Протопресвитер Константин Стратигопулос: «Богословский анализ иконы Рождества Господа нашего Иисуса Христа». Часть 2.
См. 1 часть беседы здесь.
Сегодня мы продолжим наш разговор об иконе Рождества Христова. Здесь же мы видим и Пресвятую Богородицу. У Пресвятой Девы всегда, на всех иконографических изображениях, изображены три звёздочки: на голове и на обоих плечах. Эти восьмиконечные звёздочки обозначают, что Богородица была Девой до, во время и после Рождества Христова. Она является Приснодевой. А восемь лучей у звёздочки символизируют таинство восьмого дня. Бог создал человека за семь дней. В седьмой день человек подвергся падению. И Бог начинает осуществлять Свой план Божественного Спасения. Воплощение и Рождество Христово — это дело восьмого дня Творения, которое является таинством Божественного Домостроительства. Богородица принимает участие в этом великом таинстве восьмого дня творения. Именно поэтому Её изображают с восьмиконечными звёздочками.
Давайте рассмотрим теперь и периферические, окружающие центральных персонажей иконы элементы. Здесь есть ангелы, которые славословят. Все ангелы обязательно изображаются с ленточкой на голове. У них всегда длинные волосы, повязанные ленточкой — это догматический элемент, а не второстепенная деталь. Ленточка вокруг головы ангела символизирует собирание, сосредоточение ума к Богу.
Также мы видим на иконе Рождества трёх волхвов. Они были учёными и, как вы знаете, принесли Христу три дара: золото, ладан и смирну. Эти дары являются догматическими элементами. Золото приносят Христу как Царю. В древние времена золото было царским подарком. Ладан, потому что Он — Бог. А смирна — это благовонный бальзам, вещество, которым умащивали тело покойника. Итак, Христос — это Бог, Царь и Тот, кто умрёт за нас.
На иконе есть и Иосиф Обручник. Он изображён в нижнем углу иконы. Обратите внимание: те, кто находятся в центре какого-то литургического действия, изображаются в центре. Те же, кто служат этому таинству, обычно изображаются по краям. Христос всегда является центральным персонажем на таких многоплановых иконах. Иосиф, также как и Богородица является «соработником» таинства. Обычно память тех, кто играет в таинстве вспомогательную роль, отмечается после господского праздника. Собор Пресвятой Богородицы празднуется 26 декабря/8 января. А память св. Иосифа Обручника празднуется в следующее же воскресенье после Рождества, вместе с царём Давидом и Иаковом, братом Господним.
Здесь важно отметить, что в православной агиографии мы никогда не изображаем так называемое «Святое Семейство» — один из любимых сюжетов на Западе. У нас есть Богородица, которая всегда является Приснодевой, т. к. Она всегда сохраняла своё девство, и Иосиф, который служит этому таинству. Мы никогда не пишем на иконах «Святого Семейства», состоящего из Христа, Богородицы и Иосифа. За исключением одного случая: их бегства в Египет. Здесь на одном ослике изображают Богородицу с Христом, а Иосиф снова им служит, ведя ослика и сопровождая их, чтобы помогать им в дороге. Бегство в Египет изображают со своими собственными богословскими предпосылками, которые имеются в каждой иконе.
Мы видим также купание Богомладенца, сцену, которая вызывала немало споров. Иконописец помещает её на этой иконе, чтобы показать то, что происходило со всеми младенцами. Когда они рождались, их обмывали. В восьмой день — вспомните — происходило обрезание. Настоящее обрезание. Христос был совершенным человеком, и Он прошёл через всё человеческое. За исключением греха. Если бы Христос превосходил нас по Своей человеческой природе, то Ему не нужно было бы спать, не нужно было бы есть (всё это Христос делал, это факт). Но тогда Он был бы Сверхчеловеком, который не спас бы человеческий род. У св. Григория Богослова есть такая фраза: «Не воспринятое не уврачевано». А Христос воспринял всё, свойственное нам. И Он воспринял это полностью, обратите внимание: все наши беспорочные страсти. У Христа были страсти, но страсти беспорочные. Что это такое? Голод — это страсть, но он не является греховным. Жажда и сон — это страсти беспорочные. Порочные страсти являются искажением этих беспорочных страстей. Чревоугодие — по отношению к голоду. Об этом говорит св. Иоанн Дамаскин и другие Святые Отцы нашей Церкви.
И, конечно же, мы видим пастухов, которые по-разному изображаются на иконе Рождества. Это человеческое присутствие, славословие, приносимое от человека Богу, в то время, когда на землю приходит Христос. А с неба спускается Божественный Свет, нетварный Свет, который освещает Таинство Рождества Христова.
Это был догматический анализ иконы Рождества Господа нашего Иисуса Христа. При написании иконы мы всегда должны руководствоваться догматикой. И никто не имеет права менять богословие иконы из-за своих собственных персональных воззрений.
Запись беседы протоиерея Константина Стратигопулоса, клирика Св.-Успенской церкви св. Митрополии Глифады в Греции, которая состоялась в пятницу 11.11.2005 в рамках уроков Православной иконописи.
@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.