В. П. Филимонов
Второй крестовый поход Франциска на Кавказ
От Православного Апологета: Относительно предстоящего «апостольского визита» в Грузию Римского папы Франциска мы считаем необходимым выразить наше мнение и суждение и представить его нашим читателям. Нам видится этот «визит» неслучайным. Он должен обязательно прочитываться в контексте отказа Грузинской Правослваной Церкви участвовать в т.н. «Святом и Великом Соборе» и взрыве негодования на иерархов и предстоятеля этой Церкви со стороны Всленской Патриархии, насквозь пропитанной духом «религиозного индиффентизма». Вселенская Патриархия, судя по поведению Константинопольского Патриарха Варфоломея, пытается навязать всеми методами Православной Церкви мысль о т.н. «Восточном папизме-деспотизме». И эта идея своими корнями уходит в период раскольнической деятельности «яркой и выдающейся» личности патриарха Мелетия Метаксакиса,имевшего посвящение в 33 ступень масонства. С тех пор Вселенская Патриархия все более падпает под сильную струю антиправославной реформации и вырабатывает теорию о Вселенском первенстве с соотвествующими преимуществами Константинопольского патриарха. Несомненно, что эта идея была выработана «политической закулисой», в недрах масонских лож, стремящихся подчинить своей валасти высшую иерархию Православной Церкви, а через них и всю. Православную Церковь, чтобы от нее оставить лишь одно наименование, лишив ее спасительной и благодатной силы, связи с Троичным Богом, что в свое время удалось проделать с Римской Церковью, певратив ее в еретическое сборище. Грузинская Церковь, сплоченная вокруг хотя и болезненного, но духом крепкого Католикоса-Патриарха Илии II, стала поперек амбиций пролатинской Вселенской Патриархии, но, прежде всего, поперк планов «таной политической закулисы», слишком ярко разливая свет Христовой Истины по Вселенной. И чтобы погасить этот свет,уничтожить Православие, выработан новый план – окатоличивания Православной Грузии, ниспровержение авторитета Грузинской Православной Церкви и ее Предстоятеля. Мы не сомневаемся нисколько в том, что правительство Грузии, приглашая Римского папу Францска в Грузию, этот удел Богоматери и исторический оплот Православия, исполняет заранее продуманный и навязанный ей план. А Католикос-Патриарх и вся иерархия Грузинской Церкви для них не имеет никакого значения. Это было и при Шеварнадзе, известном члене «политической закулисы» и исполнитлее ее воли и планов, так и теперь. Нынешнее правительство, проамериканское по своей ментальности, использует в своих инетресах болезненное состояние Католикоса, его же использует и Константинополь, игнорируя все предложения Грузинской Церкви по всеправославному Собору, демонсттративно оскорбляя грузинскую иерархию, лишая ее голоса во время Предсоборных совещаний. Мы нисколько не сомневаемся и в том, что в плане «апостольского визита» Римского папы Франциская в Грузию не малое значение сыграла Вселенская Патриархия. Дай Бог, чтобы это было не так. Однако даже последняя реакция Вселенской Патриархии на визит в Грузию делегации клириков и профессоров Элладской Церкви мало оставляет сомнений в том, что она не причастна к «расправе» над Грузинской Церковью. Для читателей нашего сайта мы лишь в качестве информации скажем, что Вселенская Патриархия потребовала отлучения от Церкви всех членов делегации духовенства и профессоров, посетивших Грузинскую Православную Церковь, расценивая эти действия как «подрыв единства Церкви» (См. Εξαπτέρυγα του Φαναρίου ζητούν αφορισμό Ζήση, Τσελεγγίδη και λοιπών για το ταξίδι στη Γεωργία. http://www.ekklisiaonline.gr/fanari/item/16875 https://katanixis.blogspot.ru/2016/08/blog-post_554.html). Интересно и важно то, что при этом Вселенская Патриархия, вынося свое «каноническое определение» клирикам - профессорам Элладской Церкви, основывается на спорном и антиправославной документе «Отношение Православной Церкви с остальным христианским миром. «Эта конкретная группа, -заявляется на официальном сайте Вселенской Патриархии (fanarion.blogspot.gr) начала предпринимать и продолжает предпринимать, и при том неоднократно, интенсивные действия против Святого и Великого Собора, внутри и вне Греции. Согласно данным события, эта конкретная группа действовала противоцерковно и всецело интицерковно «вызывая соблазн у верующих, при поощрении их к неподчинению, к презрению к Канонической Церкви и к ее признаннму порядку», а на основании 22 пар. утвержденному Святым и Великим Собором Православия документу «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», в котором вполне ясно заявляется: «Православная Церковь осуждает всякий празрыв единства Церкви, со стороны отдельных лиц или групп, которые это делают под предлогом якобы сохранения подлинно православной веры. Как свидетельствует вся жизн Православной Церкви, сохранение полинно православно веры обеспечивается только соборным строем, который в Церкви является высшим авторитетом в вопросах веры и канонического порядка ( 6 правило II Вселнского собора )», к вышеназванным клириком необходимо применить наказание к виде извержения из сана, а к богослову из мирян – отлучение».(https://katanixis.blogspot.ru/2016/08/blog-post_554.html)
Хотя по всем данным, которые просочились по разным информационным каналам, касательно проведения и подготовки т.н. Святого и Великого Собора, именно Вселенская Патриархия повинна своей жесткой и непримеримой пизией по спорным документам, в сеянии соблазна и раскола в Православной Церкви. Эти действия Вселенской Патриархии и такая воинствующая ее позиция лишь лишний раз свидетельствует о том, что требуется незамедлительное соборное осуждение проведенного Собора на о. Крит.Тем самым будет поддержанна настоящая православная и исповедническая позиция Грузинской Православной Церкви, а Православная Церковь будет удержана от теперь уже нарастающей опасности раскола.
«“Pax vobis” (“Мир вам”): таков девиз апостольского визита Папы Франциска в Грузию, который состоится с 30 сентября по 2 октября; затем Святейший Отец посетит Азербайджанскую Республику. На опубликованном логотипе Папского визита эти два слова, взятые из ХХ главы Евангелия от Иоанна, написаны на двух языках – латыни и грузинском. Выбор темы мира подчёркивает совпадение времени визита с Юбилейным годом Милосердия и является призывом к миру на всей земле, и в частности в азиатском регионе», – сообщает радио Ватикана.
На логотипе Папского визита изображён также стилизованный крест, форма которого напоминает традиционный Крест святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Желтый и красный цвета относятся к государственным флагам Ватикана и Грузии.
Как отмечала пресс-служба Ватикана еще в апреле сего года: «После июньского визита в Армению понтифик осенью посетит Грузию и Азербайджан: “Папа Франциск принял приглашение от Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и от гражданских и религиозных властей Грузии и Азербайджана”».
Какие же цели преследует Хорхе Марио Бергольо и как связать его предстоящую поездку с противостоянием Грузинской Православной Церкви обновленчеству и экуменизму?
С прискорбием можно отметить, что происходит нечто психологически несовместимое.
На заседании Священного Синода Грузинской Православной Церкви, которое состоялось 16 февраля 2016 года, Католикос-Патриарх Илия II объявил, что Синод отверг документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», подготовленный для предстоящего «Всеправославного собора». «Наша Церковь останется на старом календаре... Наша Церковь была, есть и будет защитницей Православия! Грузинская Православная Церковь отвергает проект документа об экуменизме, приготовленный к “Великому собору”. Наша Церковь – это то, что спасло нашу страну и наш народ», – заявил тогда Католикос-Патриарх Илия II.
С 25 по 28 июля 2016 года церковная делегация, состоящая из представителей духовенства и известных богословов Элладской Православной Церкви, посетила Грузинскую Патриархию и была тепло принята Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II.
