Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа — оптимистическое пророчество на будущее (митрополит Флоринский Августин Кантиотис).

 

 

В ту ночь, мои возлюбленные, в ту самую ночь, когда пастухи пасли своих овец на склоне Вифлеема, а звезды небесные сияли необыкновенным светом, в ту незабываемую ночь раздалось божественное пение. Не один и не два ангела, но целый сонм ангелов, многочисленное ангельское воинство восходило к небесному своду и нисходило на землю вновь, воспевая дивную песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк 2, 14).

Во всей мировой литературе нет другого гимна, который выражал бы столь высокие смыслы в столь немногих словах. Эта богодухновенная песнь — настоящий шедевр. Она вошла в православное богослужение как Великое славословие. Это краткое изложение той спасительной миссии, совершить которую в этом міре пришел наш Господь Иисус Христос. А ещё  это пророчество, оптимистическое и утешительное пророчество о будущем человечества.

Давайте рассмотрим теперь слова «и на земли мир». Что они означают?

* * *

Когда родился Христос, мои возлюбленные, человечество в политическом плане было объединено под скипетром кесаря Августа. Впервые наступил длительный и стабильный мир во всей «вселенной», как тогда называли огромную Римскую империю. Если в любой точке этой громадной державы, от Дуная до Рейна, какой-то мятежный народ осмеливался поднять голову, это восстание немедленно подавлялось жестокими легионами Рима. Этот мир историки называют «Пакс Рома́на» (от латинского  Pax Romana, что переводится как  «Римский мир»).

Итак, в этом міре установился политический мир. Но народы не были счастливы. Вся Вселенная стенала. А Дельфийский оракул и римские сивиллы пророчествовали в один голос (что совпадало и с пророчествами Израиля), что придет Некто, «чаяние языков» (Быт. 49, 10), Который силою сокрушит режим угнетения и насилия, и на руинах древнего міра воздвигнет новое идеальное общество, «Царство Небесное» (Мф. 5, 3), которому «не будет конца» (Лк. 1, 33).

Удивительно, что того же ждали и народы Америки, изолированные от европейцев и не имеющие никаких контактов с ними и с другими народами міра. Как вы думаете, какой первый вопрос задали туземцыКолумбу, когда он прибыл в Америку: «Он пришел?», «Он уже на земле?». До Рождества Христова все народы земные ждали прихода Спасителя.

И Он действительно пришел. Это величайшее историческое событие на нашей планете. Чаяние языков свершилось. Пришел Тот, Кого ждали народы Америки. Тот, Кого ждал Рим. Тот, Кого ждал Восток. Тот, Кого ждали астрономы Персии и философы Греции. Родился наш Спаситель, Христос.

Как же Он явился на землю? Он пришел не как император, в окружении легионов военных. Он пришел без оружия. Он пришел как Богомладенец, родившийся в очень скромных условиях: в убогой Вифлеемской пещере для скота.

Для чего Он пришел? Чтобы принести на землю мир. Но каков этот «..и на земли мир», воспеваемый ангельским хором? Мир Христов отличается от «pax Romana», ведь он не от міра сего. Мир Христов имеет три измерения: во-первых — это мир с Богом; во-вторых — мир с ближними, а в-третьих — мир с самим собой.

* * *

Мир с Богом. Как мне выразить, что это такое? С помощью одного примера. Когда мы были маленькими детьми и совершали какой-то проступок, то вечером мы неохотно возвращались домой. Мы боялись отца. И лишь когда наш отец успокаивался и подмигивал нам в знак любви и прощения, мы бежали к нему навстречу, он обнимал нас и целовал, и таким образом восстанавливались отношения между сыном и отцом. Нечто подобное произошло и с человечеством. Человек согрешил, нарушил заповедь Божию, сбился с пути. И с тех пор его, словно тень, всегда сопровождает чувство вины. Это общепризнанное психологическое явление; чувство, знакомое всем людям. То самое чувство, которое древние выражали в виде богинь мести Эриний. То, что мы называем сегодня «тревогой». Психиатры не могут вылечить чувство тревоги, и количество психоневрологических клиник непрестанно растет. Эта тревога является не чем иным, как следствием вражды между человеком и Богом.

