Геронда Архимандрит Георгий Капсанис, Проигумен монастыря прп. Григория (+2014)
Что такое умная и сердечная молитва?
Τί είναι η νοερά και καρδιακή προσευχή;
Память Божия в человеке раскрывает общение с Богом и поэтому подобна молитве. Борьба за постоянное призывание Святого Имени Христа с помощью молитвы «Господи Иисусе Христе, помилуй грешнаго», постоянно обновляет в человеке память о Боге и общение с Богом. Вот почему апостол Павел писал Фессалоникийцам: «Непрестанно молитесь».
Памятью о Боге и молитвой человек открывает истинное благородство своей природы, которая является границей между видимым и невидимым мирами и «обоженным животным»; он преодолевает естественную необходимость, простирает свое существование до Бога, чувствует себя свободным от того, что держит его в плену на земле.
Но для того, чтобы молитва была истинной, она должна быть молитвой всего человека, а не только уст, только разума или только сердца.
Совершенная молитва это умная и в то же время сердечная молитва. Ум молится через сердце, которое является центром существования. То есть весь человек из глубины и центра своего молится, исполняя призыв Божий: «Возлюби Господа Бога твоего всей душой, всем сердцем, всей силой, всем разумением и ближнего своего как самого себя ». Богу преподносится весь человек.
В этой молитве используется монологическая (односложная) молитва «Господи Иисусе Христе помилуй мя грешнаго», которая своим кратким призывом помогает в сосредоточении ума и погружении ума в сердце.
Святые отцы, так называемые отцы-трезвения, писали на основании своего опыта о способе и методе этой молитвы. Есть собрание сочинений этих святых отцов, которое называется «Филокалия» (Доротолюбие). И слово филокалия-добротолюбие является характерным. В умной и сердечной молитве верующий соединяется с Богом, видит Бога, самое прекрасное существо в мире, превысшую красоту.
Поскольку существует риск впасть с путаницу в рассуждениях о сердечной молитве и о различных способах медитации и молитвы, которые практикуются в восточных религиях, я думаю, что мне нужно прояснить несколько вопросов:
1. Не только монологическая молитва, «Господи Иисусе Христе», но и каждая молитва Церкви, такая как основная данная Богом Господня молитва «Отче наш», должна быть умной и сердечной, то есть она должна исходить из самых наших глубин.
2. Обретение дара непрестанной умной и сердечной молитвы для нас, православных, в основном не вопрос метода и техники, а вопрос о обретении сокрушенного сердца, то есть сердца, которое раскаивается, болит за свои грехи и смиряется. Без такого сердца ни один метод и техника молитвы, такие как вдох и выдох, не могут принести истинной молитвы.
3. Сердечная и умная молитва предполагает наше участие в жизни Церкви, в ее Таинствах, соблюдение заповедей Божиих и послушание духовному отцу. Другими словами, это не индивидуалистический подход к Богу. В Церкви смиренный христианин получает Благодать Божью, и эта Благодать действует в нем при его собственном, конечно же, содействии, соработничестве и волей, истинной молитвой.
Завершая тему молитвы, я хотел бы сказать, что современный человек имеет прежде всего потребность в молитве, чтобы не быть поглощенным современным глубоко материалистическим образом жизни, забывая свою боговидность, то есть свое божественное происхождение и божественное предназначение.
Молитва необходима даже для того, чтобы суметь сохранить свое внутреннее единство, равновесие и мир в ужасной раздробленности, дисбалансе и экстраверсии современного мира. Для того, чтобы иметь постоянное ощущение присутствия и провидения Бога в своей жизни, не быть «тревожным», отчаявшимся и воспринимать мир как пустой и «бессмысленный».
Постоянно произнося сладчайшее и самое святое Имя Христа, он почувствует Христа в своем сердце, он избежит греха, он будет развивать чувство любви к Богу и людям. Он умиротворяет себя и умиротворяет окружающих его людей.
Позвольте мне дать вамь братский совет из духовной традиции Афона: чем больше раз мы с любовью произносим молитву «Господи Иисусе Христе», тем ближе мы будем к Богу и тем больше благодати и силы мы получим, чтобы противостоять различным трудностям и соблазнам в нашей жизни.
(Πηγή: Αγιορειτική Μαρτυρία, τ. 2, σ. 72-74)
перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет"2020г
https://www.pemptousia.gr/2020/02/ti-ine-i-noera-ke-kardiaki-prosefchi/