В итоговом отчете о встрече отмечалось: «Цель визита делегации была двоякой: с одной стороны, выразить от имени всех верующих православных христиан Греции сердечную благодарность Патриарху, архиереям и верующим досточтимой и мученической Грузинской Церкви за исповедание Православной веры и противостояние росту синкретического экуменизма, попытку узаконивания которого предпринял “Критский Собор”, а, с другой стороны, провести консультации и обсудить лично с Его Блаженством и архиереями надлежащий ответ неправославному “Критскому Собору”...
Верность и преданность Грузинской Церкви Православию была полностью подтверждена и той позицией, которую заняла Грузинская Церковь по отношению к документам и организации неправильно названного “Великого и Святого Собора” – епископской конференции, где приняло участие небольшое количество архиереев, представляющих менее половины православных верующих, которая была проведена в июне этого года на острове Крит...
Патриарх приветствовал своих гостей и высоко оценил их любовь и преданность Церкви и Вере, заверив их в том, что “не существует множества Церквей, но только одна Церковь – Православная”, и что он и Священный Синод будут “работать над единством всех Православных”, которое может быть обеспечено только на основе Веры, переданной нам от Святых Апостолов...
В целом, и гости, и хозяева нашли общий язык и пришли к единомыслию по всем вероучительным вопросам относительно догмата о Церкви, Ее границ и необходимости продолжать непоколебимо держаться Православного исповедания веры перед лицом распространения синкретического экуменизма».
Возникает вопрос: если «не существует множества Церквей, но только одна Церковь – Православная», то в каком качестве будет принимать Католикос-Патриарх Илия II прибывшего в Грузию Хорхе Марио Бергольо?
Впрочем, прецедент уже имеется. Еще в ноябре 1999 года визит в Грузию совершил папа римский Иоанн Павел II, где провел встречи с Блаженнейшим Патриархом Илией II и президентом страны Эдуардом Шеварднадзе.
Тогда понтифик прибыл в Грузию по приглашению Эдуарда Шеварднадзе и Илии II. В интервью национальному радио глава грузинского государства назвал визит понтифика важнейшим событием в истории христианства на Кавказе. Говоря об истории приглашения в страну Иоанна Павла II, Шеварднадзе опроверг слухи о том, что на главу Грузинской Церкви было оказано политическое давление со стороны властей. “Давления со стороны руководства не было. Между нами проводились консультации и мы сошлись в том, что визит Папы Римского – это полезное событие для всей Грузии, и Католикос проявил к этому визиту такой же интерес как и я”, – сказал Шеварднадзе.
Илия II, приветствуя приезд главы римской католической церкви, заявил: “Этот первый исторический визит Папы Римского поможет Грузии быть представленной на самом высоком уровне в мировом сообществе и поможет установлению мира во всем регионе”.
На встрече Папы Римского и главы Грузинской Православной Церкви было принято совместное заявление. Они призвали глав государств, все международное сообщество проявить волю во имя спасения мира от войн, насилия и терроризма на пороге третьего тысячелетия и создать условия для установления мира во всем мире. В обращении подчеркивалось, что терроризм стал новой и реальной опасностью для всего мира.
Между тем, в ряде периодических изданий отмечалось, что на Блаженнейшего Патриарха Илию II все-таки было оказано сильное давление: «Грузия против визита Папы», «Шеварднадзе выкручивает руки Патриарху». А прихожане Мцхетско-Тбилисской епархии тогда писали Иоанну Павлу II:
«Несколько месяцев назад православные христиане Грузии со скорбью следили за тем великим соблазном для традиционно православного народа Румынии, который создали Вами устроенные мессы и совместные молитвы с православными иерархами на площадях Бухареста.
Сегодня мы обеспокоены тем, что из-за намеченного Вашего официального визита в Грузию наша древнейшая, имеющая мученическую историю, Церковь может оказаться перед лицом такого же искушения.
