убеждена, что Ренессанс – это „светлая“ эпоха „освобождения“ человека от „мрака“ Средневековья и т. д.)

Это психологическое влияние и давление не было случайным и побочным явлением, но несомненно являлось частью плана Козимо Медичи и папы Евгения ІV (с согласием и содействием императора Иоанна VІІІ и патриарха Иосифа ІІ, чья смерть в июне 1439 года, однако, вызывает вопросы…). Подписание унии произошло 6 июля 1439 г. в кафедральном соборе Санта Мария дель Фьоре – под чудо-куполом Брунеллески…

https://stbasil.center/2019/06/27/cultural-context-of-the-florentine-union/



Подписка на новости

Последние обновления

События