Иоанн М. Фундулис
Почетный профессор Фессалоникийского университета им. Аристотеля
Великая (Страстная) Неделя
Μεγάλη Ἑυδομὰς (Β΄)
Часть 2
В предыдущей лекции мы коснулись тематики Недели Вайи и трех первых дней Страстной Недели. Сегодня мы займемся последними днями Великой Недели: Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота, которые являются самыми почитаемыми и священнейшими днями всего церковного года. Они составляют ядро всего Предпасхального периода. Эти первые сформировались в очень древние времена и вокруг них, до и после Пасхи, Святыми Отцами были созданы в разной мере литургические периоды. Богослужебные последования этих трех дней не имеют никакого подобия. То есть, нет никаких человеческих возможностей и сил для того, чтобы в достаточно удовлетворительной мере изучить литургическое одеяние основных тем, празднование которых совершается в эти дни. Порядок богослужебных последований, богатство и изумительная красота гимнографии, поразительный отбор и порядок чтений из Священного Писания, образность воспроизведений спасительных Страданий, придают им сверхкосмический, сверхчеловеческий, божественный характер.
Но давайте проделаем своего рода систематические наблюдение за этими историческими темами и литургическим содержанием этих дней.
Великий Четверг это достопочтенный день Тайной вечери, священного Таинства Божественной Евхаристии. Предательство совершилось, но Господь продолжает далее идти и несмутительно к страданиям так, словно Ему не известны тайные интриги. Во время вечера предлагается Пасхальная трапеза, на ней присутствуют Он и двенадцать учеников. Господь встает и господин совершает дело раба; препоясавшись лентием, Он умывает ноги учеников, подавая высочайший пример смирения и служения. И далее следует вечеря: Законная Пасха, но и «новая Пасха», «Тело и Кровь Господа». Христос предлагает их ученикам и в Своей Церкви новую трапезу, безсмертия, таинство, которое на протяжении веков будет совершаться по Его заповеди, дабы Его народ был бы участником в Его божественной природе и чтобы создавалось тело Его Христоносных и Богоносных учеников. И завершается вечеря прощальной беседой и знаменитой Первосвященнической молитвой, молитвой Господа о Его учениках, о Его Церкви. Малое количество сопровождавших Господа покидает небесный Сион, где они вкусили новую Пасху.
Эти события рельефно изображаются в богослужении Великого Четверга. На утрени, которая совершается местами, или на вечерни Великой Среды, или утром Великим Четвергом, читается Евангелие от Луки, канон кир Космы и стихиры и апостихи благодарственные стремятся раскрыть весь этот цикл священной тематики: Тайной вечери, преподания Таинств, умовение ног, предательства Иуды. На вечерне совершается повторение всей это тематики. Чтения из Ветхого Завета подобраны так, чтобы донести до нас голос пророков, которые заранее предвозвестили о Страдании, апостолы вещают о преподании Божественной литургии, а маленькое зачало из Евангелия от Матфея резюмирует все события, которые происходили: начиная от первых действий первосвященников и книжников против Христа и до осуждения Его Синедрионом. И остаются эти два главных события, Тайная вечеря и умовение ног ученикам, для того чтобы стать предметом двух особых памятных обрядов-церемоний: Божественной литургии и омовения ног. Эти две церемонии несколько преданы забвению. Замечательная литургия, которая в то время совершалась вечером, в час обеда, сегодня совершается рано утром, чтобы оказать помощь и услугу верующим, которые приходят ради Таинства. Впрочем, обряд священного умовения совершается только в Иерусалиме, древней колыбели, а также в некоторых местах. Обряд омовения был настоящим тайнодействием (μυσταγαγωγία), неким воспроизведением этой священной сцены. Епископ омывал ноги двенадцати клирикам, в это время в форме диалога читается соответствующее зачало Евангелия от Иоанна. А литургия Василия Великого совершалась в точности в тот час, когда совершалось это необыкновенное событие. Это было настоящее воспроизведение необычайной Вечери на г. Сион. Народ Божий разделял вместе с апостолами «трапезы господней чуждей и бессмертия». На этой литургии главенствует древний тропарь: «Вечери тайныя днесь. Сыне Божий, причастника мя прими…». Он заменяет Херувимскую песнь и причастен Божественной литургии. «Днесь…», в ежегодно повторяющейся Тайной вечери, Господь приемлет причащающихся Ему верующих как подражающих Его верным ученикам, которые не предадут веру как Иуда, но вместе с разбойником, висящим на кресте, они будут исповедовать, что они являются недостойными гражданами Его Царствия.