Разница в догматах, которая обозначилась на протяжении веков из-за нововведений римского католичества, сделала нас последователями различных религий. Для православных католицизм – это архиересь, которая стала родоначальницей других ересей и любая духовная связь с которой делает невозможным спасение души, что является главнейшей целью человека в этом мире.
Мы молимся, чтобы Ваш визит в Грузию не состоялся. Надеемся, что от этого искушения избавит Пресвятая Богородица, удел которой есть Грузия, и те грузинские мученики со Святой Афонской Горы, которых потопили именем римского папы, и святой Марк Эфесский, который с Божьей помощью один защитил Православие от католицизма на Флорентийском соборе».
По всей Грузии шли выступления против визита понтифика на землю Святой Иверии. В стране распространялось обращение: «Как известно, глава еретической папской церкви Иоанн Павел II мечтает объединить все так называемые христианские церкви. Но главная задача папы и его единомышленников – присоединить к нечестивому сборищу Православную Церковь. С этой целью к двухтысячному году намечаются большие мероприятия, готовясь к которым папа римский начал свои путешествия в православные страны.
После посещения Румынии он намеревается приехать в Грузию 8-9 ноября сего года. Ясно, что главнейшая цель его поездки – укрепление ереси папизма, ослабление православного сознания и расширение экуменических настроений. Он приходит “чтобы украсть, убить и погубить” (Ин. 10, 10).
К сожалению, уже сегодня предтечи антихриста без насилия и без особого труда подкупают души многих православных христиан. Православные люди в Грузии сознают, какие силы поддерживают экуменические и межрелигиозные мероприятия папистов, поэтому мы уповаем только на милосердие всемогущего Бога. Просим всех православных христиан, у кого болит сердце за чистоту нашего исповедания, помолимся вместе Господу, чтобы не исполнились злые мечты еретиков, чтобы их глава не ступил ни на землю Иверскую, ни на землю другой православной страны».
Господь попустил тогда приезд главного ересиарха планеты, который осквернил древнейшую святыню земли Иверской: «В кафедральном соборе Светицховели, построенном в XII веке в древней столице Грузии – Мцхете, Папа Римский благословил народы Грузии и призвал их к единству, независимо от религиозного исповедания, а также выразил пожелание взаимопонимания между различными конфессиями. Все услышали его призыв к преодолению несущественных различий, сближению и сотрудничеству католичества с православием», – отмечали тогда газеты.
Теперь к «преодолению несущественных различий, сближению и сотрудничеству католичества с православием» (!) будет призывать народы Грузии папа Франциск. Здесь следует отметить, что более 80% населения Грузии – православные христиане, 9% – мусульмане, 1,5% – католики, остальные – приверженцы других религий.
Во время юбилейной аудиенции 30 июня 2016 в Ватикане папа Франциск сообщил, что он принял приглашение отправиться во вторую поездку на Кавказ по двум причинам: чтобы «подчеркнуть древние христианские корни на этих землях – разумеется, в духе диалога с другими религиями и культурами, – и чтобы укрепить надежду и путь к миру».
По сообщению радио Ватикана: «В Тбилиси Папа Франциск прибудет 30 сентября во второй половине дня. После церемонии приветствия состоится визит вежливости к президенту Республики. Во дворе президентского дворца Папа Франциск встретится с представителями властей, гражданского общества и дипломатического корпуса. Вечером того же дня в патриаршей резиденции запланирована встреча с Католикосом и Патриархом всея Грузии Илией II...
На следующий день, в субботу 1 октября, Папа Франциск возглавит Святую Мессу на тбилисском стадионе имени Михаила Месхи, после чего встретится со священниками и монашествующими в храме Успения Пресвятой Богородицы... Вечером Святейший Отец посетит патриарший кафедральный собор Светицховели в древнем городе Мцхета
В воскресенье 2 октября, после церемонии прощания в международном аэропорту Тбилиси, Папа Франциск отправится в Азербайджан. Поездки в эти две страны являются частью Папского визита на Кавказ, первым этапом которого было посещение Республики Армения в июне этого года».
