Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

О Божественном Причащении

Περί τς Θείας Μεταλήψεως

Τοῦ Σεβ. Μητροπολίτου Μάνης κ. Χρυσοστόμου Γ'

Митрополит Манийский Хризостом III

часть 2

Μητρ. Μάνης: «Του χρόνου να εορτασθεί ο Άγιος με πλήθος πιστών»

 

 

Эту великую истину вновь во времена турецкого порабощения раскрывают два мудрых святых Макарий Нотара и Никодим Святогорец и подробно излагают её в своей книге «О непрестанном причащении Пречистых Тайн Христовых» (1783), приводя многочисленные свидетельства Святых отцов. Они пишут следующие, весьма характерные слова: «Если нас кто-нибудь лишит хотя бы на один день трапезы, состоящей из телесной пищи, то мы печалимся и тревожимся, и нам это кажется большим злом; если же мы лишаемся на день, и на два, и на целые месяцы духовной и небесной Трапезы Божественных Тайн, то злом это не считаем. О великое безрассудство, совершаемое нынешними христианами, не видящими различия между телесным и духовным! Ибо они первое со всей любовью принимают, а второго совершенно не желают». Эти положения были подтверждены Вселенским Патриархом Григорием V, национальным героем Греции и мучеником, пострадавшим в 1819 году. Он подчеркивает, что «благочестивым следует за каждым священным тайнодействием приступать ко причащению…». Отцы Колливады в особенности продолжали указывать на достоинство и важность постоянного Божественного Причащения. Позднее свт. Нектарий подчеркнет, что в таинстве Божественного Причащения происходит «чудо из чудес». В своем исследовании «О Божественных Таинствах» он пишет: «Переданное Господом Таинство Божественной Евхаристии является выше всех Таинств, оно является чудеснейшим из чудес, которое совершалось Божественной силой, оно является высочайшим из тех, которые задумала Божественная премудрость, оно является честнейшим из всех благодатных даров, которыми одаряла Божественная любовь человека…, и справедливо его можно считать и называть чудом из чудес и таинством из таинств».

Что касается формы преподания Святого Причастия верующим, то исторически это было так: в первые века христианства, когда верующих было немного, Божественное Причащение совершалось так же, как сегодня причащаются священники во святом алтаре. Если быть более конкретным, то каждый верующий, «левую руку соделав престолом правой», брал святую частицу Тела Христова и ее съедал, а затем пил из общего святого Потира Кровь Христову. Святую Чашу, естественно, держал диакон. «Апостольские Заповеди» описывают нам Божественное Причастие так: «Епископ преподает просфору говоря – Тело Христово, а принимающий говорит Аминь. Диакон же держит Потир и преподает причастнику Кровь Христову» (Ἀπ. Διατ. P.G.1,1109).

Святой Кирилл Иерусалимский пишет: «Итак приходя, не с простертыми дланями, не с разведенными перстами приступай, но левую руку соделав престолом правой, как хотящий Царя подъять, и согнувши длань, прими Тело Христово и тут же скажи: аминь… Потом, по причащении тела Христа, приступи и к Чаше со святою Кровию» (КГ '21 -22, PG.33,1124). Порядок, согласно которому причащались верующие, был следующим: сначала епископ, а затем и другие священнослужители, «затем дети и так весь народ по порядку с благоговейным страхом и почтением» (Апостольские постановления. ΒΕΠ 2, VIII,14,158). Через несколько веков, когда число христиан значительно возросло,  то из чисто практических соображений, то есть, чтобы не происходил беспорядок, была введена лжица, с помощью которой верующие причащались Тела и Крови Христовых. Чудесное происшествие с игуменом Зосимом, который передает святое Причастие святой Марии Египетской святой лжицей, описывает нам свт. Софроний Иерусалимский в 7 в. по Р. Х. (Житие святой Марии. Βίος ὁσίας Μαρίας P.G.87,3721)

Итак, все верующие причащались одной лжицей Тела и Крови Христовых, все в последующие века вплоть до наших дней, приемля это «лекарство бессмертия» или, как еще называли Причастие, «средство поддержания вечной жизни», «разрушитель тления», «хранитель души и тела». Святитель Василий в своем 93-м письме «К Кесарии, жене патриция, о приобщении» пишет: «Хорошо и преполезно каждый день причащаться святого Тела и Крови Христовых, потому что сам Христос ясно говорит: «Ядый Мою млоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Ин. 6, 54). Ибо кто сомневается, что непрестанно может быть причастником Жизни не иное что значит, как жить мнообразно? Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого» (P.G., 32,484).