Святая и Великая Пятница это день страданий, мученичества. И она является, согласно замечанию из Триоди, «святы́я, и спаси́тельныя, и стра́шныя Стра́сти соверша́емъ Го́спода и Бо́га Спа́са на́шего Іису́са Христа́, я́же на́съ ра́ди во́лею прія́тъ. Оплева́нія, біе́нія, зауше́нія, доса́ды, насмѣя́нія, багря́ную оде́жду, тро́сть, гу́бу, о́цетъ, гво́здія, копіе́, и по си́хъ всѣ́хъ Кре́стъ и сме́рть, — я́же вся́ въ пято́къ содѣ́яшася; а еще — благоразумнаго разбойника, сорапятаго Ему, спасительное на кресте исповеданiе…»
Это день явления крайнего смирения и высочайшей жертвы. Божественная литургия в этот день не совершается. Пасхальное таинство подле высочайшей жертвы высоко поднимается, когда единственный раз в течение столетий она приносится Великим Архиереем, Который был и жрец и жертва, «Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый» на облитом кровью жертвеннике Кресте. Во время утрени читаемые двенадцать зачал, двенадцать Евангелий, нам обрисовывают Страдания Христа во всех их фазах, из всех Евангелий. Прежде всего, они нас вводят на небесный Сион, чтобы мы могли бы услышать прощальную беседу и Первосвященническую молитву, «Евангелие Завета», чтобы мы проследили за всеми шагами Господа по пути на гору Елеон, чтобы мы смогли бы услышать совершаемую в борьбе агонии молитву в Гефсиманском саду. Мы присутствуем при предательстве и при аресте; при вынесении суда и выражении призрения в Синедрионе и на Его смертном приговоре, вынесенном первосвященниками и Пилатом: на отречении и покаянии Петра; на пути, ведущем на Голгофу, при распятии, при мученической смерти, при пронзении копьем, при снятии со Креста, при погребении и запечатании гроба камнем. И все эти события вспоминаются прекрасными песнопениями и образно живописуются во время процессии со Крестом Господним и его водружении по середине храма. Последование Великих часов с пением особых мессианских псалмов и чтениями из Ветхого и Нового Заветов и соответствующих песнопений нас переносят из претории с Пилатом на Голгофу для того, чтобы мы представили себя находящимися вместе с Богородицей и возлюбленным учеником перед страшным мучением на кресте в 6 час, и при «Свершишася» в 9 часу. А во время Великой вечерни вместе с Иосифом Аримафейским и Никодимом с великим потрясением мы соучаствуем в снятии со Креста, для того, чтобы вместе с женами мироносицами принять участие в оплакивании на утрени Великой Субботы «живаго мертвеца» и чтобы его положить в новом гробе.
Речь не идет только о воспоминании, о воссоздании, о неком виде священного театрального представления, которое Церковь захотела нам преподнести этими священными обрядами. Страдания Христа — это не история прошлого, которую нам Церковь просто преподать для нашей памяти. Это некое перенесение прошлого в нынешнее время, и, обратно, нынешнего времени в прошлое. Это таинство. Таинство, которое для каждого из нас освежает события, чтобы человек сам лично переживал события высочайшей важности – Божественные страдания, чтобы стать причастником искупительных страданий и славы Христа. Поэтому «днесь» и вновь грядет Христос, «днесь» Он преподает свое тело и кровь для ястия и пития, «днесь висит на древе», «днесь» Он снимается с Креста и погребается.