Оказывалось или не оказывалось на Патриарха всея Грузии давление в этот раз, мы не знаем, но вновь, как и в 1999 году – поругание великой святыни земли Иверской. Светицховели (груз. სვეტიცხოველი – животворящий столп) – кафедральный патриарший собор Грузинской Православной Церкви в Мцхете. Среди сохранившихся древних сооружений Светицховели является самым большим в стране. На протяжении тысячелетия он является центром православной Грузии.
Немалую тревогу вызывает и политический аспект визита Франциска на грузинскую землю.
«Детали предстоящего визита папы римского в Тбилиси обсудили в Ватикане заместитель главы МИД Грузии Гиги Гигиадзе и заместитель секретаря по отношениям Святого престола с государствами, архиепископ Антуан Камиллери. Стороны обсудили также вопросы региональной безопасности, отношений с Россией и ситуацию на оккупированных территориях. Гиги Гигиадзе поблагодарил коллегу за поддержку Грузии и выразил надежду, что Ватикан продолжит активно поддерживать Грузию», – сообщает пресс-служба МИД Грузии.
В сообщении подчеркивается, что А. Камиллери в очередной раз подтвердил твердую позицию Ватикана в отношении политики непризнания независимости Абхазии и Цхинвальского региона «так называемой» Южной Осетии.
По словам президента Грузии Георгия Маргвелашвили, визит папы следует рассматривать не только с религиозной точки зрения, но и как визит главы государства – Ватикана, играющего значительную роль в международных отношениях: «Это государство, отношения с которым для нас особенно важны как с точки зрения повышения узнаваемости Грузии в католическом мире, так и в направлении поддержки политики непризнания оккупированных территорий», – подчеркнул президент Грузии.
Итак, Франциск полностью поддерживает захватническую политику грузинских властей в отношении свободолюбивых народов Абхазии и Южной Осетии.
Говоря о следующей цели кавказской поездки Франциска – Баку, следует отметить, что понтифик и там нашел «древние христианские корни». Речь идет о Кавказской Албании, возникшей в конце II – середине I веков до нашей эры в восточном Закавказье и занимавшей часть территории современных Азербайджана, Грузии и Дагестана. Христианство стало государственной религией Албании в начале IV веке, когда царь Урнайр был крещён в Великой Армении просветителем этой страны святым Григорием.
В 2013 году посол Азербайджана в Греции Рахман Мустафаев дал интересное интервью. В частности, он заявил: «Албанская церковь была основана прибывшими из Иерусалима апостолами Варфоломеем и Елисеем, но также еще и деятельностью поселившихся в Албании иудеев-назареев, еврейских христиан. Нахождение Албании по соседству с Грузией, Арменией и Персией обусловили связи Албанской церкви с Грузинской, Армянской и Сиро-Персидской церквями. Главы Албанской церкви участвовали в поместных Соборах вместе с армянскими и грузинскими епископами...»
Таким образом, намек папы на «древние христианские корни» Азербайджана совсем не случаен.
«Визит Франциска начнется с мессы в храме Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии. После богослужения понтифик проведет встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, руководством Управления мусульман Кавказа, а также представителями Русской Православной Церкви и еврейской общины. Вечером этого же дня глава Римско-католической Церкви возвратится в Ватикан», – сообщает пресс-служба Святого престола.
Не следует забывать, что на протяжении последних лет между Азербайджаном и Ватиканом существует тесное сотрудничество. Речь идет о помощи Фонда Гейдара Алиева в реставрации римских катакомб. Считается, что это серьезный вклад Азербайджана в общемировое культурное достояние человечества. Весной 2015 года президент Азербайджана Ильхам Алиев с супругой Мехрибан Алиевой находились с официальным визитом в Ватикане, где встречались с папой римским Франциском.