Существуют также Апостольские правила, которые строго гласят, что если епископ, или пресвитер, или диакон или (другие) из священного клира, не причащаются, когда совершается Божественная Евхаристия, «то он должен указать на причину». Если есть благословная причина, то он подлежит извинению, а если таковой причины нет, то его следует отлучить от церковного общения, потому что таковой соделался виною нанесения вреда народу, и на совершившего приношение навел подозрение, словно он неправильно совершил Божественную Литургию (правило святых Апостолов 8). И следовательно, всех верных, которые приходят в церковь, когда в ней совершается Божественная Евхаристия, «и Писания слушающих, но не пребывающих на главных молитвах и не приступающих к Божественному Причащению следует, «яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковнаго» (правило святых Апостолов 9). Приведенные выше правила подчеркивают, что просто хождения в церковь недостаточно. Божественная Литургия  – это не просто индивидуальная молитва в храме, это не зрелище и слушание. И верующему недостаточно принимать только антидор. Божественная Литургия и Божественная Евхаристия означает ни что иное, как участие в Божественном Причащении. Церковь ясно говорит: «Вкусите и видите, яко Господь Христос». В противном случае, как мы можем сказать: «Прости приимше...», и как мы будем петь «Видехом Свет истинный ...»? Сознательным христианином является и называется тот, кто приходит на Божественное Причащение Пречистых и Страшных Тайн Христовых должным образом, духовно подготовленным.

Что касается вопроса о сомнениях, который задают некоторые: что якобы существует риск передачи болезни через Божественное Причастие, потому что всех причащают с одной лжицы, то ответ совершенно ясен. В данном случае нет никакой опасности вообще. Тело и Кровь Христа, которых мы причащаемся  это Сам Христос, наш Господь и Бог, а Христос  это жизнь и здоровье, но никак не болезнь, падение и смерть. Христос не заражается и не заражает. Он только освящает и одаривает благодатью, потому что Он  это Самая Жизнь и Воскресение. Божественное Причастие Пречистых Тайн это «лекарство  бессмертия», Источник Жизни. Никто в мире никогда не пострадал ни малейшим образом от Божественного Причастия при принятии его со лжицы, ни народ, ни духовенство.

Если бы это утверждение было верно, то в таком случае первыми заболело бы и умерло бы столько много духовенства! В частности, в этом случае следует принять во внимание свидетельства священнослужителей, которые служили и служат в медицинских учреждениях и которые никогда не подвергались заражению при потреблении Святых Даров. Как известно, после причащения больных и, конечно же, туберкулезных и прокаженных, в древние и во все другие времена священник в любом случае потреблял дары с той же самой святой лжицы. В связи с этим стоит упомянуть хотя бы некоторых священников – служителей медицинских учреждений нашего отечества, которые служили на протяжении многих десятилетий в больших медицинских центрах и никогда не заражались от Святого Причащения. Во-первых, конечно же, мы имеем в виду священника о. Хрисанфа Кутцулоянниса (+1972) в лепрозории в Спиналонге на о. Крит и святого Порфирия (+1991) в Большой клинике Афин. Затем: отца Георгия Кутиса (+1969) в противораковой больнице «Святого Саввы», о. Элпидия Орунтиотиса (+1983) в «Эрифре», о. Анастасия Драпаниоти (+1984) в «Ликэо», о. Илию Яннакакиса (+1995) в «Иппократио», о. Евмения Саридаки (+1999) в афинском лепрозории, о. Сотирия Каннаво (+2014) в «Евангелизмо».

