Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Слово на Страстную и Великую Субботу

Για το Άγιο και Μέγα Σάββατο

Архимандрит Георгий Капсанис, проигумен священной обители прп. Григория, Святая Гора Афон (†)

Αρχιμανδρίτης Γεώργιος Καψάνης (†)

 

Господь сподобил нас отпраздновать Его трехдневное погребение и заранее отпраздновать Его святое Воскресение. Наш Господь не только стал человеком для нашего спасения, не только пережил пощечины, оплевания, удары и побои и страшную крестную смерть, но также восприял и претерпел и это погребение.

 

Погребение Господа - это последняя, завершающая точка Его уничижения Господь не хотел спасать нас внешне, как одного из богов машин, как , Его кеносиса. Этот Господь жизни и смерти будет находиться во гробе! «Мыслиться среди мертвых», как говорит наша Церковь. И поэтому, хотя Сам Он оказался сопричисленным к от века скончавшимся мертвецам, как мёртвый Он Сам умертвил смерть, воскрес из мёртвых и в Его встретил всеродный Адам, весь человеческий род.

Господь не восхотел совершить наше спасение внешне, как некий бог-машина, робот, как в древнегреческих трагедиях. Он спас нас, войдя в нашу собственную трагедию, в нашу собственную безысходность, в нашу собственную смерть и даже в наш собственный гроб. И когда Он совершил величайшее дело Своего человеколюбия, войдя в наш гроб, в то время Он победил смерть, Он воскресил Себя и встретил нас.

Он не хотел воскресить нас, не причислив Себя к мертвым, находящихся, усопших во гробе. Таким образом, мы знаем, что Бог, в которого мы верим, - это Бог, который действительно разделил всю нашу боль и страдания. И нет никаких видов человеческих страданий, которые Он бы не разделял, не сделал Своими собственными. Он соделал все наши страдания, кроме греха, Своими, чтобы исцелить нас от них. Если бы Он не сделал Своей собственной нашу смерть, то Он бы не нас не воскресил, и не исцелил бы нашу смерть.

 

Вот почему сегодня мы с глубокой благодарностью, с максимальной осознанностью, благодаря нашей духовной анестезии, мы можем мысленно поклоняться Господу, положенному во гроб, Его благодарить и его познавать как единственного истинного благодетеля нашей жизни, потому что Он единственный, кто претерпел нашу смерть. И в то же время мы просим его помочь и нам обрести Христов нрав, то есть этос Христа, этос, подобный Его собственному этосу, о котором святой Игнатий Богоносец  говорит, что также называет «подобным Богу», (*) то есть нрав, этос подобный Богу.

 

Этот этос Христа виден сегодня и явился вчера в Страстную Пятницу. Это этос глубокого смиренномудрия, это этос жертвенности, это этос приношения, это этос отдавать все в пользу тех, кого вы любите, даже если они ваши враги. И если мы, христиане не ведем борьбы, не стремимся, преодолевая наше самолюбие и эгоизм, иметь смиренный дух нашего Христа, мы не будем достойными Его учениками.

С этими мыслями мы готовимся принять сегодня вечером радостную весть о Его Святом Воскресении, столь прекрасную, что наша Церковь в эту ночь, столь славную и светлую, литургически ее будет переживать.

 

Я желаю всем вам, кто находится здесь, братья, чтобы Бог нас удостоил того, чтобы мы праздновали эту ночь с духовным чувством, с духовными очами способными мысленно узреть Воскресшего Господа, чтобы мы смогли сделать Его своим и сделать Его Воскресение нашим воскресением.

 

(*) св. Игнатий Богоносец, «послание к Магнезийцам, глава. VI, стр. 178 и «Послание к Поликарпу Смирнскому», глава. Ι, σελ. 216, εν Βασ. Μουστάκη, Οι Αποστολικοί Πατέρες, εκδ. «Αστήρ» Α. και Ε. Παπαδημητρίου, Αθήναι 1986.

 

Из книги: † Αρχιμανδρίτου Γεωργίου, Ομιλίες σε Εορτές του Τριωδίου και περί αρετών (των ετών 1981-1991) Γ’. Έκδ. Ι.Μ. Οσίου Γρηγορίου, Άγιον Όρος 2017, σελ. 207.

 

https://www.koinoniaorthodoxias.org/ixitika/omilies/arximandritis-georgios-kapsanis/gia-to-agio-kai-mega-savvato/

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2021г.



Подписка на новости

Последние обновления

События