Несомненно, что в ходе встречи понтифика с Алиевым в Баку будут затронуты вопросы, связанные с карабахским конфликтом. Здесь папа может выступить в качестве миротворца-посредника, не забывая, безусловно, о собственных интересах. По этому поводу он заявил: «История показывает, что дорога к миру требует большого упорства и постоянных шагов, начиная с малых, которые постепенно должны расти, – шагов навстречу друг другу. Поэтому я надеюсь, что все и каждый внесут свой собственный вклад в мир и примирение».
Франциск – великий импровизатор, который в любой момент умеет сказать то, что нужно, но при этом провести свою линию. В Армении он с одинаковой легкостью покорил и президента Сержа Саргсяна, и Католикоса всех армян Гарегина Второго.
Факты – упрямая вещь. «Экуменическая церемония и совместная молитва Папы Франциска и Католикоса всех армян Гарегина Второго о мире, прошедшая в центре Еревана на площади Республики, завершилась вручением понтифику миниатюры Ноева ковчега», «В Святом Первопрестольном Эчмиадзине была совершена Святая Литургия под предводительством Гарегина Второго и Папы Римского Франциска», – вещали телевидение, радио и интернет. По окончании службы Каталикос обратился со словом к многотысячной аудитории.
Вот некоторые выдержки из него:
«Ваше Святейшество, возлюбленный брат во Христе! Многоуважаемый господин Президент Республики Армения! Духовные братья и благочестивый народ!
В Святом Эчмиадзине дни восхваления Господа с обилием духовной радости и совместной молитвы. Сегодня мы объединились Святой Литургией, при молитвенном присутствии Нашего возлюбленного брата – Папы Франциска...
Дорогие, в эти дни совместными визитами и молитвами вместе с Нашим духовным братом Папой Франциском мы вновь подтвердили, что Святая Христова Церковь едина в мире, в жизненно важной миссии распространения Евангелия Христа, заботы о творении, противостоянии всеобщим проблемам, спасении человека – славы и венца Божьего творения...
В этот благодатный день для Нас удовлетворение вновь выразить Нашу благодарность Папе Франциску за его братский визит. Мы и наш народ всегда будем молиться за Вас, возлюбленный брат, и за Ваши старания ради благоденствия и мирной жизни человечества и процветания Святой Христовой Церкви. Да хранит Вас Господь храбрым духом, благословит и крепко сохранит наши Церкви в единении любви и сотрудничестве и дарует новые поводы для свидетельства братства. В ваших каждодневных молитвах вспоминайте армянский народ, армянскую землю и Армянскую Церковь, Первопрестольный Святой Эчмиадзин...»
Комментарии, пожалуй, здесь излишни. Увы, победа Франциска в данном случае – неоспорима. Он «застолбил» Армению как свою территорию.
Что произойдет в Грузии и Азербайджане, мы вскоре узнаем.
Остается отметить, что пастырских причин для посещения Грузии и Азербайджана у папы нет: католиков в этих странах совсем немного, а Азербайджан вообще мусульманская страна, хотя и имеет «древние христианские корни».
Ватиканский историк, профессор Альберто Меллони, объясняя особые секреты папской «дифференцированной геополитической карты мира», говорит, что Франциск имеет обыкновение «начинать с небольших стран, прежде чем обратиться к более крупным». Поэтому, по словам Меллони, поездку понтифика на Кавказ можно рассматривать как «предварительный подход к Москве, которая является реальной проблемой Ватикана, решающего, что делать с Россией и Китаем, великими сверхдержавами нашего века...»
В заключение хочется напомнить читателю слова двух замечательных архипастырей нашего времени.
Архиепископ Аверкий (Таушев): «Все, что происходит сейчас, на высших уровнях религиозной, общественной жизни, в правительствах – это не что иное, как деятельная подготовка слуг приближающегося антихриста к его будущему царствованию, эта работа делается в такой же мере “христианами”, как и нехристианами».
Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия – апокалиптические!»
Чтущий да разумеет.
Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф