Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Святая София и турки-османы

Ἡ Ἁγία Σοφία καί οἱ Ὀθωμανοί

Митрополит Нафпактский и Святой Власий Иерофей

 

Наши души охватила большая печаль, которая вызвана превращением храма Святой Софии в мечеть, что является церковным и культурным насилием, и фактически в наше время, которое характеризуется как эпоха прав человека и уважения свободы религии. Это указывает как на менталитет турок, так и на реакцию тех, кто поддержал их в их решении. Потому что я не думаю, что турки предприняли такие шаги без какой-либо поддержки со стороны глав некоторых великих государств.

Однако храм Святой Софии не имеет ничего общего с турками-османами, разве только они не считают его вплоть до сегодняшнего дня добычей своего завоевания Царьграда в 1453 года. Однако же история не переписывается, она не молчит, и не искажается.

Отец Георгий Флоровский, великий русский богослов 20 века, в своей статье, озаглавленной «Церкви Святой Софии», пишет, что слово София - это библейское имя, которое находится между двумя другими, то есть Сила и Мир, и о которых упоминает апостол Павел как о воипостасном Боге Слове, Христе.

 

Фактически, он пишет, что первый Храм в Константинополе, посвященный имени Святой Софии, вероятно, был спроектирован Константином Великим, и он был открыт в 360 г. Константином и позже был построен в его нынешнем виде как «Великая Церковь» при императоре Юстиниане.

Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле). Фото, описание ...

Это означает, что имя «Святая София» рассматривалось как подтверждением богословия Первого Вселенского Собора, установившего Символ Веры, в котором мы исповедуем Христа как «Свет от Света, Бога Истиннаго от Бога истиннаго, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша», что Он является Словом и Премудростью-Софией Бога Отца.

С этой точки зрения в тогдашней Римской империи существовало множество церквей под названием «Святой Софии», даже среди славянских народов.

Интересно: как этот Храм будет использоваться в качестве мечети с названием «Святой Софии», именем, которое относится к Христу как к Богу, когда Коран, согласно проделанному анализу архиепископа Тиранского Анастасия в его книге «Ислам», отвергает Отцовство Бога, то есть Бог не имеет Сына и не является Отцом, отвергает божество Христа, поскольку Мухаммед принял элементы арианства и несторианства и отрицает Крест и Христа? Какое отношение имеет православный собор Святой Софии, в котором говорится о божественности Христа, к Корану и исламской религии, отрицающей его?

В то же время напомню, что в XIV веке, незадолго до падения Константинополя и завоевания его османами, святой Григорий Палама провел три диалога с представителями Османов-турок по главному вопросу, и как, оказалось, мусульмане отвергают божество Христа, и он утверждал, что Мухаммеданство распространилось по миру силой дьявола, войной, ножом, грабежом, непредумышленным убийством, а Мухаммед использовал насилие и наслаждение.

Я обращаюсь к этому богословскому пункту, чтобы показать огромную разницу между Православной Церковью и Исламом и подчеркнуть, что Святая София - это Храм с глубоким богословием, где совершалась на протяжении тысячи лет Божественная литургия, и не так то просто некое культурное благо, не так –то просто памятник великого культурного наследия всемирного характера изменить сделать местом молитвы для иноверцев и представителей иной религии.

Если цель существования Храма была изменена, то это представляет собой религиозное насилие. Собор Святой Софии является неотъемлемой частью Православной Церкви, Вселенского Патриархата, который называют Великой Церковью из-за Святой Софии, которая является Великой Церковью.

Деисис. Мозаика в Соборе Святой Софии в Константинополе. Около ...

 

Но ради истины необходимо подчеркнуть, что это великое церковное и богословское сокровище и, во вторую очередь, сокровище культуры, не пользовалось уважением, когда западные франки, оккупировали Константинополь в 1204 году, или когда османы завладели им в 1453г. Возможно, это связано с тем, что между западным христианством и исламом существуют общие богословские принципы, в отношении личности Бога, слова Божия, мистицизма, социального и психического эвдемонизма, теократического тоталитаризма и так далее. Но это уже другой большой вопрос.

 

Я много и напряженно думал об этом в последнее время. У президента Эрдогана есть видение, конечно, не соглашаясь с ним, и он пытается реализовать его при участии некоторых северных православных народов и некоторых западных государств. Но мы Эллины и Римляне- какое мы имеем видение? И откуда нам ждать помощи? Это рабочее состояние.

Третье падение Святой Софии (первое франкское в 1204 году, второе османское в 1453 году), которое имело место с преобразованием его в мечеть, должно активизировать не только культурную и всемирную нашу систему, но и церковно-богословскую нашу систему, и в конечном итоге постараться раскрыть наше ромейское любочестие. В этом смысле необходимо чтобы существовало тесное сотрудничество между Правительством и нашей Церковью.

В завершении нам следует вспомнить слово Никифора Вреттаки «ни Города, ни света». Святая София – это ярко горящий свет, который одних просвещает, а других слепит.

Источник: https://parembasis.gr/index.php/el/menu-teyxos-288/6336-2020-07-20

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2020г.



Подписка на новости

Последние обновления

События