Протопресвитер о. Петрос Афанасопулос, главный архиерейский эпитроп священной митрополии Арголиды
Преображение Христово и истинная красота человека
Η Μεταμόρφωση του Χριστού και η αληθινή ομορφιά του ανθρώπου
Преображение Господа нашего Иисуса Христа произошло незадолго до Его Страстей на горе Фавор, а именно за сорок дней до Его распятия. Церковь торжественно отмечает его 6 августа. В зависимости от того, когда ежегодно празднуется Пасха, следует праздновать и Преображение, но, поскольку оно совпадает с Великим постом и не может быть торжественно праздноваться, то Церковь не случайно установила дату для празднования 6 (19) августа, так как она предшествует сорока дням от праздника Преображения Господня до праздника Воздвижения Креста Господня (14-27 сентября), которая имеет подобие Страстной пятницы.
«…Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ним;, и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие». (Мф. 17, 1-3).
Вот как описывает Преображение Христово евангелист Матфей. Целью Преображения Господа Иисуса было поддержать учеников в вере в то, что Он есть Сын Божий, и не поколебаться в вере тогда, когда им предстоит увидеть дни Его Страстей.
Христос в определенный момент на горе Фавор явил славу Своего Божества, с которой человеческая природа была соединена с момента зачатия во чреве Богородицы. Это значит, что Он открыл, кем Он был!
Преображение Христово произошло днем, поэтому ученики увидели два солнца, осязаемое и умопостигаемое, как говорит святой Иоанн Дамаскин. Чувственное солнце было скрыто и уничтожено лучами Божества Христова. Святой Исаак Сирин говорит, что ученики на Фаворе видели два солнца «одно на небе по природе, а другое вопреки природе».
Следует подчеркнуть, что в этом событии Преображения открылось явление Святой и Единосущной Троицы, так же, как это произошло в реке Иордан при Крещении Господнем. Сын и Слово Божие преображается на глазах Петра, Иакова и Иоанна, раскрывая Свою божественную славу, слышен голос Бога Отца, подтверждающий, что это Его возлюбленный Сын, а Святой Дух был светлым облаком, осенившим Его Учеников.
На Фаворе Господь Иисус, преобразившись, показал, что было прообразом сотворения человека. Христос впервые представляет взору людей «первообразную красоту образа», то есть ту истинную красоту, которая была у него изначально и которую человек может вновь обрести, достичь, то как он создан «по образу» Божию.
Все праздники, входящие в план Божественного Домостроительства, помимо христологичности, еще обладают сотериологичностью. Это относится и к Преображению Христову. Христос Своим Преображением показал не только обожение человеческой природы, но и славу тех, кто соединится с Ним. Ведь в этом цель человеческого существования и центральный пункт сотериологического учения Церкви.
Таким образом, Преображение проектируется как жизненный опыт, связанный не только со Христом, но и с каждым человеком. Этот праздник ведет нас на гору нашего личного преображения. Вот почему, если мы хотим следовать за Христом, мы должны преобразиться вместе с Ним! Нам необходимо иметь чистоту жизни, чтобы заслужить вид света Его Преображения.
Именно поэтому мы живем в Церкви, и стремимся стать не только добрыми людьми, но по Благодати Богами, сынами и дочерьми Божиими, любящими красоту и лепоту Христа и желающими обрести «древнюю красоту».
Давайте помолимся Христу, который есть «Свет от Света», такими словами:
«Христе, свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущаго в мир, да знаменуется на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный и исправи стопы наши к деланию заповедей Твоих, молитвами Твоея Пречистыя Матери и всех святых. Аминь» (молитва первого часа).
Аминь.
Источник: https://www.pemptousia.gr/2024/08/i-metamorfosi-tou-christou-ke-i-alithini-omorfia-tou-anthropou/