Такие точки зрения и мнения, как: «Мы живем в современном обществе и обязаны приносить пластиковую ложечку из дома» или «Специалисты по инфекционным заболеваниям с уверенностью говорят, что существует риск для здоровья населения из-за причащения людей одной лжицей», или «Правительство должно издать распоряжение, чтобы запретить Святое Причастие», или «Церковь вмешивается в область науки», или же «Давайте пойдем на Божественное Причащение с химприпаратами, чтобы исследовать является оно Кровью Христовой» – переходят границы невежества, необразованности, богословской безграмотности, отвергают опыт Церкви, и, в конечном итоге, являются неверием.

Церковь – это прежде всего то место, где преобладает свобода. Никто никого ни к чему не принуждает. «Тех, кто верные» и приходят на службу «со страхом Божиим, верою и любовию» – таковых Церковь призывает приступить к Божественному Причащению. Апостол Павел подчеркивает, что для участия в Святом Причастии верующий должен быть соответствующим образом подготовлен. Он пишет: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11, 28-29). Об этом духовном приготовлении особо пишет свт. Иоанн Златоуст: «Если к одежде царской никто просто не посмеет прикоснуться нечистыми руками, хотя бы в сокровенном месте, хотя бы наедине, хотя бы никого другого не было, тогда как одежда есть не что иное, как ткань червей, а краска, которой ты удивляешься, есть кровь мертвой рыбы, и однако никто не решится взять ее нечистыми руками; если, говорю, к человеческой одежде никто не посмеет прикоснуться просто, – то как мы дерзнем принимать с неуважением Тело всех Бога, Тело непорочное, чистое, соединенное с божественным естеством, которым мы существуем и живем, которым сокрушены врата смерти и отверсты своды небесные? Нет, умоляю, не будем губить себя бесстыдством, но будем приступать к Нему с трепетом и со всякой чистотой. Когда ты увидишь Его предложенным, то скажи самому себе: чрез это Тело я уже не земля и пепел, уже не пленник, а свободный; чрез него я надеюсь достигнуть небес и уготованных там благ – бессмертной жизни, жребия ангелов, соединения со Христом…Итак, очисти твою душу, приготовь ум, чтобы принять эти таинства» (Слово 24 на 1 послание к Коринфянам; Α' Κορινθ., Λόγος κδ', ΕΠΕ, 18Α, σελ. 96 ἑπ.)

Божественное Причастие  это вопрос веры. Вот почему возглас – призыв, приглашение ко Причащению содержит в себе упоминание о страхе Божием, вере и любви. Тем более, что вера в этом случае не сводится к отрицанию разума. Те, кто считает веру неким способом уничтожения разума, глубоко ошибаются. Вера препобеждает логику, но не приводит её в бездействие. Вера  –  метафизическая, это «исследование вещей невидимых». Она принадлежит будущему в отличие от логики, которая предназначена для доказательства дел преходящих, временных. Вера не имеет доказательств. Бог не доказуем. Он не изобретем человеком. Он открывается человеку. Опыт богообщения нужно пережить на своем опыте. Вот почему любой, кто не знает, Кто такой есть Христос, не может понять, что такое Церковь и что происходит при служении Божественной литургии, а также что такое Божественное Причастие. Для всего этого человеку необходимо иметь другой бинокль, а именно веру.

Самое важное в Церкви  это передача бессмертия от Источника бессмертия, которым является Божественное Причастие. Когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, тогда мы живем непрерывной Пасхой, переходом к вечной жизни, победой над смертью. Речь идет о нашем участии в Вечере радости Воскресения, веселия и радости в Боге. Ибо «нашедший такую радость не только не озирается на страсти, но не обращается и на саму жизнь свою, и с того времени в нем не рождается никакого иного чувства, если радость сия порождена истиною (Исаак Сирин, Аскетические опыты, с. 163)». Божественное Причастие - это таинственное предвкушение Воскресения, Царствия Божия, нашего вступления в Радость Жениха нашей Церкви, Господа Иисуса Христа. Это залог будущей райской жизни.

Дай Бог, чтобы мы до последнего вздоха достойно принимали участие в Трапезе бессмертия как соучастники и причастники Тела и Крови Христовых.

 

Священная Манийская Митрополия

http://aktines.blogspot.com/2020/04/blog-post_65.html

@ Перевод интернет-содружества "Православный Апологет" 2020 год.

 

 

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События