Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Наша Святая Церковь

Ἁγία Ἐκκλησία μας

Иерофей, Митрополит Навпактский и св. Власия

ПИСЬМЕННАЯ ПРОПОВЕДЬ

0-711

В 9-м члене «Символа веры», который внес II Вселенский собор[1], мы исповедуем: «Верую, по едину, святую, соборную (кафолическую) и апостольскую Церковь», то есть я верю, что Церковь является одной, святой, соборной (кафолической) и апостольской. То есть это экклесиологическая статья (член), в которой говорится о Церкви как теле Христовом. Так как прежде в Символе вере говорится о Троичном Боге, о творении мира Богом, о вочеловечении Христа, то далее речь идет о Церкви.

Согласно учению апостола Павла, которое является плодом божественного откровения, данного ему, Церковь - это Тело Христово,  а Христос – это Глава Церкви. Сын Божий и Бог Слово во время своего вочеловечения восприял совершенное человеческое естество от Пресвятой Богородицы, и при его восприятии е сразу же его обожил. Это человеческое естество было в высшей степени чистым, но страстным и смертным, поскольку Христос во время Своего вочеловечения добровольно восприял страстность и смертность, дабы тем самым Своей плотью победить дьявола, грех и смерть. Христос после Своего Воскресения исключил все непорочные страсти, и таким образом человеческое естество становится причастным славе Троичного Бога. Во время Пятидесятницы и ученики Христа, и те, которые уверовали во Христа, стали членами этого Тела Христова. Таким образом, теперь Церковь является Телом Христовым, тем, которое восприял Христос и которое Он обожил и тело, которое находится в таинстве божественной Евхаристии на Святом Престоле. Тем самым и мы, как члены Церкви, причащаемся Тела и Крови Христа.

II Вселенский собор счел нужным внести эту статью (член) в Символ веры, потому что в это время между I  и II Вселенскими соборами появились различные расколы и еретические отклонения, которые различным образом учили о Христе и Святом Духе: ариане, полуариане, аномеи, омиусиане и другие. На протяжении 56 лет, которые отделяли I и  II Вселенские соборы, велись многочисленные богословские споры, происходили противостояния, отделялись многочисленные христианские группы во главе с епископами, и каждая из них  оспаривала право на то, что она является настоящей Церковью. Поэтому отцы II Вселенского собора, вместе с догматическими определениями о божестве Христа и божестве Святого Духа, установили определение и том, что такое истинная Церковь, и каковы ее свойства. Это очень важно, потому что тем самым указывается на то, что искажение догмата о Троичном Боге имеет свои последствия и в экклесиологии. То есть тот, у кого есть ошибочные богословские взгляды, кто излагает ереси, тот не может принадлежать Церкви.

Давайте обратим наше внимание не те признаки,  свойства, которыми обладает истинная Церковь, которые изложены в «Символе веры». При этом нам всегда необходимо перед глазами иметь учение апостола Павла и Отцов Церкви о том, что Церковь это не некая человеческая организация, но Богочеловеческое Тело Христа, не человеческое учреждение, но Богочеловеческое Учреждение, Тело Богочеловека Христа.

Первое свойство Церкви – это то, что она «Одна (Единая)». Так как одна глава, что и тело одно также. Как и каждый человек, который имеет  только одну голову и одно тело, иначе бы это был бы не человек, а чудовище. Так и Христос, Который является Главой Церкви, имеет одно тело, которое Он питает и наставляет. Не существует множество тел, то есть многих «Церквей».

Это говорится в том смысле, что Поместные Православные Церкви, несмотря на то, что их много, Церковь остается единой. Это объясняется тем, что Тело Христово в Божественной Евхаристии также одно.    Все те, которые причащаются Тела и крови Христовых, они принимают всего Христа, а не какую-то Его часть, поскольку Тело Христово «разделяется неделимо в частях». А поскольку пометные Церкви имеют ту же веру и имеют между собой общение то они составляют единую церковь.

Однако  не то же происходит с опадающими от Церкви по причине ереси. Когда некоторые христиане, которые учат учению, которое отличается от учения Христа, Апостолов и решений Вселенских соборов, то таковые не принадлежат Единой Церкви, но принадлежат парасинагогам, поскольку они отрываются от Церкви, Тела Христова. В таких случаях не происходит деления на части Тела Христова, но эти инославные христиане отделяются и исключаются из Тела Христова, Церкви. Это происходит и с организмом человека, который отвергает испорченные продукты и вещества, которые ему не нужны.

Вторым свойством Церкви является то, что она Святая. Она Святая потому, что она освящена Христом, она является благословенным Телом Христа, а не так называемым мистическим Телом Христа. Христос обожил человеческое естество, которое он восприял от Пресвятой Богородицы, а тем самым Его Тело является непорочным, нескверным. Христос, Который освятил Церковь, освящает и члены Церкви, члены Его Тела.

То есть Церковь не освящается ее членами, но она сама освящает все члены с помощью Таинств. Глава, которой является Христос, освящается (то есть делается святой) церковь и все ее члены. Следовательно, никто из нас не является спасителем Церкви, поскольку Спаситель Церкви это Христос, ее Глава. Мы пребываем в Церкви со смирением, чтобы освящаться, получать святость, а не для того, чтобы ее делать святой.

Третье свойство Церкви это что она является «Кафолической-Соборной». Слово кафолическая (καθολική), которое означает всецелая, имеет множество значений. Называется она кафолической, потому что она распространена по всему миру, потому что она сохраняет полноту истины и имеет одну общую жизнь, которой могут жить все ее члены. Слово «Кафолическая» отождествляется со словом «Православная», когда оно означает, что Церковь обладает всей истиной, которую открыл Христос Пророкам, Апостолам и Отцам, и как ее Церковь исповедала на Вселенских соборах. Вне Православной Церкви не существует истинной Церкви.

Четвертое свойство Церкви – то, что она является «Апостольской», потому что Апостолы – это ученики Христа, которым Он передал истину. Трое из этих учеников видели славу Его божества на вершине горы Фавор. Все, за исключением Иуды, видели Воскресшего Христа, приняли в день Пятидесятницы Святого Духа, стали членами Тела Христова. Они исповедовали эту истину учением устно и письменно, а также своим мученичеством, которого они были удостоены. Отцы также являются преемниками святых Апостолов, а поэтому то слово Апостольское подразумевает, что Церковь Отеческая.

Четыре эти свойства Церкви, то есть «Единая, Святая, Кафолическая-Соборная и Апостольская»  извещают о том, что истинная Церковь – это Православная Церковь, а ее действительными членами являются те люди, которые в ней пребывают и освящаются Таинствами и принимают все ее учение.

http://www.parembasis.gr/index.php/el/menu-teyxos-264/5387-2018-264-15

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2018год

 

 

[1] Проходил в 381г. по Р. Х. в Константинополе, был созван благочестивым императором Феодосием Великим



Подписка на новости

Последние обновления

События