Но как говорит апостол Павел в своем Послании к Римлянам: «Будучи врагами, мы примирились с Богом» (Рим. 5, 10). Наступил мир, произошло чудо, человек примирился с Творцом. Пала великая стена, разделявшая небо и землю, Бога и человека. Единственный, Кому под силу было её разрушить — это Господь наш Иисус Христос. И это действительно так. Через Христа мы получаем прощение и оставление наших грехов и оправдание перед Богом. И тогда в самой глубине своего сердца человек слышит сладчайший глас Отца Небесного.

Мир с ближними. Грех нарушил гармоничные отношения не только с Богом, но и с другими людьми. С тех пор, как Каин убил Авеля и земля была залита кровью, всюду воцарилась ужасная ненависть. Результатом этой ненависти стали междоусобицы, локальные и мировые войны. Ненависть подобна туману, в котором ничего не разглядеть перед собой — бывают случаи, когда брат стрелял в своего брата. Ужасный туман ненависти покрыл всю землю, а любовь оскудела. Но пришел Христос, и Солнце правды развеяло туман ненависти. И так на землю возвращается мир.

Мир с самим собой. Звучит несколько странно, но и очень верно: грех повредил целостность человека, нарушил гармонию его души. Мы больше не одно целое — утверждать подобное было бы неправдой. Мы раздвоены, мы разделены. Как заметил Платон, в глубине человеческого сердца сражаются два мира: свет и тьма, истина и ложь, ангел и сатана. Идет страшнейшая духовная брань. Величайшая битва, которую не найти в учебниках по истории, когда полем боя становится сердце человека. Там сражаются две силы. Одна побуждает нас стремиться к Небу, призывает наверх. А другая желает нашего низвержения, погружает в пучину. Человек похож на орла с подрезанными крыльями: хочет взлететь высоко, но у него нет сил. В этом заключается трагедия человечества.

В нашем сердце идёт настоящая война. Со дня рождения человека и до конца его жизни. И если он сможет подчинить плоть свою духу, а низшее высшему, то тогда он сподобится великой победы! Какговорили наши предки, наивысшая победа — это победа над собой. Потому что никто другой не может причинить человеку такого вреда, как он сам, даже демоны.

Итак, мир Христов — это значит мир с Богом, мир с ближними и мир с самим собой через спокойствие совести.

* * *

«О мир, сладостно имя твое, а еще более приятно вкусить тебя на деле» (Св. Григорий Богослов, P. G. 35, 1132). Где ты живешь, где пребываешь? Во дворцах, где царствует роскошь, или, может быть, в академиях, местах великой учёности? Нет. Ты найдёшь его в Вифлеемской пещере. Дух Святый покоится в сердцах у смиренных людей, пастухов — тех, кто исполняет Божию волю. «Мир мног любящим закон Твой» (Пс. 118, 165). «И на земли мир».

– Что вы мне будете тут рассказывать, это какие-то выдумки. Всё это прекрасно в теории. Но что происходит на практике?

Действительно, в это самое время на нашей планете есть множество «горячих точек», очагов войны. Сверхдержавы пробурили горы и в рукотворных пещерах хранят ядерное оружие, чтобы воспользоваться им в любую минуту. Так что же нам, прийти в отчаяние?

Нет, дорогие мои. Мы настроены оптимистически. После того как взошла Вифлеемская звезда, в наш мір излились лучи надежды. Мы верим, что Христос — это всемирная Ось, это Центр человечества. Христос — это Альфа (A) и Омега (Ω). Мы верим, что однажды наступит мир во всем міре и, по пророчествуИсаии, «агнец будет пастись вместе с волком» (Ис. 11, 6), то есть наступит мир Христов. Совершитсявеликое таинство. И тогда будет «едино стадо и един пастырь» (Ин. 10, 16). И снова в поднебесье раздастся несмолкающий глас, звучащий в веках: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Аминь.

(†) Митрополит Флоринский Августин (Кантиотис)

Расшифровка проповеди, которая состоялась в храме св. Пантелеимона Флоринской митрополии 25.12.1973.

 

Источник: http://www.augoustinos-kantiotis.gr/?p=77580#more-77580

 @Перевод «Трость Скорописца», 2021 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.

https://myrophoros.blogspot.com/2021/01/blog-post_6.html

Автор иконы: Франгос Кателанос, 1548 г.



Подписка на новости

Последние обновления

События