И наступает время молчания: великого ожидания, благоволения. Время покоя: Суббота. Господь покоится во гробе; Он сказал «Свершишася»; Он завершил Свое дело, как создатель, а теперь совершает вечное субботство, «упокоение». «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.»[1] Та Суббота при творении мира, Законная Суббота, предизображала эту Субботу Господню. Субботу покоя. «Жизнь и соние». Он спит, как лев из колена Иудова. «Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» [2] Итак, молчание, молчание из за страха до смерти Господа. «Да молчи́тъ вся́кая пло́ть человѣ́ча, и да стои́тъ со стра́хомъ и тре́петомъ, и ничто́же земно́е въ себѣ́ да помышля́етъ». Но это молчание является плачем и рыданием из-за смерти и Ада. Живый мертвец сокрышает врата его, избавляет из его вечных уз. Его смертью умервщляется смерть. В это двойное представление, почивание во гробе Господа и попирание уз Ада благодаря Его сошествию туда, нас переносят тропари Великой Субботы, выборку из которых мы прослушаем. Будут петь две первые стихиры 2 гласа, две первые стихиры вечерни 4 гласа и о славословие 2 гласа:
«Дне́сь содержи́тъ гро́бъ Содержа́щаго дла́нію тва́рь; покрыва́етъ ка́мень Покры́вшаго добродѣ́телію небеса́; спи́тъ Живо́тъ, и а́дъ трепе́щетъ и Ада́мъ отъ у́зъ разрѣша́ется. Сла́ва Твоему́ смотре́нію, и́мже соверши́въ все́ упокое́ніе вѣ́чное, дарова́лъ еси́ на́мъ, Бо́же, всесвято́е изъ ме́ртвыхъ Твое́ Воскресе́ніе.»[1]
«Что́ зри́мое видѣ́ніе? Ко́е настоя́щее упокое́ніе? Ца́рь вѣко́въ, Иже стра́стію соверши́въ смотре́ніе, во гро́бѣ суббо́тствуетъ, но́вое на́мъ подая́ суббо́тство. Тому́ возопіи́мъ: воскресни́, Бо́же, судя́й земли́, я́ко Ты́ ца́рствуеши во вѣ́ки, неизмѣ́рную имѣ́яй ве́лію ми́лость.»[2]
«Дне́сь адъ стеня́, вопіе́тъ: у́не мнѣ́ бя́ше, а́ще бы́хъ отъ Марíи Ро́ждшагося не прія́лъ; прише́дъ бо на мя́, держа́ву мою́ разруши́, врата́ мѣ́дная сокруши́, ду́ши, я́же содержа́хъ пре́жде, Бо́гъ сы́й воскреси́. Сла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ и Воскресе́нію Твоему́!»[3]
«Дне́сь а́дъ стеня́, вопіе́тъ: разруши́ся моя́ вла́сть, прія́хъ Ме́ртваго, я́ко еди́наго отъ уме́ршихъ, Сего́ бо держа́ти отню́дъ не могу́, но погубля́ю съ Ни́мъ, и́миже ца́рствовахъ; а́зъ имѣ́хъ мертвецы́ отъ вѣ́ка, но Се́й (се́) всѣ́хъ воздвиза́етъ. Сла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему́ и Воскресе́нію Твоему́!»[4]
«Дне́шній де́нь та́йно вели́кій Моисе́й прообразова́ше, глаго́ля: и благослови́ Бо́гъ де́нь седьмы́й. Сія́ бо е́сть благослове́нная суббо́та, се́й е́сть упокое́нія де́нь, въ о́ньже почи́ отъ всѣ́хъ дѣ́лъ Свои́хъ Единоро́дный Сы́нъ Бо́жій, смотре́ніемъ, е́же на сме́рть, пло́тію суббо́тствовавъ, и во е́же бѣ́, па́ки возвра́щься Воскресе́ніемъ, дарова́ на́мъ живо́тъ вѣ́чный, я́ко еди́нъ Бла́гъ и Человѣколю́бецъ.»[5]
Великая Суббота является прелюдией надежды на воскресения: гроб, предверие восстания. С гробовым молчанием смешивается предпраздственная радость достославного и светлого дня воскресения. Словно призыв и словно сигнал к усопшему Господу, но и как предпраздственная песненная радость отдается эхом в наших храмах пророчество:
«Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всехъ языцехъ»[6]
[1] Самогласен 2 гласа на Хвалитех утрени Великой субботы
[2] Там же
[3] Самогласен 8 гласа на «Господи воззвах» Вечерни Великой Субботы
[4] Там же
[5] «Слава» на «Господи воззвах Вечерни Великой Субботы
[6] Пс. 81, 8
Источник: ΙΩΑΝΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ, Καθηγητοῦ Παν/μίου Θεσσαλονίκης. ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ. Έκδοση Τρίτη. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΔΙΑΚΟΝΙΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. 1997, σελ.80-87
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2020г.